Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его отец, коммерсант Василий Сильвесторович, был представителем старинного кяхтинского рода. Семья была достаточно обеспеченной и часто путешествовала.
Гимназические годы Василий провёл в Одессе. Тогда же проявился талант будущего художника — он начал заниматься рисованием. Кандинский вспоминал: «Ясно помню, как мил мне был самый материал, какими привлекательными, красивыми и живыми казались мне краски, кисти, карандаши… Многие уроки, вынесенные мною из сделанных ошибок, живы во мне и нынче». Любовь к искусству юноша перенял у тёти, которая, по воспоминаниям живописца, даже помогала ему дорисовывать работы.
По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета. Учёба давалась ему легко, впоследствии он стал преподавателем. Возможно, Кандинский продолжил бы карьеру юриста и так и не стал бы художником, если бы не отказ от места профессора юриспруденции в Дерптском университете в Тарту. В том же 1896 году он расстался со своей супругой Анной Чемякиной, с которой они прожили в браке 4 года.
Кандинский отправился в Мюнхен. Там он учился живописи в частной школе югославского художника Антона Ажбе, а затем в Мюнхенской академии художеств у немецкого живописца Франца фон Штука.
Кандинский и его кот Васька. 1910.
«Живописная прелесть должна с особою силой привлекать зрителя, но одновременно она призвана скрывать глубоко запрятанное содержание», — именно так Кандинский определял назначение изобразительного искусства. Его понимание живописи сложилось под влиянием пережитых потрясений, в том числе и от встреч с полотнами признанных мастеров, прослушивания музыкальных произведений, соприкосновения с народным творчеством и научными открытиями.
Серьёзный отпечаток на восприятие Кандинским цветов наложили картины Рембрандта: «Слияние этих тонов … открыло передо мной совершенно новые возможности, сверхчеловеческую силу краски самой по себе». Однако уже в Мюнхене при написании собственных картин Кандинский пережил кризис творческой индивидуальности.
Под большим впечатлением живописец остался и после поездки от Московского общества естествознания, антропологии и этнографии в Вологодскую губернию. Там художник познакомился с народным искусством и научился, по его словам, «жить в картине».
Стог сена под солнцем. Клод Моне. 1891
Сильное впечатление на Кандинского производили импрессионисты. В частности, полотно «Стог сена» Клода Моне, увиденное им в 1896 году на выставке в Москве. «Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры», — вспоминал художник.
Появившаяся в науке начала 20-го века теория о расщеплении атома также повлияла на живописца. Кризис сознания, «внезапное разрушение мира», с одной стороны, лишила хорошо знакомых предметов их обыденности, а с другой, — привнесла вклад в осмысление мира и искусства.
Кандинский пришёл к абстракционизму через эксперименты с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Он работал непрерывно: «В ту пору я работал особенно много, часто до глубокой ночи, пока не овладевала мною усталость до физической тошноты».
Из-за стремления работать с яркими цветами Кандинский разошёлся со своим преподавателем Францем фон Штуком, поэтому художник решил оставить учёбу в академии. Он начал путешествовать по Европе с художницей Габриеле Мюнтер. Позже они вместе обоснуются в Мурнау у подножья Альп.
«Ахтырка. Красная церковь», 1901–1903
В Баварии Кандинский писал в основном пейзажи. И хотя он смело работал с яркими цветами, влияние постимпрессионистов было всё ещё сильным («Ахтырка — Осень», 1901; «Река летом», 1901−1903, «Осенний пейзаж с лодками», 1908). В работах отразились и народные мотивы: картина «Русская красавица в пейзаже» (1904 год).
«Ахтырка — Осень», 1901.
Его первое произведение абстракционизма — картина «Без названия (Первая абстрактная акварель)» 1910 года. Именно в этом опыте Василий Кандинский полностью ушёл от передачи реального, наполнив произведения мощными цветовыми акцентами и хаотичными чёрными линиями.
«Река летом», 1901−1903.
В 1901 году Кандинский создал творческое объединение «Фаланга» в Мюнхене. При нём также была основана школа. Несколько лет спустя, в 1909-м, живописец стал одним из создателей и председателем мюнхенского «Нового объединения художников». Главным же творческим объединением в карьере Кандинского стал «Синий всадник», основанный в 1911 году совместно с другом Францем Марком — ярким представителем немецкого экспрессионизма
В группу входили русские, немецкие и французские деятели искусства. На первой выставке именно этого сообщества в 1911 году критике были представлены такие картины Кандинского, как «Композиция 5» и «Импровизация 22». Они также выпускали альманах. Деятельность «Синего всадника» прекратилась с началомПервой мировой войны.
Красная жизнь. 1907
Нахождение «на пороге эры целесообразного творчества» (когда предмет изображения понятен художнику) вдохновило Кандинского на написание книги «О духовном искусстве» (1910). В ней он поделился своими мыслями о том, как живописец должен творить, а зритель — воспринимать. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль», — писал Кандинский. Воздействие цвета первостепенно, именно оно заставляет человека понимать даже абстракцию. Книга «О духовном искусстве» — попытка художника осмыслить беспредметное искусство.
Первая мировая война вынудила художника возвратиться в Москву. Так в 1916 году он встретил Нину Андреевскую. Брак с художником она описала как «весну осени его жизни». Атмосфера в Москве, по всей видимости, угнетала художника: он не прекратил творить, однако делал это менее плодотворно. Отпечаток на творчество наложили и тенденции московского искусства: абстрактные картины стали наполняться большей геометрией («Москва. Красная площадь», 1916). В те годы основополагающим направлением был конструктивизм.
Синий всадник. 1903
В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ажбе и Академии художеств и даже основал объединение «Фаланга» и собственную школу. Он много путешествовал по Европе, экспериментировал со стилями, пытаясь найти собственный язык. Бывал и в Москве, регулярно навещал своих родственников Абрикосовых на даче в подмосковном имении Ахтырка. В начале XX века эта усадьба была одной из немногих, выдержанной в едином стиле ампир. Сюда любили приезжать на этюды художники. Не раз писал поместье и Кандинский – церковь Ахтырской Божией Матери и усадьбу Трубецких.
«Мурнау. Пейзаж с зеленым домом», 1909
Свои эксперименты он продолжил в Швабии, а затем в Мурнау, где также создал серию пейзажей. В 1901 году он познакомился с молодой художницей Габриеле Мюнтер. В 1909 году они купили дом в Мурнау, где посвящали время своим творческим поискам. Он много раз писал виды городка, постепенно отказываясь от предметности и все больше тяготея к экспрессионизму.
Кандинский не случайно говорил, что каждый цвет живет своей жизнью, и считал, что каждый оттенок и форма могут звучать подобно музыке. Для него палитра была живым организмом, нотным станом, на котором возникала симфония цвета и звука. Он стремился избавиться от формы и воплотить на холсте чувства и впечатления. В 1910 году Кандинский создал бессюжетную акварель, в которой главенствуют сочные желтые, зеленые, красные и черные тона. Это была его первая полностью абстрактная работа, которая дала начало важнейшему направлению в творчестве
В 1911 году вместе с художником Францем Марком он создает объединение «Синий всадник». Его участники не просто творили, но экспериментировали, выявляя ассоциативные свойства цвета, линии и композиции. Результатом исканий стала книга «О духовном в искусстве», в которой художник рассуждал о том, что «живопись – это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».
Работая над картиной, Кандинский следовал своему воображению и переносил все, что возникало в его голове, на холст. Работы не имели названия, они представлялись чем-то более сложным – композициями. Огромная, два на три метра, работа 1913 года словно поглощает зрителей: новый живописный мир, в котором звучит музыка сфер и в резких мазках выражены тревога за меняющийся мир и рассуждения об Апокалипсисе.
С началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву. Город был для него источником силы. Из окон мастерской открывался вид на Кремль, который он решил перенести на холст. Чтобы правильно передать нюансы, Кандинский вечером ходил изучать кремлевские церкви в нужном ему ракурсе: так постепенно на картине возникали храмы, доходные дома, заводские трубы, летящие по небу птицы, сияющая радуга – целый городской оркестр.
«Москва. Красная площадь», 1916.
Отношение абстракциониста к коренному перевороту в жизни государства было таковым: «Если революция принесёт России и её народу позитивные изменения, — сказал Кандинский, — то она благо, и в этом случае я могу только приветствовать её».
В 1918 году Кандинский начал работу во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), также он руководил московским Институтом художественной культуры. Художники-конструктивисты, в частности Родченко, не разделяли видения Кандинского и выступали против его иррациональности. В 1921 году абстракционист, работы которого творческая интеллигенция называла «изуродованным спиритизмом», покинул Россию, на этот раз навсегда.
Амазонка в горах. 1917-1918
В Германии Кандинский возобновил преподавательскую деятельность — его пригласили в самую передовую на тот момент школу Баухаус, где обучали архитектуре, дизайну и ремеслу. В живописи Кандинский придерживался холодной палитры. В этот период написаны знаменитые «Композиция VIII» (1923) и «Жёлтое-красное-синее» (1925). Художник основал творческое объединение с единомышленниками (Явленский, Клее, Фейнингер) под названием «Синяя четвёрка». Он занимался выставочной деятельностью в США. Между 1926-м и 1933 годами Василием Кандинским было написано свыше 300 работ.
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, абстракционист эмигрировал в Париж. Там он жил уединённо, много писал. Холодная палитра сменилась контрастными, яркими красками и необычными формами. Свет увидели, в частности, «Пёстрый ансамбль» (1938), «Небесно-голубое» (1940), «Сложное-простое» (1939).
Василий Кандинский умер в декабре 1944 года в пригороде Парижа. Последние дни новатора изобразительного искусства были омрачены непониманием окружения, непризнанием абстракционизма во Франции. В наши дни картины Кандинского неизменно вызывают ажиотаж на аукционах и уходят с молотка за рекордные суммы. В 2007 году была учреждена ежегодная национальная премия Кандинского в области современного искусства.
Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки. Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные — называл композициями. Работы, сохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями. Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!