• Авторизация


Ко дню рождения Владимира Соловьёва 28-01-2024 17:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


undefined

Крамской Иван (1837-1887) - Портрет Владимира Соловьёва. 1885

Потому ль, что сердцу надо
Жить одним, одно любя,
Потому ль, что нет отрады
Не отдавшему себя;
 
Оттого ли, что судьбою
Наши сблизились пути,
И с тобой, с тобой одною
Мог я счастие найти, —
 
Оттого ли, потому ли, —
Но в тебе, в тебе одной
Безвозвратно потонули
Сердце, жизнь и разум мой.
 
Между 9 и 15 июня 1892

 

Владимир Соловьев, значимая фигура в российской философской мысли, родился в 1853 году и оставил значительное наследие, охватывающее различные аспекты философии, теологии, и поэзии. Сын историка Сергея Соловьева, Владимир получил блестящее образование и рос в атмосфере интеллектуального поиска.

«Во всей русской литературе нет личности более загадочной; его можно сравнить только с Гоголем», — в этом сходятся многие исследователи-историки. Поэт Александр Блок назвал Соловьёва рыцарем-монахом, а многие исследователи по праву называют его отцом русской философии.

Соловьев выделялся своими идеями о всеединстве, стремясь синтезировать религиозные и философские взгляды. Он был пионером в области русской религиозной философии, акцентируя внимание на важности христианской мистики и этики. Его взгляды на религию, культуру, историю и общество оказали значительное влияние на российскую интеллектуальную элиту конца XIX – начала ХХ веков.
Важным аспектом его работы было стремление к объединению и гармонии между Востоком и Западом, а также между наукой и религией. Соловьев также активно занимался вопросами социальной справедливости и миротворчества, выступая за примирение и диалог между различными культурами и религиями.

Ещё в девять лет юному Владимиру было явление Божественной премудрости — Софии, которая предрекла ему великий путь. В 14 лет философ увлёкся модным тогда нигилизмом («базаровщина») и четыре года по воззрениям был настоящим материалистом. В 16 лет он заинтересовался философом Спинозой, известным кабалистом.

В 18 лет Владимир стал переписываться со своей двоюродной сестрой Катей Романовой. Вскоре их письма переросли в настоящую любовь. Он писал ей:

«Существующий порядок не таков, каков должен быть…».

В автобиографии «На заре туманной юности» Соловьёв пишет, что, выслушав его признание в любви, она ответила спокойным и твёрдым отказом. Он с самоиронией вспоминает:

«Спешу заметить, что это был мой последний опыт обращения молодых девиц на путь самоотрицания воли».

По мнению профессора философии, доктора исторических наук, Андрея Зубова, решающую роль в этом решении всё же сыграли родители Кати.

В 1869 году юный философ, по желанию отца, поступает на историко-филологический факультет Московскому университета. Ради интереса он переводится на физико-математический, но, разочаровавшись в естественных науках, в 1873 году всё же сдаёт экстерном экзамены на историко-филологическом факультете. Тема его кандидатской — «Мифологический процесс в древнем язычестве».

Владимир Соловьёв

Через год Владимир Соловьёв становится вольным слушателем Московской духовной академии и переезжает в Сергиев Посад. Сам Бестужев-Рюмин уже тогда высказался о 21-летнем философе:

«Россию можно поздравить с гениальным человеком».

Тогда же пожилой профессор московского университета П. Юркевич обращает внимание на одарённого юношу, высоко оценив его перевод «Пролегоменов», решает сделать его своим преемником на кафедре философии, предлагает защитить кандидатскую диссертацию в Петербурге.

В том же 1874 году Соловьёв защищает диссертацию по теме «Кризис западной философии (против позитивистов), в которой впервые формулирует идею Всеединства, синтеза западной и восточной культур».

Соловьёв пишет, что субъект должен быть не только познающим, но и «хотящим», «волящим», активно действующим. По Соловьёву философия должна стать реальной силой, побуждающей человека к действию (как философия марксизма, но в другом направлении). Философия должна научить, как жить.

Его кандидатская «Мифологический процесс в древнем язычестве» во многом была вдохновлена идеями Шеллинга и Хомякова, и по своему умонастроению Владимир Соловьев был близок к славянофилам. Однако он внимательно изучил всю историю западной философии и в частности Канта.

В январе 1875 года, едва отметив 22-летие, Владимир Соловьёв уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Одновременно юный философ преподавал на женских курсах Герье.
Курсистка Елизавета Поливанова, с увлечением слушавшая его, писала:

«У Соловьёва замечательные сине-серые глаза, густые тёмные брови, красивой формы лоб и нос, густые, довольно длинные и несколько вьющиеся волосы… Это лицо прекрасно и с необычайно одухотворённым выражением, как будто не от мира сего, мне думается, такие лица должны были быть у христианских мучеников…».

Поливанова произвела на Соловьёва сильное впечатление. Владимир добился знакомства с девушкой, сделал ей предложение руки и сердца, но последовал отказ. Лиза была влюблена в другого…

В том же 1875 году Московский университет отправляет Соловьёва в Англию для изучения гностической и средневековой философии. Целые дни он проводит в библиотеке Британского музея, изучает каббалу, ведёт записи, посещает спиритические сеансы. Тогда же Соловьёв увлёкся автоматическим письмом — этот метод получения посланий напрямую с того света активно используется медиумами.

На протяжении всей жизни у Соловьёва случаются видения. Он общается с душами умерших знакомых, в том числе, своего профессора по философии П. Юркевича. Несмотря на свои видения, английские спириты не вдохновили его:

«На меня английский спиритизм произвёл такое же впечатление, как на тебя французский: шарлатаны слепо верующие, и маленькое зерно действительной магии».

В британской библиотеке он вновь видит прекрасную Софию, которая подсказывает ему, где искать ответы на волновавшие его душу вопросы: «В Египте будет главная встреча твоей жизни!». Следующая встреча с таинственной девой состоялась уже у пирамид…

С рекомендательным письмом к Министру внутренних дел он отправляется в Каир, изучает достопримечательности. Поздним вечером в пустыне, разгуливая в цилиндре, он своим видом так напугал местных бедуинов, что они чуть не убили его, приняв за «шайтана», но таинственная «София» защитила Владимира, отвела беду.

Владимир Соловьёв

В Египте Соловьёв проводит всю зиму, пишет диалог «София», в котором он излагает суть своего общения с божественной девой. В этом «Диалоге» обозначаются контуры всех будущих поисков Соловьёва в философии, религии, культуры.

По возвращении из Египта Соловьёв знакомится с графиней Софьей Толстой и её племянницей Софьей Петровной Хитрово. В Софью Хитрово Владимир влюбляется с первого взгляда. Хитрово разошлась с мужем, но официально оставалась в браке. Владимир Соловьёв бывал у графини Толстой в Петербурге, гостил в её имениях в Пустыньке в Петербургской губернии и Красном роге в Брянском уезде. Именно в этом доме он нашёл пристанище для души. Его манила атмосфера поэзии, эстетического восприятия жизни и мистики. Покойный граф Александр Толстой, согласно запискам его биографа А. Лиронделля, серьёзно увлекался оккультизмом и метапсихическими явлениями. Так в 1860‑х годах Толстой изучал Сведенборга, Ван Гель-Монта, Каанье («Магнетическая магия»), Дю Поте («Естественная магия» о сомнамбулизме, магнетизме, ясновидении, материализации и других паранормальных явлениях) и других авторов.

О духовной близости и привязанности Соловьёва к графине Софье Толстой свидетельствует письмо от 27 апреля 1877 года, в котором он рассказывает о философских поисках Софии в среде мистиков:

«Нашёл трёх специалистов по Софии: Georg Gichtel, Gottfried Arnold и John Portage. Все три имели личный опыт, почти такой же, как мой, и это самое интересное, но собственно в теософии все трое довольно слабы, следуют Бёме, но ниже его. Я думаю, София возилась с ними больше за их невинность, чем за что-нибудь другое. В результате настоящими людьми всё-таки остаются только Парацельс, Бэм и Сведенборг…».

В атмосфере мистики возникло учение Соловьёва о Софии (Божественной премудрости) и одна из главных работ всей его жизни — «Чтения о богочеловечестве» (1877−78 гг.) — в которой он последовательно раскрывает суть своей философии. В ней он ищет ответы на вопросы: «что есть человек и в чём его предназначение?», «зачем нужна религия и в каком виде?», «в чём сущность и значение цивилизации?», «почему произошло отпадение человеческих природных сил от божественного начала», «в чём сущность и смысл любви и самопожертвования к другим людям», «что есть Бог» и другие основополагающие вопросы.

«…любовь и самопожертвование по отношению к людям возможны только тогда, когда в них осуществляется безусловное, выше людей стоящее начало, по отношению к которому все одинаково представляют неправду и все одинаково должны отречься от этой неправды…»

В 1878 году Соловьёв выступает с «Лекциями о богочеловечестве», которые имели феноменальный успех. Достоевский писал, что чтения посещались «чуть ли не тысячной толпой». На лекции приходил сам Лев Толстой, с которым отношения у Соловьёва остались прохладными. С Достоевским же они быстро подружились, ездили вместе в Оптину пустынь в 1878 году. Писатель делился с другом главными мыслями романа «Братья Карамазовы».

В письме к Н. П. Петерсону Достоевский писал:

«Мы здесь…верим в воскресение реальное, личное и в то, что оно будет на земле…».

Соловьёва и Достоевского объединяла вера в Россию, как спасительницу народов. Соловьёв посвятил его русской идее одноименную брошюру, вернее сказать, всю свою жизнь.

В 1880 году, в 27 лет, Владимир Соловьёв становится доктором философских наук, защитив докторскую по теме «Критика отвлечённых начал». В ней он пишет:

«Цели истинной философии — содействовать своей сфере в сфере знания, перемещению центра человеческого бытия — из его данной природы в абсолютный трансцендентный мир. Философия должна стать управляющей силой жизни. Это положительное Всеединство».

undefined

В. С. Соловьёв. Портрет работы  Н. А. Ярошенко 1892 года

Весной 1898 года Соловьёв через Константинополь отправляется в Египет. В море его преследуют галлюцинации в виде огромного мохнатого чудовища. Без чувств его нашли на полу каюты. В 1899 году Соловьёв много путешествовал: был на Ривьере, в Швейцарии, затем возвращается в Россию. Здоровье его слабеет из-за пристрастия к алкоголю. Работает по-прежнему много. Летом 1900 года ему стало плохо, и он остановился в имении князя Е. Н. Трубецкого, чтобы попрощаться. Через две недели отец русской философии отдал душу своему главному Учителю — Богу.

vatnikstan.ruhistory/otecz-russkoj-filosofii-…

Жизненная драма Платона


«Жизненная драма Платона» —

один маленький соловьевский шедевр. Это образцовое историко-философское эссе очень хорошо написанная, увлекательная биография Платона. Главное: соотношение философии, религии, политики и эроса.

«Драма Платона» во многом — автобиографическое сочинение, интимное, даже исповедальное. Коренные для Соловьева (здесь приписанные Платону) ужас перед отсутствием в жизни правды, острая жажда истины, борьба со слепой верой; проекты осуществления Истины в политических утопиях; «подозрительный» некий эротизм.

«Драма Платона» на редкость четко и ясно рисует отношения «язычества» (толкуемого расширительно как вообще всякая дохристианская культура), философии и христианства. Язычество: срост «отеческих установлений», полиса и «отеческой веры», богов. «Бог-полицейский» и «полицейские-боги». Философия разоблачает этот заговор полиса, оправдывающий самого себя через выдуманных им же богов. Философия, чистая мысль, может разоблачить этот заговор, неоправданность полиса. Правды в полисе нет: полис убивает Сократа, своего обвинителя. Но философия не может обеспечить полис правдой. Она предаст себя, если поймается на это искушение утопией, устроением своими силами: Платоново «Государство». Философия видит, что Сократ убит невинно, но она не может его воскресить. Сверхчеловек, говорит Соловьев, возможен как Богочеловек: Он, Воскресший, может воскресить Сократа, восстановить всякую правду. Христос отвечает на чаяния философии. На фоне этой картины Соловьев реконструирует жизнь Платона.

blog.predanie.ruarticle/k-170-letiyu-vladimira-…

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ко дню рождения Владимира Соловьёва | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»