Биография Олега Стриженова небогата ролями – их всего 35, но все они легендарны.
Профессиональный педантизм Олега Александровича – это отголоски его военного детства и послевоенного становления.
Будущий актёр появился на свет 10 августа 1929 года в дальневосточном городе Благовещенске.
Профессиональный военный Стриженов-старший прошел 2 войны.
Его отец окончил кавалерийскую школу в Петербурге, участвовал в Гражданской войне и к 35 годам уже командовал бригадой.
Отец гонялся за белокитайскими бандитами на Китайско-Восточной железной дороге».
Мать была выпускницей Смольного института благородных девиц и работала учительницей.
Кроме Олега в семье подрастали два брата — старший Борис от первого брака матери и средний Глеб.
Вскоре Стриженовы перебрались в Москву, где Олег пошёл в первый класс. Учился он прилежно, а кроме этого хорошо декламировал стихи и прекрасно рисовал.
"Голуби, спорт, вечные драки да кино - вот моё московское детство!
Я всегда был очень способный, подвижный, спортивный. Любил игру. И был страшным максималистом. Я по знаку зодиака Лев - первач, форвард. Быть только первым - в классе, во дворе, в драке… " Юный Олег мечтал стать художником, но начавшаяся война перечеркнула все планы. Отец и старший брат ушли на фронт, где 23-летний лётчик Борис вскоре героически погиб в бою.
Желая отомстить за брата, 16-летний Глеб прибавил себе два года возраста и записался в добровольцы, но в первом же бою получил контузию и был признан негодным к дальнейшей службе. Был награжден медалью за трудовую деятельность во время ВОВ.
Олег в конце войны устроился помощником механика в кинофотоинститут, а затем отправился на трудовой фронт — строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу. Мальчишкой он работал механиков, а позже кинотехником в цеху по обработке пленки, принимал участие в строительстве Павелецкого вокзала, чтобы защитить дома от бомбежек, красил с друзьями чердаки негорючей известкой, расставлял бочки с водой, помогал восстанавливать железнодорожные пути.
С 15 лет начал рисовать, научился играть на гитаре и танцевать. Когда в 1949 году в военкомате Стриженову заявили, что сделают из него настоящего военного, он твердо решил, что идет в актеры. В тот же год парень стал учеником Вахтанговской школы, а позже ‒ студентом Театрального училища им. Щукина.
Война кончилась и люди потихоньку возвращались к спокойной жизни. Чтобы быть ближе к миру искусства, Олег поступил на бутафорское отделение Театрального художественно-технического училища. Здесь парень быстро осознал, что у него есть все данные, чтобы самому выходить на сцену — благородная внешность, отличная дикция и несомненный талант. К тому же перед глазами у юноши был пример брата Глеба, который собирался поступать на актёра в Школу-студию МХАТ. Олег же решил попытать счастья в Щукинском училище — и без особого труда сумел покорить приёмную комиссию. Заветный диплом он получил в 1953 году и сразу отправился по распределению в Таллин, где для него нашлось место в труппе эстонского Театра русской драмы.
Мексиканец
На этой сцене молодому актёру доверили сразу несколько ролей, среди которых оказался и Незнамов в спектакле «Без вины виноватые». Именно в этом образе Стриженова впервые увидели ассистенты режиссёра Александра Файнциммера и пригласили в столицу на пробы в новом фильме «Овод».
На тот момент в копилке Олега был лишь маленький эпизод в комедии «Спортивная честь», где он промелькнул в образе болельщика в ресторане. Начинающий актёр был полон надежд, мечтая заявить о себе, но режиссёр «Овода» его кандидатуру забраковал с первого взгляда на фотографию. В пользу Стриженова сыграло поджимавшее время — съёмки уже стартовали, а актёра на главную роль так и не нашли. От отчаяния Файнциммер всё-таки согласился попробовать восходящую звезду таллинской сцены — и был поражён его органичным попаданием в образ.
Слава пришла к Стриженову еще во время съемок «Овода».
Марианна и Олег Стриженовы в фильме *Овод*, 1955
На роль Артура режиссер Файнциммер перепробовал всех самых лучших: Самойлова, Дружникова, Бондарчука, Вицина, но никто не подходил.
Тогда из Таллина, где на тот момент работал Олег в театре, вызвали молодого, никому неизвестного актера.
Олег Стриженов в роли Артура
В Ялте на съёмках он почувствовал все прелести народной любви: на площадке собирались толпы, на улицах, в ресторанах каждый считал своим долгом подойти к актеру. Невероятный успех ждал статного красавца после премьеры военной ленты «Сорок первый», где его партнершей была очаровательная Изольда Извицкая.
Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме "Сорок первый", 1956 год
История любви красной партизанки и белогвардейского офицера затронула души людей разных взглядов.
Фильм получил премию Каннского фестиваля. После показа фильма в Марселе белоэмигранты со слезами на глазах завалили артистов цветами, кричали вдогонку:
«Целуйте Родину, целуйте нашу землю!»
Кадр из фильма «Овод»
Афиша с именем Олега Стриженова обязательно гарантировала аншлаг, а после показа ленты «Неподсуден» в новом кинотеатре «Октябрь» строители боялись, что от «взрыва» аплодисментов рухнут стены. Однако снимался Стриженов не так много: по разным соображениям он отказывался от таких ролей, которые его коллеги мечтали заполучить. Так, он не стал играть Болконского и Вронского в экранизациях романов Льва Толстого.
В 1958 году снят фильм «Хождение за три моря».
История создания этой кинокартины примечательная. Ведь это был один из первых совместных проектов как для советского, так и для индийского кинематографов. Нелегко дался поиск исполнителя главной роли. Режиссер Пронин видел в этом качестве исключительно актера типажа Бориса Андреева, индийцы же были с этим несогласны. Олег Стриженов, уже получивший известность после съемок кинодрамы «Сорок первый», не мог пробиться на пробы. Но ему удалось удалось увидеться с Ходжой Аббасом, который в то время приехал в Москву и убедить его утвердить Стриженова на роль Афанасия Никитина. Правда гримерам приходилось колдовать над гримом, чтоб лицо казалось толще, а костюмерам подшивать под одежду утолщающие прокладки. Съемки начались в Индии. За 4 месяца съемочная группа объехала почти всю страну, в кадр попали многие из знаковых для жителей Индии архитектурных и культовых сооружений.
Нелегко пришлось русским кинематографистам привыкать к тропическому климату, особенно тяжело было исполнителю главной роли. Но эти неудобства компенсировались благожелательным отношением местного населения. По воспоминаниям Олега Стриженова, приглашенные в массовку простые индийцы снимались без грима, в своей одежде и все это выглядело аутентично. То есть если в кадре брахман, то он и в жизни индуистский жрец. Деньги за съемки многие не хотели брать, несмотря на бросающуюся в глаза бедность.
Людмила Марченко и Олег Стриженов в фильме «Белые ночи».
"Приступить к ликвидации"
Иван Алексеевич Данилов — главная роль
полковник милиции
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.
Олег Стриженов в фильме «Звезда пленительного счастья»
В 2000-х у актера появились новые роли. Стриженов снялся в фильме «Вместо меня» режиссера Владимира Басова — младшего и сыграл главную роль в фильме Валерия Коновалова «Пять звезд».
В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.
В 2019 году Олег Стриженов отпраздновал свой 90-летний юбилей в кругу семьи. В наши дни актер не снимается в кино, живет уединенно и с прессой не общается.
Предпочитает проводить время со своей семьей и у мольберта, потому что как и раньше увлекается живописью.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
1951 Спортивная честь
1955 Овод
1956 Сорок первый
1958 Хождение за три моря
1959 Белые ночи
1962 В мёртвой петле
1966 Перекличка
1969 Неподсуден
1970 Миссия в Кабуле
1975 Последняя жертва
1980 Юность Петра
1986 Мой любимый клоун
2000 Вместо меня