• Авторизация


Всеслав Брячеславич 30-05-2023 17:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


КНЯЗЬ ВСЕСЛАВ

Князь Всеслав в железы был закован,
В яму брошен братскою рукой:
Князю был жестокий уготован
Жребий, по жестокости людской.
Русь, его призвав к великой чести,
В Киев из темницы извела.
Да не в час он сел на княжьем месте:
Лишь копьем дотронулся Стола.
Что ж теперь, дорогами глухими,
Воровскими в Полоцк убежав,
Что теперь, вдали от мира, в схиме,
Вспоминает темный князь Всеслав?
 
Только звон твой утренний, София,
Только голос Киева! - Долга
Ночь зимою в Полоцке... Другие
Избы в нем, и церкви, и снега...
Далеко до света, - чуть сереют
Мерзлые окошечки... Но вот
Слышит князь: опять зовут и млеют
Звоны как бы ангельских высот!
В Полоцке звонят, а он иное
Слышит в тонкой грезе... Что года
Горестей, изгнанья! Неземное
Сердцем он запомнил навсегда.
 
Иван Бунин
1916

Всеслав Вещий, князь Полоцкий (с 1044 года). Единственный представитель полоцкой родовой ветви Рюриковичей на великокняжеском киевском престоле (1068—1069 гг.).  Дед Ефросиньи Полоцкой.Всеслав Брячиславич, - Всеслав Вещий, - Всеслав Чародей (ок. 1029-1101), князь полоцкий (с 1044), единственный представитель Полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069).  Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын Брячислава Изяславича…

Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун (волколак), а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет – 1044-1101) .

ЧАРОДЕЙ - Личность  практически легендарная, поэтому заслуживает отдельного поста.
ВОЛКОЛАК - в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка.
   С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих солнце и луну.

     Попробуйте найти в ранней истории восточных славян, да и не только их, пример, когда бы два князя, - отец и сын - правили бы целое столетие. Кто-то скажет, что такого не могло быть: бывало князь на престоле и года не сидел - кого братья зарежут, кого племянники в могилу сведут. А вот и могло. С 1001 до 1044 года в Полоцке правил Брячислав, а после его смерти до 1101-го - знаменитейший из полоцких князей Всеслав Брячиславович, прозванный Чародеем. Прозванный, заметим, недаром...
Тайной окутано его рождение. Как сказано в летописи мать родила его "от волхвования" -  то есть при участии  колдунов. По одним летописям - он родился "в рубашке", по другим - на голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны наказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может это была какая-нибудь язва или большое родимое пятно, которым отмечает своих избранников небо? По другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (часть плаценты) на себе как амулет. 
 Современники и потомки верили, что этого князя Небесные силы наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами.  Быстро преодолевать большие расстояния и неожиданно появляться в разных местах, от того и получил прозвище «Чародей».      
   
  Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались Былины про Волха Всеславича - мудрого правителя, смелого воина, сына княгини и лютого Змея, победителя индийского царя. Прообраз Волха - полоцкий князь. Как считают, память о подвигах Всеслава хранят и многочисленные сказания про Илью Муромца.

     Летописи свидетельствуют, что исполняя волю ВОЛХВОВ-Предсказателей, князь всю жизнь носил на голове перевязь (повязку). Спрятанному под ним таинственному пятну приписывали "жажду Всеславом крови ". Чародей действительно пролил немало крови, однако большая часть его княжения была отдана мирным хлопотам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыном, киевским князем Изеславом, которому полочане помогали воевать с кочевниками - турками. Как раз с этого мирного времени, с половины XI столетия, плывет над Двиной величественный корабль Софийского собора. Всеслав возводил храм в честь святой Софии, чтобы доказать миру равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились несколько раньше. До этого каменных храмов полочане не строили, поэтому князь пригласил в город византийских архитекторов. К ним, на ходу осваивая строительные секреты, добавились местные мастера: нельзя ж было, чтобы главный собор Полоцкой земли возводили руки чужестранцев.
      Греческое слово "СОФИЯ" в переводе означает - мудрость, мастерство. Предки объясняли его шире - как ВЕЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БРАТСТВО, объединенное общими заботами и стремлениями.

undefined
Макет первоначального облика Софийского собора

Собор должен был стать Символом единства всех жителей княжества.
   Его строили всем обществом. На установленном у крыльца собора огромном валуне, который через десять столетий станет музейным экспонатом, старинные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давыд, Тума, Микула, Копысь, Варышка.
Ширина фундамента почти соответствовала толщине стен - от 1,5 до 2,5 метров.
Храм получился на то время грандиозный.
   ПОЛОЦКИЙ Софийский СОБОР, считавшийся Сердцем старобелорусского государства:   
      там не только молились, но и принимали послов, объявляли войны и заключали мир, хранили княжеские богатства и основанную князем Изяславом библиотеку.
     (Изясла;в Яросла;вич (в крещении Дими;трий, 1024, Новгород — 3 октября 1078,  — великий князь киевский в 1054—1068, 1069—1073 и с 1077, новгородский князь 1052—1054.)
     Там составлялась Полоцкая летопись, а у стен собора проходили Вече, на которых решались главные государственные вопросы.   

     Belarus-Polatsk-Cathedral of Sophia-12.jpg
Собор Святой Софии в Полоцке сохранился до настоящего времени, и является древнейшим архитектурным памятником Белоруссии.
В середине 60-х годов XI века мирная жизнь княжества закончилась. Было много воин.
 А летом 1067 года, киевские князья позвали его на переговоры под Оршей, поклявшись на кресте, что не причинят ему вреда, но затем нарушили обещание и заточили в страшную земляную тюрьму в Киеве. Чародея и двоих его сыновей посадили в «ПОРУБ» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого).
 Но через год произошли народные волнения, и восставшие освободили Всеслава и провозгласили его Киевским князем. После недолгого правления в Киеве, Всеслав Чародей вернулся в Полоцкое княжество, которое после его смерти начало дробиться на усобные княжества…

- если ещё в 1024 году белорусские ВОЛХВЫ поднимали народ на изгнание князей и церковников (Людей пришедших с новой - Христианской верой), То, после подавления небольшого восстания,  Осознали, что ВСЁ, по ВОЛЕ СВЫШЕ!.. Что познание Предстоящего, не минуемо…  И включились в процесс Ускорения Того, чему БЫТЬ!..
  А ЧАРОДЕЙ – плод вселения чувство-образными Знаниями Волхвов Русского Духа в плод Матери будущего Князя Полоцкого, до рождения, с определённым Даром (способностями)!
       О том – Иносказательно (Образно) передано в Былинах!..

 
  Чем было обусловлено, что именно на Белой Руси, Волхвы, из князей сотворят Богатырей?!..

Анатолий Ведов

http://www.proza.ru/2011/12/06/996

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Всеслав Брячеславич | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»