С.К. Зарянко. Портрет графа
Ф.П. Толстого. 1850
Граф Федор Петрович Толстой – мастер медальерного дела, скульптор, живописец, гравер, рисовальщик и декоратор, педагог. Автор серии медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812-1814 годов медалей в память турецкой и персидской войн.
Федор Толстой - автор иллюстраций к поэме И.В. Богдановича «Душенька», миниатюрных портретов из воска, серии рисунков-силуэтов. Вице-президент(1828-1859), товарищ (заместитель) президента (1859—1868) Императорской академии художеств, один из наиболее крупных художественных и общественных деятелей. Творчество Ф.П. Толстого, человека удивительной многогранности и широты интересов - яркая страница в истории российского искусства первой половины XIX века.
Федор Толстой родился в Петербурге в семье графа П.А.Толстого, начальника Кригс-комиссариата. Был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Учился в полоцком Иезуитском училище, а затем в Морском корпусе. Занимаясь в корпусе, Ф.П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств.
В 1804 году подал в отставку.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О.Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов. Глубокая любовь к античному искусству, прошла через весь его творческий путь. В 1809 году за восковой барельеф "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон" ( Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой был избран почетным членом Академии художеств.
В 1806 году Ф.Толстой определен на службу в Эрмитаж. В 1809 году создал первую медаль "В память просветительной деятельности Чацкого", исполненную в лучших традициях классицизма.
В 1810 году Фёдор получил назначение в Петербургский монетный двор медальером, и тогда смог жениться на незнатной и небогатой Анне Фёдоровне Дудиной:
Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений.

В 1816 году исполнил из воска четыре барельефа к "Одиссее" Гомера (ГТГ). Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств. Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур, участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.

Народное ополчение 1812 года Медальон, воск, 1816
В 1842 году получил звание профессора медальерного искусства, в 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора скульптуры.

Бой при Кульме
Большое место в творческом наследии художника занимают иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька. Это венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства - виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров.

Изображение медали: Александр Первый, облеченный силою и доблестию, на быстром коне, попирающем шипящих змей зависти и злобы, с обнаженным в деснице мечем и с оком провидения на щите, путеводимый мудростию и правдою, летит за пределы России. Слава, подвиги Его увенчивать спешащая, едва во след за ним успевает
Широко известны также силуэты из черной бумаги. Силуэт - это однотонный (тушь на белом или белила на чёрном) профиль фигур и предметов на рисунке. Или силуэт вырезался из бумаги. Вот граф Толстой и создаст впервые в силуэтной технике многофигурные сцены, как, например, вот эта:
В 1816 году Федор Толстой был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых "ланкастерских школ", целью которых было распространение грамотности среди населения. В 1818 году вступил в тайное общество - Союз Благоденствия, где был председателем Коренного Совета. В восстании декабристов не принимал участие.
Помогал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко.
Скончался Федор Петрович Толстой 25 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет.
Федор Толстой подарил жене Александра I Елизавете Алексеевне вот такую "веточку красной и белой смородины":
Императрице так понравился этот небольшой рисунок, что она подарила художнику бриллиантовый перстенёк стоимостью в полторы тысячи рублей, что позволило Толстому переехать с женой и двумя дочерьми из домика около Смоленского кладбища в дом на Петербургской стороне.
В старости Фёдор Толстой шутил, "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной".

В натюрмортах графа Фёдора Толстого мухи, капли воды, клубника, виноград совершенно «живые». Однако затевал этот диалог с природой художник не ради «спецэффектов» и поражения зрителей. В акварели «Цветок, бабочка и мухи» и других подобных произведениях заложена оригинальная художественная идея – «соревнование» искусства и природы. Толстой совмещает разные фактуры и принципы рассмотрения изображения.
Бабочка и цветок словно бы «плоские», а капли и мухи – «объёмные», будто увиденные через увеличительное стекло. Таки образом мастер делает комплимент не натуре, с которой «списан» натюрморт, но творческой изощрённости природы, её «вещной реальности» и искусности.
Было бы большим упущением отметить только эту сторону таланта художника. Его мастерство охватывало очень широкий спектр интересов в изобразительном искусстве. Пётр Толстой занимался скульптурой, прославился как весьма выдающийся медальер – мастер по изготовлению монет и медалей и вошёл в историю русского искусства прежде всего серией медальонов, посвященной Отечественной войне 1812 года, был живописцем, рисовальщиком, театральным художником и мастером силуэта. Однако, в день рождения графа – 21 февраля 1783 года, отказавшегося ради искусства от карьеры, уготованной знатному дворянину, и добывавшего «пропитание» семье своими произведениями, мы представляем вам его великолепный тромплей «Цветок, бабочка и мухи» из коллекции Русского музея как пример «животворящего творчества» художника.
