
Джузеппе Верди – выдающийся итальянский композитор, автор 26 опер. Он был необычайно трудолюбивым и скромным человеком и обладал прекрасным чувством юмора.
Лучше всего о себе рассказал сам Верди.
«Родившись бедным в бедной деревне, я не имел средств получить настоящее образование: мне поставили под руки жалкий спинет, и через некоторое время после этого я стал писать ноты; ноту за нотой — и ничего другого, кроме нот!! Вот и всё»
Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе близ Буссето в семье деревенского трактирщика и пряхи. Мальчик Пеппино (так в детстве называли будущего композитора) мечтал заниматься музыкой. Он не мог без волнения слышать звуки уличной скрипки или церковного органа. Отец раздобыл для сына поломанный спинет, и юный Верди стал учиться музыке у церковного органиста.
Играя на инструменте, Джузеппе случайно нашёл на клавиатуре аккорд, который ему очень понравился. Однако повторить его на следующий день не получилось: он был безвозвратно утерян. Мальчик обиделся, взял молоток и стал с яростью бить им по клавишам. Зная о хороших способностях Верди, соседский мастер бесплатно починил разбитый спинет, сохранившийся и сегодня. Композитор завещал его основанному им Дому престарелых музыкантов в Милане.
«В 26 лет я узнал точно, что такое публика. С того времени и до сих пор успехи никогда не кружили мне голову, а провалы никогда не приводили меня в отчаяние»
В 26 лет Джузеппе написал свою первую оперу «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо». Её поставили в театре La Scala. Это был настоящий успех! Известный издатель Джованни Рикорди сразу же купил право на публикацию оперы, а антрепренёр La Scala Бартоломео Мерелли предложил Верди в течение двух лет написать для театра три оперы. Триумф, впрочем, длился недолго, уже вторая опера Дж. Верди, «Король на час», потерпела неудачу.

Верди в возрасте 29 лет
Впоследствии оглушительные успехи в жизни композитора чередовались с полными провалами. Их он регистрировал в письмах к друзьям:
«“Ломбардцы” потерпели полное фиаско, то есть то, что называется подлинно классическим фиаско»; «“Травиата” потерпела фиаско. Не будем доискиваться причины. Существует факт»; «После того, как всё было рассчитано, взвешено, и был подведён итог – оказалось, что “Макбет” потерпел фиаско».
Удачные представления опер Верди носили характер торжественных демонстраций. Итальянская премьера «Аиды» в La Scala многократно прерывалась овациями – композитора вызывали на поклон более 30 раз! После представления оперы в Неаполе толпа поклонников провожала Верди из театра в отель, а под окнами его номера духовой оркестр исполнил марш из «Аиды». После первого представления «Отелло» (1887) в La Scala толпа окружила гостиницу, где остановился маэстро. Когда он вышел на балкон, увидел порядка тысячи приветствовавших его почитателей. «Скучная штука театр!» – шутил Джузеппе.
«Опера, плохо исполненная или исполненная вяло, подобна картине, на которую смотришь в темноте: её не понимаешь...»
Неудачное исполнение привело к провалу одной из главных опер Дж. Верди – «Травиаты» (1853), премьера которой состоялась в венецианском театре La Fenice 6 марта 1853 года. На следующий день Верди писал: «„Травиата" вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов?.. Время рассудит». Публика не поняла и не приняла оперу. Возмутительным показался выбор главной героини – молодой куртизанки, больной неизлечимым заболеванием. Оперного композитора упрекали в распространении «развращающей» французской литературы. Недовольство вызвал и сюжет: постановка в современных костюмах намекала на испорченные нравы общества. Вызывающий посыл был подчёркнут в названии «la traviata» (итал. – «падшая», «заблудшая»). Душевный мир главной героини, куртизанки Виолетты Валери, Верди выразил при помощи прозрачной оркестровки и тихого звучания. Он отмечал, что опера «пойдёт хорошо, если оркестр поймёт раз навсегда, что надо играть piano» [тихо].
«Есть люди предопределённые: кому на роду написано быть всю жизнь пьяницей, кому – рогатым, кому – разбогатеть, кому – впасть в отчаяние. Моя судьба – непрерывно работать! Работать, высунув язык, как бешеная собака, до тех пор, пока меня не пристукнет палкой последний удар»
В молодости Джузеппе Верди мог работать по 10–12 часов без перерыва. Он садился за стол в 4 часа утра и трудился до 4 часов дня, выпив одну-единственную чашку кофе. Талантливый композитор писал музыку необычайно быстро. Глядя со стороны, можно было подумать, что он просто переписывает готовые ноты. Лентяев не любил и жаловался:
«Лучше поздно, чем никогда! – говорит пословица, очень удобная для всех лентяев, которые никогда не поспевают делать то, что обязаны, вовремя».
![]()
Фотография Верди 1870 года
Работая над музыкой, Дж. Верди здоровья своего не жалел. «У меня всегда немного болит горло и немного желудок, особенно после того, как я закончу оперу», – признавался он.
«...Я мог бы положить на музыку даже газету или письмо и т. д., но публика в театре прощает всё, кроме скуки»
Эти слова Верди писал одному из своих либреттистов. Композитор предъявлял строгие требования к либретто, вмешивался в процесс его написания. Сюжеты для своих опер почти всегда находил сам. Внёс значительные изменения в либретто оперы «Аида» (1871): перекроил сценарий оперы, сам написал многие диалоги и неоднократно заставлял либреттиста Антонио Гисланцони переделывать написанное. Несколько эпизодов «Аиды» написаны либреттистом по точным указаниям Джузеппе Верди.

Джузеппе Верди и автор либретто его двух последних опер, композитор Арриго Бойто
«Каждый [артист] считает себя незаменимым, каждый считает, что он один имеет право на аплодисменты. Страсти разгораются, разгораются, разгораются, и, в конце концов, каждый воображает невесть что и воображает себя невесть чем! Делать нечего. Лекарства против этого нет. Разве только в моменты величайшего возбуждения попробовать пустить им на голову ледяной душ, да такой душ, который затопил бы сцену, уборные и всё остальное!»
Верди был строг к своим исполнителям – оперным певцам. Он принимал деятельное участие в подготовке всех своих опер, требовал не только технического совершенства, но и драматической выразительности. На репетициях «Отелло» маэстро выражал недовольство тем, как знаменитый тенор Франческо Таманьо проводил сцену самоубийства. Тогда 73-летний композитор выхватил у него из рук кинжал и так правдоподобно упал со ступенек, что присутствующие были обеспокоены состоянием его здоровья.
«Что касается меня, то я занимаюсь только строительством и земледелием. Музыка заперта на ключ в моем чембало, и, поскольку вы меня об этом спрашиваете, скажу вам, что Отелло спит спокойно, не сделавшись убийцей ни Дездемоны, ни публики»
В 1847 году Джузеппе Верди купил небольшой участок земли неподалеку от родного Буссето, увлёкся сельским хозяйством, читал специализированную литературу и даже вводил технические усовершенствования в крестьянский быт. Вокруг его виллы Сант-Агата раскинулся чудесный сад. Деревья в парке назывались в честь опер Верди: «Риголетто», «Трубадур». Плакучая ива носила название «Травиата» – в честь неудачной премьеры. Работая несколько часов в день на солнцепёке, Верди загорел и больше походил на крестьянина, чем на выдающегося композитора. «Прощайте книги, прощай музыка; мне кажется, что я забыл и даже никогда не знал нот», — шутил он.
К своей творческой профессии Джузеппе Верди относился с долей иронии:
«Если я не расстался с этой злополучной деятельностью, то только потому, что в 26 лет было слишком поздно начинать что-нибудь другое, и потому, что я физически не был достаточно крепким, чтобы вернуться к полевым работам».
music-museum.ru›about/news/dzhuzeppe-verdi-v-7-
![]()
Памятник Верди в Милане