Пианист Пауль Витгенштейн. Война отняла у него правую руку. Это был, по существу, смертный приговор музыканту. Но ему порой казалось, что он такой же, как и прежде. Ведь он чувствовал свою правую руку и даже кончики пальцев, которых не было! А по ночам, во сне, он играл — много, блистательно, самые трудные вещи.
Он хотел остаться пианистом, пусть даже вопреки здравому смыслу. И Витгенштейн принял решение: обратиться с открытым письмом к композиторам, попросить их помочь ему создать концертный репертуар для левой руки. Он вложит в этот заказ все свои средства. А пока будет усиленно развивать свою единственную руку.
Откликнулись немногие. Среди них были Сергей Прокофьев, Рихард Штраус и…
Морис Равель. Да, он тоже. Он не мог остаться равнодушным к просьбе человека, столько пережившего на войне. Равель знал, что это такое.
<…> Каким должен быть этот концерт? Конечно, прежде всего настоящим, полнокровным, может быть, даже чуть «помпезным». Ведь «важно, чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала как исполняемая двумя руками».
А содержание музыки?.. Слишком многое было поднято со дна души композитора письмом Витгенштейна. И он будет все время об этом думать, сочиняя концерт для левой руки.
И вот Пауль Витгенштейн начинает получать одно за другим обещанные произведения. Однако здесь его ждало разочарование.
Рихард Штраус прислал фантазию для фортепьяно с очень большим оркестром. Познакомившись с этим сочинением, пианист впал в уныние: «Ну где мне с одной моей бедной рукой бороться против четверного состава? И в то же время не могу же я сказать Штраусу, что он совсем не так оркестровал…»
Не пришелся по душе Витгенштейну и опус Сергея Прокофьева. В ответном письме пианист писал: «Благодарю вас за концерт, но я в нем не понимаю ни одной ноты и играть не буду». Это был Четвертый фортепьянный концерт С. Прокофьева. Композитор и сам не смог окончательно определить своего отношения к этой вещи: то она ему нравилась, то нет. Он собирался переделать концерт, чтобы его можно было исполнять обеими руками, но так до конца жизни и не осуществил этого намерения.
Не без душевного волнения отправлял бывший солдат Равель свой концерт на строгий суд другому бывшему солдату. И опять Витгенштейн остался недоволен. Обнаружив «огромную каденцию» для левой руки (с этого начинается фортепьянная партия), он рассердился: «Если я хотел бы играть без оркестра, я не заказывал бы концерта с оркестром!» И потребовал от композитора поправок.
Однако музыканты сразу оценили достоинства произведения и посоветовали пианисту играть так, как сочинил Равель. Витгенштейн сдался.
А потом и он полюбил это драматическое сочинение: оно оказалось близким ему по духу. Ну, а начальное большое вступление фортепьяно — не мужественная ли это попытка пианиста бросить вызов судьбе, утвердить свое право остаться в музыке? Не так ли задумывал этот эпизод композитор?
Узнав, что концерт принят, Равель посвятил его Витгенштейну.
Жизнь Замечательных Людей: Пауль Витгенштейн.
Краткое содержание
5 ноября 1887г. Вена. В семье сталелитейного магната Витгенштейн рождается мальчик, Пауль. Пауль Витгенштейн - потомок легендарного русского генерала-фельдмаршала немецкого происхождения, светлейшего князя Петра Христофоровича Витгенштейна, героя Отечественной войны 1812 года, но он хочет посвятить себя ни военной карьере знаменитого прапра...деда, ни делу отца, а музыке, как его дядя, известный скрипач и композитор Йозеф Йоахим.
Пауль учится игре на фортепиано у Мальвины Бре и Теодора Лешетицкого, теории музыки - у Йозефа Лабора. Первый дебют пианиста Пауля Витгенштейна проходит в 1913г. в Вене.
Но уже на следующий год, с началом Первой мировой войны, Пауль Витгенштейн уходит на фронт. Во время атаки в Польше возле Замостье Пауль получает ранение в локоть правой руки и попадает в русский плен, где ему после начавшегося бурсита и гангрены ампутируют правую руку. Но что делать пианисту без правой руки? "Никакие миллионы не спасут от смерти, если у тебя нет воли к жизни и цели в ней," - неустанно повторял ему в юности его младший брат Людвиг. Эти слова и стали путеводной нитью в жизни Пауля Витгенштейна. Ещё в русском плену Пауль решает продолжить свою карьеру пианиста, используя только левую руку. Через посла Дании в России Пауль обращается к своему старому учителю Йозефу Лабору, уже слепому, с просьбой написать концерт для левой руки.
После окончания войны Пауль Витгенштейн возвращается в Австрию. Он - герой, ветеран Первой мировой войны, награждён Большой серебряной медалью за отвагу, работает в баре.
Но у него есть цель - карьера концертирующего пианиста без правой руки.
Тогда Витгенштейн, наследник огромной сталелитейной империи, заказывает для себя полный концертный репертуар самым известным композиторам Европы - Штраусу, Равелю, Бриттену, Прокофьеву. Сам лично выполняет переложения произведений Баха, Бетховена, Шопена, Грига, Мендельсона, Гайдна, Моцарта, Мейербера, Пуччини, Шуберта, Шумана, Иоганна Штрауса и Вагнера для исполнения левой рукой.
Владение пианистической техникой позволяет Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками.
С этим репертуаром, среди которого концерт Равеля для фортепиано (левой руки) с оркестром занимает достойное место, Пауль Витгенштейн концертирует в Европе, Канаде и США.
В 1938г. пианист эмигрирует в США, где продолжает преподавать как частным образом, так и в Консерватории Нью-Рошель и колледже в Манхэттенвилле. Витгенштейн - автор «Школы для левой руки». В 1958г. Филадельфийская музыкальная академия присваивает Паулю Витгенштейну звание Доктора музыки.
Только воля к жизни и цели в ней сделали из наследного принца Пауля Витгенштейна и его отказавшегося от состояния брата Людвига, философа, тех выдающихся личностей, которыми они стали сами.