Набор для ликера из стекла, серебра с позолотой и эмалью. Ф-ка П. А. Овчинникова, 1899.

В 1851 г. крепостнои мальчик открыл фабрику. Что он сделал со своими бывшими товарищами: урок всем современным предпринимателям
В 1830 году в имении светлеишего князя Волконского родился мальчик, сын крепостного крестьянина. Пацан сызмальства любил рисовать. И князь заметил тягу ребенка к искусству. В 12 лет его отправили в Москву учиться ювелирному делу. В 17 лет он вернулся и сразу же начал работать.
изни он одевался строго, можно даже сказать бедно. Не тратил деньги на роскошь и праздную жизнь. Зато бывшии крепостнои понял одну простую вещь: настоящии капитал любого предприятия — это люди. Создаи условия для труда и полноценнои жизни и порвут для тебя любого конкурента.

Витрина на выставке изделий П. А. Овчинникова, г. Москва, 1880
значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила восстановить утраченную за многие столетия технику перегородчатой эмали. Образцы изделий с использованием этой техники демонстрировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.
Серебряный самовар с чернью и позолотой.
Ф-ка П. А. Овчинникова, г. Москва, 1879
Мастера фирмы освоили другой уникальный технический прием – витражную или оконную эмаль. До последней декады XIX века этот технический прием в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. на предприятии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями, главным образом, в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традиционных технических приемов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.
Фирма Овчинникова постоянно развивалась, была своего рода новатором в использовании различных приемов при создании ювелирных предметов. Это способствовало выделению торгового дома Овчинникова среди его конкурентов, таких как дома Хлебникова, Курлюкова и многих других.
Как петербургский коллега Карл Фаберже, Павел при производстве ювелирных изделий делал акцент на высокое качество и прочность изделий, использование новых технологий. Он постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства.
Павел Акимович был одним из первых русских промышленников, кто понял важное значение профессиональной подготовки и образования и открыл при своей фабрике художественную школу для своих ювелиров, где обучалось 130 учеников. В течение 5-6 лет они изучали общеобразовательные предметы для общего развития и специальные для развития мастерства: рисунок, черчение, лепку из глины, лепку из воска, каллиграфию. Уже в 1882 году школа была отмечена серебряной медалью художественно-промышленной выставки в Москве за «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников». Непосредственно сам фабрикант Овчинников заслуженно получил почетное право клеймить свои изделия государственным гербом рядом с клеймом фабрики.

Большой серебряный сервиз князя Сергея Голицына в стиле русского рококо. Овчинников, Москва, 1887.
П. А. Овчинников щедро делился своим опытом со всеми фабрикантами драгоценных изделий. В 1881 году в целях популяризации профессионального обучения он опубликовал книгу, в которой рассказывал и обосновывал необходимость и эффективность организации специальных школ при фабриках.
1870–1880-е годы стали временем наивысшего расцвета фабрики П. А. Овчинникова. Еще в конце 1860-х фирма получила право украшать свои изделия государственным гербом и открыла свой первый магазин в Москве — на престижном Кузнецком Мосту. Через несколько лет магазин фирмы Овчинникова появился и в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, а потом открылся еще один магазин в Москве, на Ильинке.
После смерти Павла Акимовича в 1888 г. дело продолжили его
сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай. Михаил Павлович, возглавляя петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев: Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович. Во многом изделия мастеров Овчинникова являлись законодателями моды, зачастую не только продолжая сложившиеся традиции, но и формируя новые тенденции серебряного и золотого дела второй половины ХIХ и начала ХХ веков.
К сожалению, в результате политических и экономических потрясений революции 1917 г. фабрика была закрыта.
Серебряный самовар и клеймо
ф-ки М.П. Овчинникова, нач. ХХ в.
Фирма Овчинниковых имела многочисленные награды и звания, не только отечественные, но зарубежные от императорских, королевских и княжеских домов. Ассортимент фирмы включал как предметы быта (посуду, письменные приборы и пр.) так и предметы культа: потиры, складни, оклады для богослужебных книг и икон. Многие из этих изделий находятся в государственных музеях России, а также в коллекциях европейских королевских домов.
В коллекции музея самоваров есть прекрасный серебряный самовар петербургского отделения фабрики, когда дело там возглавлял Михаил Павлович Овчинников. Не имея никаких декоративных излишеств, самовар, тем не менее, производит удивительное впечатление легкости, изящества и простоты, что всегда отличало работы фабрики. Накладки-хватки из слоновой кости дополняют впечатление. Посетители музею имеют прекрасную возможность познакомиться с изделием одного из лучших ювелирных домов старой России, основанного золотых дел мастером и мануфактур-советником, основателем национальной ювелирной школы, почетным гражданином Москвы, гласным Московской городской думы Павлом Акимовичем Овчинниковым.