Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (ок. 1548)
Среди знаменитых художников XVI века, творивших в Венеции, Тинторетто был самым венецианским. За 75 лет жизни он покидал родной город лишь однажды. Многие его картины до сих пор находятся в церквях и скуолах (религиозных братствах), для которых они были созданы.
Якопо Робусти (1518/1519 — 1594) получил прозвище Тинторетто или «маленький красильщик», поскольку его отец занимался окраской тканей.
В семье был 21 ребёнок, будущий живописец был самым старшим.
Дочь Тинторетто Мариетта, сыновья Марко и Доменико также стали художниками. Последний унаследовал большую семейную мастерскую и создавал добротные, но лишённые вдохновения картины в родительской манере. Некоторые из них иногда ошибочно принимают за работы старшего Тинторетто.
Ранний период Тинторетто особенно труден для исследований. По сведениям одного из биографов, он десять дней провёл в мастерской у Тициана, но был изгнан, поскольку мастер увидел угрозу в не по годам развитом таланте мальчика. Впрочем, записи об обучении Тинторетто — у Тициана или любого другого живописца — не сохранились.
Обращение святого Павла, 1544
Самая ранняя работа Тинторетто, датированная с определённостью, — это «Состязание Аполлона и Марсия» (1545) из коллекции музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут. Она была написана для Пьетро Аретино, который в публичной рекомендации отметил быстроту её исполнения и гениальность художника.
Состязание Аполлона и Марсия. 1545
По словам британского арт-критика Джонатана Джонса, искусство Тинторетто — «это отказ от чувственной полноты Тициана». «Его творчество на самом деле нарушает правила Ренессанса […] и представляет собой головокружительную смесь благочестия и стилистического неповиновения», — пишет искусствовед. Быстрые и свободные мазки Тинторетто рассматривались как «радикальные и даже позорные», добавляет Роберт Эхолс.
«Похищение тела святого Марка» (1566).
Кроме того, венецианец выбирал для своих фигур смелые ракурсы и экспрессивные позы — в подражание Микельанджело На стене мастерской Тинторетто, якобы, даже был начертан девиз: «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Однако, в отличие от автора фресок Сикстинской капеллы, Тинторетто работал очень быстро, используя для моделирования форм только свет и тени. Из-за этого фигуры выглядят так, будто обрели пластичность с помощью своего рода магии.
При разработке масштабных композиций Тинторетто создавал модель из небольших восковых фигур, которые размещал или подвешивал в ящиках. Они были подсвечены таким образом, чтобы сочетания света и теней на картине, которую он писал, были такими же, как в комнате, где она должна была висеть.
Кульминацией является огромное «Распятие» (1565) в Зале Альберго. Тинторетто изобразил тот момент, когда губку погружают в уксус, чтобы смочить им раны Христа. Вокруг креста расположены солдаты, последователи Иисуса, зеваки, язычники и современники художника (их портреты чётко обозначены), которые смотрят на сцену, будто она разворачивается у них на глазах. Слева поднимают крест с Благоразумным разбойником, а справа — пригвождают Безумного разбойника, лежащего на земле. У подножия креста спутники поддерживают Марию, лишившуюся чувств. Вся композиция строится на сложных жестах и необычайно смелых ракурсах, уводящих внимание зрителя в пространство картины.
Якопо Тинторетто, «Рай» — роспись зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции
Кисти Тинторетто принадлежит самая большая в мире картина на холсте.
«Рай», украшающий главный зал Дворца дожей в Венеции, достигает двадцати пяти метров в длину и девяти метров в высоту. Художник получил заказ на роспись после смерти Веронезе. Тот изначально выиграл конкурс на украшение зала, пострадавшего во время пожара в 1577 году, но скончался, так и не приступив к работе. Тинторетто представил два эскиза, однако финальная работа не соответствует им. Когда художник приступил к росписи, ему было 70 лет, и картину в основном завершали подмастерья под руководством его сына Доменико.

«Портрет бородатого старика» (вторая половина XVI в.)
А самая дорогая на данный момент картина Тинторетто — «Портрет бородатого старика», написанный в зрелый период карьеры мастера.
Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (1588).