Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи. 1770-е
Василию Баженову, сыну дьячка одной из придворных кремлевских церквей, была уготована участь монастырского певчего. Но однажды подросток, увлеченный рисованием и лепкой фигурок, попался на глаза местному художнику. Он и пристроил при первой возможности его разрисовывать государевы палаты в московском пригороде. А уже там Баженова заметил главный московский архитектор, князь Дмитрий Васильевич Ухтомский. Ухтомский взял шефство над юношей, помог с поступлением в художественный класс гимназии, чем открыл для Баженова дверь в профессию. Уже во время обучения в Академии художеств молодого архитектора привлекли к постройке столичного Никольского морского собора. А затем отправили на заграничную стажировку во Францию, где Баженов изучал азы классицизма и ощутил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений». Однако вернувшись на Родину, начинающий архитектор с удивлением обнаружил, что дома его возвращения никто не ждал, и работы нет. Лишь заведя знакомство с влиятельным князем Григорием Орловым, Баженов сумел получить высочайшие заказы.
«Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль».
240 лет назад на Боровицком холме торжественно заложили Большой Кремлёвский дворец, который должен был кардинально изменить облик не только Кремля, но и всей Москвы.
Новый Кремль «Третьего Рима» должен был, по словам самого автора, посрамить Колизей и египетские пирамиды. При закладке первого камня Баженов провозгласил: «Худовидные грады преображаются». Так он характеризовал средневековую Москву.
Однако в 1775 г. по решению императрицы грандиозное строительство остановили.
Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776
Памятных московских строений, с которыми связано имя Василия Ивановича.
Усадьба Царицыно – улица Дольская, 1Любимое место прогулок москвичей - усадьба Царицыно - должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.
Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.
После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.
В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.
Дом Пашкова – улица Воздвиженка, 3/5С1Необыкновенной красоты особняк расположился в самом центре Москвы – на Ваганьковском холме. Москвичам старшего поколения это строение также знакомо как бывшее здание Ленинской библиотеки. А любители творчества Булгакова помнят, что именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло прощались со столицей.
Своё название дом получил в честь Петра Егоровича Пашкова – отставного офицера и первого владельца. По его заказу во второй половине XVIII века и построили особняк. На тот момент это было первое не церковное здание, окна которого выходили на Кремль.
Большинство историков полагает, что Дом Пашкова построен по проекту Баженова. Об этом свидетельствует характерный для архитектора стиль. Но, к сожалению, никаких документов, которые подтверждали бы авторство Василия Ивановича, не сохранилось.
Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке – улица Маросейка, 17Бело-голубое здание псевдобарочного стиля красуется почти в самом центре столицы. Участок земли под постройку особняка приобрел в конце XVIII века граф Пётр Сергеевич Румянцев-Задунайский, который находился в тесных родственных связях с императорской семьей.
После его смерти дворец унаследовал сын графа Румянцева – Николай. При нем частыми гостями усадьбы были представители творческой интеллигенции того времени. К их числу относились Василий Жуковский, Николай Карамзин, Пётр Вяземский, Константин Батюшков.
В разные годы усадьбу использовали под офисы и гостиницу. Здание также сдавалось в качестве меблированных квартир. А в 1812 году, когда Наполеон учредил в столице городское правление Москвы, эта инстанция разместилась именно в особняке Румянцева.
Ансамбль храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Величественный храм в стиле классицизма был возведен в конце XVII века на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима от иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», название этого образа прочно закрепилось за храмом.
В конце XVIII века своим архитектурным творчеством здесь отметился и Василий Баженов. По его проекту к ансамблю храма были пристроены трапезная и колокольня. Интересно, что тот тип трапезной, который предложил и впервые применил Василий Иванович, впоследствии получил широкое распространение в архитектуре столицы.
Василий Баженов, академик Болонской и Петербургской, профессор Римской и Флорентийской академий художеств. Блестяще образованный, он работал для самого Людовика XVI и имел предложение от французского короля остаться при его дворе.