Природа Норвегии — отдельная, неисчерпаемая тема. О ней много сказано, много написано, она передана в живописи, она "вошла" в дома при помощи вездесущего и всепроникающего телевидения, видеофильмов и разной прочей техники, которой теперь так все мы оснащены. Но все же лучше один раз увидеть ее невооруженным глазом самому... Она действительно прекрасна и во многом уникальна, неповторима. Недаром все больше и больше с каждым годом устремляется к берегам Норвегии туристов всевозможных мастей, любителей острых ощущений, преимущественно из тех, кто обладает туго набитыми кошельками...
В произведениях Грига эта природа запечатлена ярко и объемно. Конечно же он любил ее, и она открывалась ему, платя любовью за любовь. Подобно бажовскому Даниле-мастеру, открыла норвежская Хозяйка Медной Горы свои несметные сокровища, красоты ему, маленькому, похожему чем-то не то на гнома, не то на тролля, человечку. Музыка знаменитого норвежца приходит к нам с детства с простыми и незатейливыми фортепианными пьесами, со звуками знаменитого "Пера Гюнта", и покоряет навсегда.
Потом, уже позже, став взрослым, где-то в сутолоке стремительного дня, услышав, быть может случайно, незамысловатую песню или романс Грига, кусочек его скрипичной сонаты или фортепианного концерта, фрагменты симфонических или норвежских танцев, мы тихо радуемся и с улыбкой, обращенной вовнутрь себя, узнаем и вспоминаем — это Григ. И сердце наше тронуто чем-то чистым и нежным, давно и хорошо знакомым... Есть композиторы, творчество которых потрясает нас своим "раскаленным" добела драматизмом. Другие впечатляют грандиозными масштабами своих творений. Иные — тонкой живописью и изяществом оркестрового письма, иногда даже отвлеченного холодного, но интересного и интригующего. А есть композиторы, любовь к творчеству которых возникает благодаря необычайной общительности, сердечности и камерной интимности высказывания. Последнее, как мне кажется, в какой-то мере безусловно относится к творчеству Грига.
Никогда не забуду того ошеломляющего впечатления, которое произвела на меня музыка
"В пещере Горного Короля", слышанная в детстве, на галерке Большого зала консерватории.
…Многое и в моей жизни связано с музыкой Грига. И радости и печали. Радостей гораздо больше. Сколько было счастливых открытий! Но вот настал сезон, в котором я должен был дирижировать концертом из произведений Грига (цикл "Избранные шедевры западноевропейской классики") . Я тщательно готовился к этому концерту. Задумал и осуществил оркестровку десяти романсов Грига для прекрасной нашей певицы Галины Писаренко. Оркестровал отдельно, как сольную оркестровую пьесу, романс "Розы". Но примерно за два месяца до концерта я тяжело заболел, и врачи назначили сложную операцию как единственный шанс ... Не хочу говорить о том, что я пережил тогда. Но дату концерта не отменил, и он состоялся буквально за несколько дней до больницы. Я дирижировал Грига. Это мог быть мой последний концерт в жизни. Никто не знал, что будет дальше со мной... Спасибо Григу, спасибо его музыке. То, что я пережил за пультом в тот вечер, невозможно описать, да и не нужно. По стечению обстоятельств этот концерт был записан по трансляции на радио и заснят телевидением. Никто тогда не знал (кроме моих близких), в каком состоянии я находился за пультом... На "бис" оркестр под моим управлением исполнил две пьесы Грига. Заканчивался концерт исполнением "Роз". Мне казалось, что через эту музыку я прощался со всеми. И с теми, кто был в зале, и с теми, кто не был там... Но судьба распорядилась иначе. Виртуозные руки профессоров Александра Федоровича Черноусова и Михаила Израилевича Перельмана вернули меня к жизни. Такое не забудешь никогда. А ведь это было связано с Григом. Долгими бессонными ночами звучала в моей голове его музыка...
Предисловие к книге Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе., Д. Эдвард Григ - человек и художник