• Авторизация


Рембрандт и Ян Ливенс 23-10-2023 20:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Ян Ливенс. Автопортрет, 1629—1630

Все знают картины Рембрандта. Их не сложно узнать по приему светотени, простоте и драматизму. Но не все знают, что был еще один художник, чьи картины были так похожи на полотна Рембрандта и были написаны на тот же сюжет.

 

Ян Ливерс — земляк и друг Рембрандта — был младше его на год. Учились они вместе у знаменитого в ту пору живописца Питера Ластмана, но, как ни удивительно, Рембрандт находился в тени друга. Ян искал мастерскую и Рембрандт предложил поселиться вместе. Молодые люди занимались живописью, нередко даже дорисовывали картины друг друга.

Этому миру нужен новый герой

Знаковой картиной в творчестве Рембрандта можно назвать «Бегство в Египет».

Бегство в ЕгипетБегство в Египет

Здесь и появляется то, благодаря чему Рембрандта знает сегодня весь мир — светотень. Рембрандт считал, что искусство скатилось к посредственности, что его нужно полностью переделать и активно занялся этим. Ливенс же колебался, продолжая рисовать обычные, всем в то время известные натюрморты и картины на общие темы.

Самсон и Далил

Ян Ливенс "Самсон и Далила"

Ян Ливенс "Самсон и Далила"

В 1628 году Рембрандт и Ливенс пишут по отдельности картину на одну и ту же тему. Ливенс, вдохновленный Рубенсом, пишет драматическое полотно, наполненное деталями. Далила с искаженным лицом протягивает солдату ножницы, пока уснувший Самсон покоится у жены на коленях. Солдат (отнюдь не парикмакер) протягивает руку к ножницам. Можно заметить светотень, чем-то напоминающую приемы Рембрандта, но стоит взглянуть на его картину, как сразу же станет ясно, что эти полотна совершенно разные

Рембрандт "Самсон и Далила"

Рембрандт "Самсон и Далила"

На картине Рембрандта действующие герои находятся в простой комнате с грубым дощатым полом. Свет озаряет лицо Далилы: оно преисполнено страха. В то же время, боясь нарушить тишину, женщина пальцем показывает на волосы Самсона, солдат с кинжалом в руках крадется к спящему силачу. Лица героев Рембрандта не искажены, как на холсте Ливерса, но наполнены чувствами и эмоциями. Перед нами исполняется темная, страшная драма.

Вера в чудо

С 1629 года на картинах друзей-художников пояляется все больше стариков. С чем это связано?

Тяжело заболел отец Рембрандта — Хармен Герритс. Ян тоже тяжело переживал беду друга. Картины становятся мрачными, темными. Лица стариков на картинах грустны, они думают о неумолимо приближающейся кончине.

Ян Ливенс "Воскрешение Лазаря"

Ян Ливенс "Воскрешение Лазаря"

27 апреля 1630 года Хармен умирает. Во время болезни и смерти отца Рембрандт пишет жизнь Христа. Одной из знаменитых и захватывающих дух работой я бы назвала «Воскрешение Лазаря».

Ян Ливерс тоже выбрал этот сюжет и картину начал писать раньше друга. Внимание зрителя сразу привлекает белый саван, струящийся с крышки гроба. Бледные, едва заметные, призрачные, две руки тянутся к свету из пучины смерти. Христос возвел взгляд к небу, он спокойно стоит, сложив руки. Колорит картины мрачный, от нее становится не по себе

Рембрандт "Воскрешение Лазаря"

Рембрандт "Воскрешение Лазаря"

На картине Рембрандта мы видим Христа в движении: он поднял руку, лицо динамично, будто слышатся слова: «Лазарь! Иди вон». Изможденное, бледное лицо недавнего покойника обращено к свету, он щурится и медленно пытается встать.

Если на картине Ливенса нужно сильно постараться, чтобы понять, где тут Лазарь, то у Рембрандта он заметен сразу. Если Ливенс будто сомневается или задает вопрос на своей картине, то на полотне Рембрандта вершится настоящее чудо. Рембранд верит, пока Ливенс сомневается и ищет.

Нельзя сказать, что одна картина получилась, лучше, а другая хуже. Смерть отца Рембрандта еще сильнее сблизила друзей. Их картины свидетельства страданий, размышлений, пережитых Рембрандтом и Ливенсом.

Друзья разошлись. Рембрандт уехал в Амстердам, Ян Ливенс — в Англию. Скорее всего, яблоком раздора стала картина «Распятие». Возможно, Ян решил, что дальнейшее обитание в доме Рембрандта сотрет его таланты, мастерство и гений Рембрандта поглотят полностью. Отношения стали напряженными и друзья решили расстаться.

dzen.rua/XuuQeiq14yYElVzr

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года, практически в полной нищете, оставив своим детям лишь многочисленные долги. Они были так велики, что его семейству пришлось отказаться от отцовского наследства. По сути, отказаться от него самого. А спустя всего десять лет о Яне Ливенсе стали забывать — его имя потерялось в тени его гениального друга Рембрандта.

Портрет Рембрандта

Почему так произошло? Почему Ян Ливенс, этот лейденский вундеркинд, создававший в юности картины, которые и сегодня считаются шедеврами, в конце жизни превратился в обычного ремесленника? Наверное, потому, что готов был к компромиссам, что слишком любил благополучие — роскошь, успех, деньги, и из-за этого шел на поводу у заказчиков (а вот Рембрандт нередко с ними ссорился, отстаивая свое видение, свои принципы). Настоящее искусство не терпит предательства…

Но Ян Ливенс все-таки сумел вписать свою страницу в историю мировой культуры, и сегодня его лучшие работы, те, что были созданы в молодости, украшают самые известные музеи мира. Его персональные выставки производят грандиозное впечатление. Одна из них, прошедшая в 2008 году в вашингтонской Национальной галерее, имела огромный успех. Мир снова вспомнил Яна Ливенса, друга и соперника великого Рембрандта, долгие десятилетия пребывавшего — и, кстати, очень незаслуженно! — в его тени.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рембрандт и Ян Ливенс | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»