• Авторизация


Памяти Василия Кандинского 13-12-2023 20:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дюжина любопытных фактов о Василии Кандинском

Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его отец, коммерсант Василий Сильвесторович, был представителем старинного кяхтинского рода. Семья была достаточно обеспеченной и часто путешествовала.

Гимназические годы Василий провёл в Одессе. Тогда же проявился талант будущего художника — он начал заниматься рисованием. Кандинский вспоминал: «Ясно помню, как мил мне был самый материал, какими привлекательными, красивыми и живыми казались мне краски, кисти, карандаши… Многие уроки, вынесенные мною из сделанных ошибок, живы во мне и нынче». Любовь к искусству юноша перенял у тёти, которая, по воспоминаниям живописца, даже помогала ему дорисовывать работы.

По настоянию родителей Кандинский поступил на юридическиВасилий Кандинский с котом.й факультет Московского университета. Учёба давалась ему легко, впоследствии он стал преподавателем. Возможно, Кандинский продолжил бы карьеру юриста и так и не стал бы художником, если бы не отказ от места профессора юриспруденции в Дерптском университете в Тарту. В том же 1896 году он расстался со своей супругой Анной Чемякиной, с которой они прожили в браке 4 года.

Кандинский отправился в Мюнхен. Там он учился живописи в частной школе югославского художника Антона Ажбе, а затем в Мюнхенской академии художеств у немецкого живописца Франца фон Штука.


Кандинский и его кот Васька. 1910.

«Живописная прелесть должна с особою силой привлекать зрителя, но одновременно она призвана скрывать глубоко запрятанное содержание», — именно так Кандинский определял назначение изобразительного искусства. Его понимание живописи сложилось под влиянием пережитых потрясений, в том числе и от встреч с полотнами признанных мастеров, прослушивания музыкальных произведений, соприкосновения с народным творчеством и научными открытиями.

Серьёзный отпечаток на восприятие Кандинским цветов наложили картины Рембрандта: «Слияние этих тонов … открыло передо мной совершенно новые возможности, сверхчеловеческую силу краски самой по себе». Однако уже в Мюнхене при написании собственных картин Кандинский пережил кризис творческой индивидуальности.

Под большим впечатлением живописец остался и после поездки от Московского общества естествознания, антропологии и этнографии в Вологодскую губернию. Там художник познакомился с народным искусством и научился, по его словам, «жить в картине».

Клод Моне. Стог сена под солнцем

 Стог сена под солнцем. Клод Моне. 1891

 

Сильное впечатление на Кандинского производили импрессионисты. В частности, полотно «Стог сена» Клода Моне, увиденное им в 1896 году на выставке в Москве. «Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры», — вспоминал художник.

Появившаяся в науке начала 20-го века теория о расщеплении атома также повлияла на живописца. Кризис сознания, «внезапное разрушение мира», с одной стороны, лишила хорошо знакомых предметов их обыденности, а с другой, — привнесла вклад в осмысление мира и искусства.

Кандинский пришёл к абстракционизму через эксперименты с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Он работал непрерывно: «В ту пору я работал особенно много, часто до глубокой ночи, пока не овладевала мною усталость до физической тошноты».

Из-за стремления работать с яркими цветами Кандинский разошёлся со своим преподавателем Францем фон Штуком, поэтому художник решил оставить учёбу в академии. Он начал путешествовать по Европе с художницей Габриеле Мюнтер. Позже они вместе обоснуются в Мурнау у подножья Альп.

 

Русский музей

 «Ахтырка. Красная церковь», 1901–1903

В Баварии Кандинский писал в основном пейзажи. И хотя он смело работал с яркими цветами, влияние постимпрессионистов было всё ещё сильным («Ахтырка — Осень», 1901; «Река летом», 1901−1903, «Осенний пейзаж с лодками», 1908). В работах отразились и народные мотивы: картина «Русская красавица в пейзаже» (1904 год).

«Ахтырка — Осень», 1901.

«Ахтырка — Осень», 1901.

Его первое произведение абстракционизма — картина «Без названия (Первая абстрактная акварель)» 1910 года. Именно в этом опыте Василий Кандинский полностью ушёл от передачи реального, наполнив произведения мощными цветовыми акцентами и хаотичными чёрными линиями.

«Река летом», 1901−1903.

«Река летом», 1901−1903.

В 1901 году Кандинский создал творческое объединение «Фаланга» в Мюнхене. При нём также была основана школа. Несколько лет спустя, в 1909-м, живописец стал одним из создателей и председателем мюнхенского «Нового объединения художников». Главным же творческим объединением в карьере Кандинского стал «Синий всадник», основанный в 1911 году совместно с другом Францем Марком — ярким представителем немецкого экспрессионизма

В группу входили русские, немецкие и французские деятели искусства. На первой выставке именно этого сообщества в 1911 году критике были представлены такие картины Кандинского, как «Композиция 5» и «Импровизация 22». Они также выпускали альманах. Деятельность «Синего всадника» прекратилась с началомПервой мировой войны.

Василий Кандинский. Красочная жизнь

Красная жизнь. 1907

 

Нахождение «на пороге эры целесообразного творчества» (когда предмет изображения понятен художнику) вдохновило Кандинского на написание книги «О духовном искусстве» (1910). В ней он поделился своими мыслями о том, как живописец должен творить, а зритель — воспринимать. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль», — писал Кандинский. Воздействие цвета первостепенно, именно оно заставляет человека понимать даже абстракцию. Книга «О духовном искусстве» — попытка художника осмыслить беспредметное искусство.

Первая мировая война вынудила художника возвратиться в Москву. Так в 1916 году он встретил Нину Андреевскую. Брак с художником она описала как «весну осени его жизни». Атмосфера в Москве, по всей видимости, угнетала художника: он не прекратил творить, однако делал это менее плодотворно. Отпечаток на творчество наложили и тенденции московского искусства: абстрактные картины стали наполняться большей геометрией («Москва. Красная площадь», 1916). В те годы основополагающим направлением был конструктивизм.

Частная коллекция, Цюрих

Синий всадник. 1903

В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ажбе и Академии художеств и даже основал объединение «Фаланга» и собственную школу. Он много путешествовал по Европе, экспериментировал со стилями, пытаясь найти собственный язык. Бывал и в Москве, регулярно навещал своих родственников Абрикосовых на даче в подмосковном имении Ахтырка. В начале XX века эта усадьба была одной из немногих, выдержанной в едином стиле ампир. Сюда любили приезжать на этюды художники. Не раз писал поместье и Кандинский – церковь Ахтырской Божией Матери и усадьбу Трубецких.


Частная коллекция

«Мурнау. Пейзаж с зеленым домом», 1909

Свои эксперименты он продолжил в Швабии, а затем в Мурнау, где также создал серию пейзажей. В 1901 году он познакомился с молодой художницей Габриеле Мюнтер. В 1909 году они купили дом в Мурнау, где посвящали время своим творческим поискам. Он много раз писал виды городка, постепенно отказываясь от предметности и все больше тяготея к экспрессионизму.

Кандинский не случайно говорил, что каждый цвет живет своей жизнью, и считал, что каждый оттенок и форма могут звучать подобно музыке. Для него палитра была живым организмом, нотным станом, на котором возникала симфония цвета и звука. Он стремился избавиться от формы и воплотить на холсте чувства и впечатления. В 1910 году Кандинский создал бессюжетную акварель, в которой главенствуют сочные желтые, зеленые, красные и черные тона. Это была его первая полностью абстрактная работа, которая дала начало важнейшему направлению в творчестве

В 1911 году вместе с художником Францем Марком он создает объединение «Синий всадник». Его участники не просто творили, но экспериментировали, выявляя ассоциативные свойства цвета, линии и композиции. Результатом исканий стала книга «О духовном в искусстве», в которой художник рассуждал о том, что «живопись – это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

Работая над картиной, Кандинский следовал своему воображению и переносил все, что возникало в его голове, на холст. Работы не имели названия, они представлялись чем-то более сложным – композициями. Огромная, два на три метра, работа 1913 года словно поглощает зрителей: новый живописный мир, в котором звучит музыка сфер и в резких мазках выражены тревога за меняющийся мир и рассуждения об Апокалипсисе.

С началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву. Город был для него источником силы. Из окон мастерской открывался вид на Кремль, который он решил перенести на холст. Чтобы правильно передать нюансы, Кандинский вечером ходил изучать кремлевские церкви в нужном ему ракурсе: так постепенно на картине возникали храмы, доходные дома, заводские трубы, летящие по небу птицы, сияющая радуга – целый городской оркестр.

 

«Москва. Красная площадь», 1916.

«Москва. Красная площадь», 1916.

Отношение абстракциониста к коренному перевороту в жизни государства было таковым: «Если революция принесёт России и её народу позитивные изменения, — сказал Кандинский, — то она благо, и в этом случае я могу только приветствовать её».

В 1918 году Кандинский начал работу во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), также он руководил московским Институтом художественной культуры. Художники-конструктивисты, в частности Родченко, не разделяли видения Кандинского и выступали против его иррациональности. В 1921 году абстракционист, работы которого творческая интеллигенция называла «изуродованным спиритизмом», покинул Россию, на этот раз навсегда.

Василий Кандинский. Амазонка в горах. 1917-1918. ГРМ

Амазонка в горах. 1917-1918

В Германии Кандинский возобновил преподавательскую деятельность — его пригласили в самую передовую на тот момент школу Баухаус, где обучали архитектуре, дизайну и ремеслу. В живописи Кандинский придерживался холодной палитры. В этот период написаны знаменитые «Композиция VIII» (1923) и «Жёлтое-красное-синее» (1925). Художник основал творческое объединение с единомышленниками (Явленский, Клее, Фейнингер) под названием «Синяя четвёрка». Он занимался выставочной деятельностью в США. Между 1926-м и 1933 годами Василием Кандинским было написано свыше 300 работ.

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, абстракционист эмигрировал в Париж. Там он жил уединённо, много писал. Холодная палитра сменилась контрастными, яркими красками и необычными формами. Свет увидели, в частности, «Пёстрый ансамбль» (1938), «Небесно-голубое» (1940), «Сложное-простое» (1939).

Композиция X, Василий Кандинский, 1939 год. \ Фото: wikioo.org.
Композиция X, Василий Кандинский, 1939 год.


 https://kulturologia.ru/blogs/240521/49769/?ysclid=lq3y0561q5251160593

Василий Кандинский умер в декабре 1944 года в пригороде Парижа. Последние дни новатора изобразительного искусства были омрачены непониманием окружения, непризнанием абстракционизма во Франции. В наши дни картины Кандинского неизменно вызывают ажиотаж на аукционах и уходят с молотка за рекордные суммы. В 2007 году была учреждена ежегодная национальная премия Кандинского в области современного искусства.

Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки. Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные — называл композициями. Работы, сохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями. Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Василия Кандинского | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»