«Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».
Франсуа Мориак
«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни» – с такой формулировкой была присуждена Франсуа Мориаку Нобелевская премия по литературе в 1952 году. В своем выступлении при получении высокой награды Мориак заметил, что лишь надежда в мире ужаса, этой «мистерии зла», может спасти человека, а не лживые мифы, по которым живет мир».
Признанный классик французской литературы, мастер социально-психологического семейно-бытового романа, часто называемый критиками (да и читателями) жестоким романистом. Жестоким из-за того, что в его произведениях не пропущено ни одного человеческого порока, которого он бы не коснулся, не раскрыл, не показал в ужасающей мерзости – корыстолюбие, лицемерие, жадность, безразличие, аморальность поступков…
«Талант писателя в том и состоит, чтобы сделать близким для всех тот тесный мир, в котором мы родились, где мы научились любить и страдать.»
Франсуа Мориак.
«Мориак не знает себе равных в ясности и выразительности языка. Писатель умеет в нескольких строчках объяснять самые сложные вещи. Лучшие его книги отличаются логической ясностью и классически экономным расходованием выразительных средств…». Андерс Эстерлинг
Франсуа Мориак (Франсуа Шарль Мориак) (1885—1970) — известный французский писатель, классик французской литературы, один из крупнейших мастеров реалистического западноевропейского романа, поэт, драматург, критик, сценарист и журналист; член Французской академии (1933)
Награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1958). Входит в число самых заметных деятелей литературы XX века, а также самых крупных католических писателей. Его именем названы две литературные премии. Писатель является автором таких известных романов, как «Тереза Дескейру», «Клубок змей», «Мартышка», «Дорога в никуда», «Жизнь Иисуса», «Фарисейка». Франсуа Мориак получил строгое католическое воспитание в семье, а затем в католической школе. Любовь к чтению пробудилась в Мориаке в ранние годы. Особое место в его жизни занимала поэзия, он увлекался стихами Мюссе, Виньи, позднее – Верлена, Рембо, Бодлера. Мориак получил филологическое образование в университете Бордо, затем в парижской Сорбонне. В 1933 году писатель стал членом Французской академии. Во время оккупации Франции гитлеровцами, он подпольно издал книгу, направленную против коллаборационизма, однако уже после освобождения Франции призвал французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками. Французский литератор создал свой особый мориаковский тип романа. При жизни писателя считали человеком парадоксов и курьёзов. Его профессиональные интересы так часто менялись, что создавалось впечатление, будто он всё время хотел повернуть свою жизнь вспять. Прошлое вдохновляло Мориака больше, чем будущее. Он и сам признавался, что его творчество словно приклеено к прошлому — современный мир, казалось, вовсе не интересовал писателя. Почти во всех произведениях французского автора действие помещено в конец XIX — начало XX века. Продолжив традицию, заложенную О. де Бальзаком и Э. Золя, писатель сделал материалом своих художественных исследований особенности человеческой натуры. Раннее творчество писателя (первые сборники стихов, романы) — это путь молодого человека, который ищет бога и одержим темой всевластия денег. В нём чувствовалось влияние религиозных воззрений автора, всё глубоко автобиографичное и во многом подражательное, однако уже были видны черты, характерные для зрелого писателя. Литературная деятельность Мориака началась в 1909 году – это был поэтический сборник «Соединённые руки». Вскоре начинающий автор получил положительный отклик, предсказывающий ему «славное будущее», это была статья писателя Мориса Барреса, оказавшего сильное влияние на Мориака. Хотя книга всё же привлекла внимание многих литераторов, слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были ещё наивными и незрелыми — в них чувствовалось влияние религиозных воззрений писателя. Романы молодого Мориака были посвящены извечным темам —
конфликтам между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, людьми и их совестью.
Позже Мориак выступал как великолепный психолог и как историк современного общества. Он считал, что писатель «более всего похож на Бога — он также творит живых существ, придумывает им судьбы, сплетая события и катастрофы, скрещивает их жизненные пути, доводит до смертного часа». Франсуа Мориака часто называли «жестоким романистом», поскольку он в своих героях достоверно проявлял человеческие пороки: алчность, корыстолюбие, аморальность, жестокость, лицемерие, безразличие. Писатель видел свою цель в том, чтобы изобразить человека в его первозданном естестве, стремился ярко раскрыть внутренний мир своих персонажей — неординарных личностей, обречённых на непонимание и одиночество. Их судьбы и жизнь становятся «дорогой в никуда», а отношения в семье похожи на «клубок змей». Последний роман писателя «Дитя прошлого» («Un Adolescent d’autrefois») вышел в 1969 г. Мориак задавался вопросом: «Неужели мне никогда не удастся вывести на сцену людей, излучающих добродетель, открытых сердцем?». Но при этом он любил каждого своего типажа, даже самого отталкивающего, жалкого и непокорного. За свою долгую жизнь (85 лет) писатель испытал не одно разочарование и сделал проницательный вывод, что построить воздушные замки ничего не стоит, а вот их разрушение может обойтись очень дорого. Творчество Франсуа Мориакс и сегодня актуально.
Писатель вспоминал, что, будучи застенчивым мальчиком, он чувствовал себя очень несчастным в школе св. Марии, куда его отдали в 7 лет.
Лето Мориак проводил в родовом имении деда недалеко от Бордо. Пейзажи этих мест появляются во многих его романах.
Свою первую серьёзную работу – пьесу «Va-t-en!» — написал в 13 лет, которую посвятил сестре Жермене.
Во время Первой мировой войны Мориак был освобождён от армии по состоянию здоровья. Он вступил в Красный Крест и два года прослужил на Балканах, работая санитаром в госпитале.
Во время гражданской войны в Испании придерживался левых взглядов, критикуя католическую церковь за её поддержку испанского государственного деятеля Франсиско Франко.
Выступал против колониальной политики, решительно осуждал применение пыток французскими военными в Алжире.
По предложению Франсуа Мориака, Нобелевская премия по литературе 1970 года была присуждена Александру Исаевичу Солженицыну.
Несмотря на всеобщее признание, католическая церковь относилась к писателю насторожено и даже враждебно. Почти все его романы были запрещены католической цензурой.
Своё литературное творчество писатель называл «пустыней любви».
Старший сын писателя — Клод, впоследствии известный писатель и литературный критик, работал в конце 1940-х годов личным секретарём генерала де Голля
Когда в 1958 году де Голль вернулся к власти, Мориак по представлению самого генерала был награждён Большим крестом ордена Почетного легиона.
В автобиографических «Интимных заметках» Мориак отмечал влияние на свое творчество Толстого и Чехова, Пруста и Достоевского.
Мориак выпустил серию мемуаров и биографию генерала де Голля.
С середины 50-х гг. до 1970 г. писатель вёл еженедельную газетную рубрику «Блокнот» (сразу ставшую знаменитой) остроумно и порой язвительно комментирующую политические и литературные события. Эта рубрика собирала гораздо большую читательскую аудиторию, чем его романы.
Сейчас у нас осень, гроздья, осыпанные дождевыми каплями, блещущими между ягодами, уже не нальются сладкими соками, - все отнял у них дождливый август. Не вернуть им потерянного. Поздно! Но для человека, может быть, никогда не бывает поздно. Я твержу себе, что для человека никогда не поздно.
Не смерть отнимает у нас любимых, она как раз сохраняет их во всем обаянии молодости, это жизнь разрушает любовь.
Часто правильной дорогой оказывается та, на которую трудней всего вступить.
Наша жизнь измеряется усилиями, которых она стоила нам.