«Из Большого завещания»
Я душу смутную мою,
Мою тоску, мою тревогу
По завещанию даю
Отныне и навеки Богу
И призываю на подмогу
Всех ангелов — они придут,
Сквозь облака найдут дорогу
И душу Богу отнесут.
Засим земле, что наша мать,
Что нас кормила и терпела,
Прошу навеки передать
Мое измученное тело,
Оно не слишком раздобрело,
В нем черви жира не найдут,
Но так судьба нам всем велела,
И в землю все с земли придут.
Франсуа Вийон характеризовал себя так:
плут, сутенер, бродяга, гений.
Однако вначале этому французскому поэту времен Средневековья было обещано совсем другое будущее.
Собственную жизнь он круто изменил сам.
Еще студентом Вийон был замешан в уголовных преступлениях. На его счету – грабежи и убийство. Собственно, последнее и предопределило его судьбу.

Скрываясь от наказания, он все ниже опускался на дно. Его едкая, часто пародийная, поэзия живописует быт и язык тюрем и кабаков, характеры собутыльников и преступников, явно не достойных подражания. Впрочем, в народной среде его откровенное, реалистическое творчество обрело особую популярность.

Баллада о дамах былых веков
Где Флора-римлянка сейчас?
Где рок, красу губящий рьяно,
Архипиаду скрыл от нас?
Ушла Таис в какие страны?
Где Эхо, чей ответ так странно
Звучал в безмолвье рощ и рек?
Где эти девы без изъяна? —
Где ныне прошлогодний снег?
Где Элоиза, с кем был раз
Застигнут Абеляр нежданно,
Из-за чего он и угас
Скопцом-монахом слишком рано?

Где королева, чья охрана
В мешок зашила и навек
Швырнула в Сену Буридана? —
Где ныне прошлогодний снег?
Где Бланш — сирены сладкий глас
И белая лилея стана?
Где Берта, мать того, кто спас
Французский край от басурмана?
Где слава лотарингцев Жанна,
Чьи дни английский кат пресек
В огне костра у стен Руана? —
Где ныне прошлогодний снег
Принц, не придумано аркана,
Чтоб задержать мгновений бег.
К чему ж крушиться постоянно:
«Где ныне прошлогодний снег?»
Франсуа Вийон. Иллюстрация к изданию произведений Вийона 1489 год
Баллады поэта, описывающие темные стороны жизни, проникнутые то неистребимым оптимизмом, то печальным сарказмом, произвели своеобразную революцию в поэзии, ее темах, образах и средствах выразительности. Изгой и беглец, он наполнил поэзию небывалым дотоле содержанием. Его романтика не книжная, а земная, и часто преступная. Он беспощаден и к себе, и ко всему роду людскому.
Новаторский потенциал Вийона был с восторгом принят поэтами последующих веков (вплоть до «проклятых»).
Любви я отрекаюсь ныне,
В моих глазах ей грош цена.
Меня к безвременной кончине
Едва не привела она.
Мне лютня больше не нужна
И воспевать любовь невмочь.
Я получил свое сполна
И вновь влюбляться не охоч.
Голос Франсуа Вийона стал одним из символов подлинной Франции.