«Ценность жизни в том, чтобы иметь как можно больше радости и как можно меньше страдания. С малою радостью мы примиряемся, но со страданием, в особенности большим, — никогда. Мы готовы даже удовлетвориться полным спокойствием, т.е. тем, что нельзя назвать ни радостью, ни страданием», — писал Циолковский.

Константин Циолковский за работой
Константин Эдуардович Циолковский – выдающийся российский ученый, основатель современной космонавтики, труды и идеи которого по аэродинамике, физике и воздухоплаванию оказали существенное влияние на освоение космического пространства.
10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, которая сегодня носит его имя. Она связывает четыре параметра: скорость ракеты в любой момент времени, скорость истечения продуктов сгорания из сопла, массу ракеты и массу взрывных веществ. Значение этой формулы для инженера-ракетчика трудно переоценить. Допустим, необходимо запустить спутник на околоземную орбиту. Значит, скорость ракеты после исчерпания топлива должна равняться первой космической скорости. Скорость истечения для каждого вещества индивидуальна. Располагая этими двумя величинами, можно перебирать соотношения масс топлива и ракеты, добиваясь оптимального.
Циолковский преподает арифметику и геометрию в Калужском уездном училище, ведет уроки физики в епархиальном женском училище:
«Училище как раз подходило к моему калечеству, ибо надзор был превосходный. Сам по глухоте я не мог следить за порядком. Больше объяснял, чем спрашивал, а спрашивал стоя. Девица становилась рядом со мной у левого уха. Голоса молодые, звонкие, и я добросовестно мог выслушивать и оценивать знания».
А через некоторое время Циолковский мастерит для себя слуховую трубу, похожую на длинную воронку, и решает проблему коммуникации.
Уже в годы советской власти - 1926 - 1929 - рассчитывает, сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты и изменения траектории движения ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива.
Вернер фон Браун - создатель ракетного оружия Фау-2 в фашистской Германии, а впоследствии отец американской космической программы и создатель мощной ракеты-носителя «Сатурн-5» много раз подчеркивал: именно Циолковского стал одним из создателей теоретических основ космонавтики. Он писал:
«Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет. В его исследованиях в области жидкостных ракетных двигателей были обозначены исходные позиции, с которых начинается конструирование современной ракетной техники».
В Калуге тугоухого чудика, стремительно носившегося по городу на любимом велосипеде, мало кто воспринимал всерьез. Зато ученый мир Циолковского уважал. Но настоящее признание пришло к нему после Октябрьской революции. В голодный, тяжелый 1920 год и он получил от советского правительства пенсию в размере 500 000 рублей в месяц. И с еще большим жаром взялся за научные исследования. В 1929 году к нему приезжает знакомиться будущий создатель советской космонавтики Сергей Королев.
А в 1932 году к Циолковскому был прикреплен личный врач. В марте 1935 года ученый пожаловался на плохое самочувствие. Врачи настаивали на операции. Его ждала палата в Кремлевской больнице. Но Константин Эдуардович уверял: для того чтобы закончить труды, ему нужно еще 15 лет. И он не может тратить время на лечение.
Константин Циолковский умер в Калуге 19 сентября 1935 года.
Главные открытия и изобретения Циолковского
Циолковский предложил покрыть летательные аппараты металлической оболочкой, которая бы сохраняла их подъемную силу в разных условиях, и использовать вместо водорода нагретый воздух.
И хотя эти идеи казались ученым того времени фантастическими, они привлекли внимание не только представителей академических кругов императорской России конца 19 века, но и иностранных инженеров. Но несмотря на то, что Циолковский много трудился над проектом аэростата, его разработки не привели к созданию аппарата. Но сильно пригодились ученым в дальнейшем.
Зато большой интерес вызвали его труды по строительству ракет и космонавтике. Циолковский верил в возможность освоения космоса и усиленно пропагандировал свою философию новой жизни вне пределов Земли.
Константин Эдуардович создал план многоракетного космического «поезда». Ученый считал, что для выхода в космос нужно соединить несколько ракет, каждая из которых передает топливо следующей для увеличения скорости, необходимой для отрыва от планеты Земля.
Вместе с тем, понимая всю сложность конструкции, Циолковский разрабатывал план одноступенчатой ракеты, которая могла бы без дополнительных приборов выйти в космос.
В 1911 году Циолковский вычислил скорость, необходимую для преодоления земного притяжения. Ее называют второй космической, и она равна 11,2 км/с.
Советские инженеры не подвели. Впервые вторая космическая скорость была достигнута именно нашими конструкторами. Космический аппарат Луна-1 достиг второй космической скорости 2 января 1959 года.
Ученый интересовался устройством аэроплана: изучая его конструкцию, он предложил улучшить его аэродинамические показатели путем создания убирающихся внутрь корпуса шасси в противовес стационарным.
Циолковский создал первую в России аэродинамическую лабораторию, где изучал действие воздуха на движущиеся объекты в атмосфере. Его разработками воспользовался другой выдающийся российский учёный Николай Жуковский, который построил свою аэродинамическую трубу.
Не исключено, когда-нибудь философию Константина Циолковского забудут. Забудут, что он вывел ключевую формулу и придумал прообраз первой космической ракеты. Всё возможно. Однако можно быть уверенным, что в человеческой памяти навсегда останется его лозунг, содержащий суть космической экспансии:
Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели
Памятник Константину Циолковскому на Аллее космонавтов в Москве