При жизни Пиросмани считали безумным. Сам художник уверял, что видит святых, и они помогают ему рисовать.
Кажущаяся простота его картин сродни архаичным традициям в искусстве — иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани — портреты, натюрморты, изображения животных — сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются — он чаще писал на клеенке, — передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.
Бездетный миллионер и бедная с детьми
Всю жизнь Нико Пиросмани преследовала жесточайшая нищета. Иногда он получал еду и вино, за рисование вывесок для духанов. Так же забирал старые клеёнчатые скатерти, что бы было хоть на чем рисовать. Всю жизнь оборванец, самоучка Нико получал море насмешек и презрения от академических художников, чьи имена уже никто не помнит. После того как началась война, в августе 1914 года, в Российской Империи был введён сухой закон.
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита
Маргариту де Севр, выступавшую в тифлисских кафешантанах, Нико Пиросмани предположительно увидел в 1905-м. Пораженный ее пением и красотой, художник отправил чаровнице цветы, а сам отправился пить с друзьями — пожар в сердце нужно было чем-то тушить. Маргарита была тронута и приглашала (через посыльного) Пиросмани в номера. Но в целом, взаимностью не ответила — вскоре Маргарита покинула город в компании некоего зажиточного кавалера.
Жил-был художник один,
домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом –
Продал картины и кров –
и на все деньги купил
целое море цветов.
У Пиросмани есть картина "Лекарь на осле". Быть может, это лучший портрет доктора во всей мировой живописи. Такого врача мы все ждем в детстве, когда болеем: ласкового, в мягкой шляпе, с зонтиком и обязательно на ослике.
Нико Пиросмани. Лекарь на осле.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ.
Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913 год
10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".
Нико Пиросмани. Жираф
Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.
Незадолго до Первой мировой войны его пригласили на свое собрание художники, он, послушав их внимательно, сказал: "Вот что нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи..."
Художники поглядели на него как на чудака.
Потом была война, потом другая, потом отходили от второй и готовились к третьей.
Так и забыли все про слова Пиросмани, очень похожие на завещание. Но, быть может, где-то на свете и стоит большой деревянный дом. Там посреди большого стола виднеется большой самовар. Там тихо течет вечерний разговор, а за слегка запотевшими окнами медленно опадает роща.
В 1918 году Пиросмани умер от голода и холода, и как нищий был захоронен в безвестной могиле.
Картина грузинского художника Нико Пиросмани "Грузинка с тамбурином" была продана за рекордную сумму в 2.230.000 фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s. Самое интересное, что первым владельцем картины вывезший ее в Европу был Стефан Цвейг. Приобрел он ее во время пребывания в СССР, на юбилее по случаю 100-летия Льва Толстого в 1928 году.
Когда Стефан Цвейг увидел работу"Грузинка с тамбурином", он был очарован магией исходившей от картины и произнес пророческие слова