• Авторизация


Александр Лабас 11-05-2023 11:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД - ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ ЛАБАС (1900-1983), ЧАСТЬ I

Александр Аркадьевич Лабас (1900-1983) - выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 1920-х–1930-х годов, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов). Его стиль - своеобразный постфутуристический экспрессионизм, остро реагирующий на то новое, что внесла в мир современная техника. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели вносит в его образы живое ощущение полета. В наиболее известных его живописных работах 1920-х годов мир современной техники преображается в романтические фантазии. В 1932 году Лабас обвиняется в формализме, а в 1937 году его старший брат, комбриг Абрам Лабас обвинен по делу Тухачевского и расстрелян как враг народа.

1939 Автопортрет. Бум, акв. 44х35 см. (2) (563x700, 127Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1939 г. Бумага, акварель. 44 х 35 см.

Из литературы создается впечатление, что художника-конструктивиста Владимира Татлина и экспрессиониста Александра Лабаса разделяла целая эпоха. А на самом деле, разница в возрасте у них была всего 15 лет, а с Казимиром Малевичем у Лабаса разница 22 года. Это была общая кухня, близкий круг общения: с тем же Татлиным они много лет близко дружили, а с Малевичем художник тоже был хорошо знаком: мэтр приходил к Лабасу в мастерскую, чтобы лично составить впечатление о работах двадцатилетнего Лабаса. «Будучи еще совсем молодым художником, я показывал свои работы Казимиру Малевичу. Он утверждал, что изобразительное искусство закончилось, на смену ему пришло беспредметное. Я же считал, что беспредметная живопись - самостоятельное явление… Оно подсказывает пути выражения чувственного, но незримого мира человека, чем прекрасно владеет музыка; она всегда беспредметна, но тем не менее конкретна и способна передать самые сложные нюансы чувств и переживаний… Если художник находит и в беспредметной живописи свой язык, ему будет легко находить формы выражения в изобразительном искусстве…»




_2 (700x537, 107Kb)
Александр Лабас с отцом и мамой. Фотография 1900-е гг.

Александр Аркадьевич Лабас родился 19 февраля 1900 года в Смоленске в семье дантиста Аарона Айзека Гиршовича (Аркадия Григорьевича) Лабаса и его жены Хаи Шауловны. Семья отца происходила из Витебска. Там жили дед Александра Лабаса - Гирш и бабушка Лея-Рони. Это была достаточно ортодоксальная еврейская семья. Отец и до и после революции работал в издательствах, был редактором. Мать увлекалась музыкой, занималась акварелью на любительском уровне, вела домашнее хозяйство. Она умерла, когда младшему сыну Александру было два года, а старшему Абраму пять лет. Старший сын, музыкальный вундеркинд, с десяти лет занимался музыкой в Москве. Младший, Александр, тоже обладал абсолютным музыкальным слухом, но с раннего детства его увлекла живопись. Духовная атмосфера в доме способствовала возникновению у детей интереса к искусству. Отец был увлечен литературой, в свободное время сам писал, играл на скрипке, немного рисовал: Лабас вспоминал его наброски - фантастических крылатых зверей.

1919-1921 Цветовая композиция. Овал. Х, м. 79 х 71 см. ЧС2 (636x700, 94Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция. Овал. 1919-1921 гг. Холст, масло. 79 х 71 см.
Частное собрание.



1923 Портрет А. Куреллы. (578x700, 98Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет А. Куреллы. 1923 г.
Альфред Курелла (1895–1975) - немецкий писатель, переводчик, деятель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В 1919 г. приехал в Москву, встречался с Лениным, участвовал в создании Коммунистического интернационала молодежи (КИМ); в 1926–1928 гг. член Исполкома Коминтерна.

1923 Портрет девушки (Лиля Яхонтова). ГТГ (601x700, 128Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет девушки (Лиля Яхонтова). 1923 г.




1924 Сочи. Телеграф у моря. ГМИИ (468x700, 134Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Сочи. Телеграф у моря. 1924 г. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

ФОТО 1924 Пейзаж. Из серии Сочи. Бум, акв, тушь, перо.22,6х18,2. ЧС (598x700, 265Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Пейзаж. Из серии «Сочи». 1924 г.
Бумага, акварель, тушь, перо. 22,6 х 18,2 см. Частное собрание.

1924-2 Пейзаж. Сочи. бумага, тушь, перо (470x700, 185Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Пейзаж. Сочи. 1924 г. Бумага, тушь, перо.

_4 (552x700, 106Kb)
Александр Лабас с отцом. Фотография ~ 1910 г.

В 1907 г. Александр начал заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова.
В 1910 г. семья переезжает в Ригу, где Александр учится в Рижской прогимназии и частной художественной школе Блюма.
В 1912 г., желая дать сыновьям хорошее образование, отец художника перевозит семью в Москву. Александр поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Учится у Д.А. Щербиновского, Ф.Ф. Федоровского, С.В. Ноаковского. Во время учебы в Строгановском училище посетил коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова, где познакомился с работами импрессионистов, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. В Строгановском промышленно-художественном училище Лабас приобрел навыки работы с металлом, занимался росписью на фарфоре и эмали, резьбой по дереву. Серьезные основы профессиональной подготовки, приобретенные во время занятий у Щербиновского, Федоровского и особенно у Ноаковского, дали художнику возможность уверенно и свободно справляться в дальнейшем с любыми композиционными и перспективными задачами, которые в его работах поставлены всегда необычно и сложно.
Помимо Строгановского училища, летом 1915 года Лабас занимался в студии Ф.И. Рерберга, а в следующем году — в студии И.И. Машкова.

1925 Девушка 20-х годов. Х, м. 71 х 71 см. Музей Абрамцево (700x699, 122Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка 20-х годов. 1925 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1925 Уральский металлургический завод. Х, м. 105 х 173, Екатерина (700x424, 95Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Уральский металлургический завод. 1925 г. Холст, масло. 105 х 173 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.



1926-1 Москворецкий мост. бумага, акварель, темпера (588x700, 124Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Москворецкий мост. 1926 г. Бумага, акварель, темпера.

1926-2 Зимой в городе. бумага, акварель, сепия, перо. ГТГ (700x520, 120Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Зимой в городе. 1926


1916-1917 А.Лабас (стоит второй слева) среди учащихся Императорского Строгановского училища (700x520, 98Kb)
Александр Лабас (стоит второй слева) среди учащихся Императорского Строгановского училища.
Фотография 1916-1917 гг.

В 1918 году на базе Императорского Строгановского училища были созданы 1-е Государственные свободные художественные мастерские (1ГСХМ), а на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества - 2-е Свободные мастерские. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных мастерских был образован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Александр Лабас поступает учиться в мастерскую Ф.А. Малявина*, а затем в мастерскую П.П. Кончаловского.
Государственные Свободные художественные мастерские (ГСХМ) — художественные учебные заведения в РСФСР в 1918-м - начале 1920-х годов. На базе московских Свободных художественных мастерских, созданных, в свою очередь, на основе Строгановского художественного училища (1-е ГСХМ) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ), в 1920 году был организован ВХУТЕМАС - Высшие государственные художественно-технические мастерские, с 1926-го, после реорганизации ВХУТЕИН - Высшие государственные художественно-технические мастерские. Поэтому все те, кто поступал во ВХУТЕМАС, а заканчивал ВХУТЕИН, писали: учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
* Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) - живописец. В 1922 году уехал из Советской России. Сведений в литературе о том, что он преподавал в ГСХМ, не найдено - оставляем этот факт на совести Лабаса.

1927 Художник А.КозловБ., сангина, цв. кар. . Собр ОЛ (489x700, 60Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Художник А. Козлов. 1927 г. Бумага, сангина, цветные карандаши.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Николаевич Козлов (1902-1946) – русский художник-авангардист, друг Александра Лабаса.
Трагически погиб в 45 лет в Москве. (См. мой пост о А.Н. Козлове)


1927 Автомобили и лошадь. Бум, м. 38,2 х 31,5 см. Рус Сквер (586x700, 181Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Автомобили и лошадь. 1927 г. Бумага, масло. 38,2 х 31,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.



1927 Первомайский парад. Х.М. Журнал Красная нива, №5 (502x700, 110Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Первомайский парад. Холст, масло.
Журнал «Красная нива», 1927 г. № 5.

1928 В самолете. Бум, акв., кар. Собрание О.Бескиной-Лабас (700x547, 141Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В самолете. 1928 г. Бумага, акварель, карандаш. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1928 В авиационной катастрофе. Картон, темпера. 37,2 х  31,1 см. ГМИИ им Пушкина. (567x700, 184Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В авиационной катастрофе. 1928 г. Картон, темпера, масло. 37,2 × 31,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В 1926 году Лабас впервые совершает перелет на рейсовом самолете «Москва — Харьков», во время которого попадает в авиационную катастрофу, после которой основными мотивами произведений становятся движение и скорость.

1928 Москва. Лаборатория Бумага, акварель. ГРМ  (578x700, 152Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Лаборатория. 1928 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Едут. Х, м. 98 х 78 см. ЧС (570x700, 128Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Едут. 1928 г. Холст, масло. 98 х 78 см. Частное собрание.

1919 А.Лабас (первый слева в первом ряду) с группой художников 3-й армии Восточного фронта (700x568, 116Kb)
Александр Лабас (первый слева в первом ряду) с группой художников 3-й армии Восточного фронта.
Фотография 1919 г.

В 1919 году Александр Лабас вслед за братом уходит добровольцем на фронт в качестве художника-оформителя при Политуправлении 3-й Армии Восточного фронта, делает плакат «Акула империализма». Революционный романтизм был свойственен молодежи того времени, к тому же, во многом это было влияние старшего брата, ушедшего на фронт. Во время боя брат художника Абрам получил ранение в руку, о карьере музыканта уже не могло идти речи, и он остается в Армии, сделав впоследствии блестящую военную карьеру. В 1937 г. комбриг Абрам Лабас был обвинен по делу маршала Михаила Тухачевского и расстрелян.




1928 На Дальнем Востоке. Красноармеец. Х, м. 98x78. ГРМ (560x700, 117Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На Дальнем Востоке. Красноармеец. 1928 г.
Холст, масло. 98 x 78 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



1928-4 Вечером на пути к аэродрому. Холст, масло. 70 x 53. ГТГ (534x700, 160Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Вечером на пути к аэродрому. 1928 г. Холст, масло. 70 x 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


 

1928-2 Улица в Ленинграде. Бумага, акварель, темпера.ГТГ (400x480, 96Kb) ФОТО 1920 Проспект. Бум, акв. 39 x 36.8 см. Гал Л.Шишкина (406x480, 116Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. Улица в Ленинграде. 1928



1928-5 В кабине аэроплана. Холст, масло. 77,4x91,6. ГТГ. (700x623, 111Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В кабине аэроплана. 1928 г. Холст, масло. 77,4 x 91,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928-1930 1920-е Снится сон. (700x457, 128Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Снится сон. 1920-е гг. Бумага, акварель. 23 х 34,5 см. Частное собрание.

1928-1930 гг.

1920-1921  Первая жена А. Лабаса Елена Королева с сыном... (480x700, 65Kb)
Елена Королёва. Фотография 1920-1921 гг.
Елена Федоровна Королёва (1902-1987), первая жена Александра Лабаса.

В 1921 г. Александр Лабас преподает в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а затем вновь возвращается в Москву и продолжает обучение во ВХУТЕМАСе. Учится у П.П. Кончаловского, К.Н. Истомина, В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова. В 1922 г. Лабас поступает в мастерскую Д.П. Штеренберга во ВХУТЕМАСе.
Романтическая любовь с Еленой Королевой началась у Лабаса еще в Гражданскую войну, со своей будущей женой он знакомится в 1921 г. (Портрет Елены Лабас, написанный в 1926 г. не сохранился). В 1927 году у них рождается сын Борис, и они регистрируют брак, а в 1931 году - расторгают. Знакомится с чтецом Владимиром Яхонтовым и его женой Лилей, с которой завязывается длительный роман. В 20-х - начале 30- х годов Лабас испытывал большую любовь к художнице Лиле Поповой-Яхонтовой. В наследии художника хранятся карандашные портреты Лабаса, сделанные Лилей, несколько ее акварелей. Но они оба были несвободны. Живописный портрет Лили Яхонтовой кисти Лабаса (1923 г.) принадлежит Третьяковской галерее.

1929 В наступлении, Бум, акв. ГТГ (473x700, 105Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В наступлении. 1929 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1929 Ночью в Октябре. Эскиз из цикла Октябрь. Х, м. 103x72. ГРМ (494x700, 118Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Ночью в Октябре. Эскиз из цикла «Октябрь». 1929 г.
Холст, масло. 103 x 72 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1929 Поезд идет. Х, м. 98,3 х 75,8. ГРМ (400x520, 85Kb) 1929 Поезд из Москвы. Холст, масло. Частное собрание. (2) (393x520, 105Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. Поезд идет. 1929 г. Холст, масло. 98,3х75,8 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. 2. Поезд из Москвы. 1929 г. Холст, масло. Частное собрание.








1929-2 Посадка на пароход. бумага, акварель, гуаш (700x503, 138Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Посадка на пароход. 1929 г. Бумага, акварель, гуашь.



1929-4 На пароходе. бумага, белила, пастель (700x518, 100Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На пароходе. 1929 г. Бумага, белила, пастель.

1929 На Кавказе. Первые тракторы. Бумага, акварель. 31,7 х 45,5. ГТГ (2) (700x481, 115Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На Кавказе. Первые тракторы. 1929 г. Бумага, акварель. 31,7 х 45,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1929 На Северном Кавказе. Уборка. Б., акв. Частное собрание (570x700, 185Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На Северном Кавказе. Уборка. 1929 г.

1929 Северный Кавказ. Молотьба на тракторе. Юум, акв. 54,5х36 см. Костром зап (478x700, 115Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Северный Кавказ. Молотьба на тракторе. 1929 г.
Бумага, акварель. 54,5 х 36 см. Костромской музей-заповедник.

1922 А. Лабас (первый слева в папахе) после Гражданской войны.. ВХУТЕМАС, мастерская Д.Штеренберга (700x552, 109Kb)
Александр Лабас (первый слева в папахе) после Гражданской войны. ВХУТЕМАС, мастерская Д.П. Штеренберга.
Фотография 1922 г.

В начале 1920-х годов Лабас был близок группе художников «Метод» («Проекционисты»), в которую входили С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, А. Тышлер и другие. Вместе с художниками этой группы участвовал абстрактными композициями на выставке в Музее Живописной Культуры (МЖК).
В конце 1923 года после перенесенного воспаления легких Лабас уезжает на Черное море и до начала 1924 года живет в Сочи, где исполняет первую серию своих работ («Сочи», 1923–1924).
С 1924 года, по приглашению ректора В.А. Фаворского, приглашен преподавать живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСЕ в течение пяти лет вместе с К. Истоминым. Занятия по композиции и цвету на графическом факультете вел вместе с Н. Купреяновым. Параллельно он преподавал цветоведение с профессором физики Н. Федоровым и доцентом физики С. Кравковым. В институте существовала физическая лаборатория, в ней работали художники В. Тоот, Г. Клуцис, А. Лабас и С. Алексеев. Тогда предпринимались попытки теоретически обосновать в живописи оптические законы, существующие в природе.
В 1924 году Лабас отказался от чистой беспредметности, ассимилируя её опыт в фигуративном искусстве («Городская площадь». 1926).

1920-е А.Лабас с М.Плаксиным (457x700, 84Kb)
Александр Лабас с художником Михаилом Плаксиным. Фотография 1920-е гг.

1929-1 Утро после боя. бумага, холст, масло. ГТГ2 (498x700, 145Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Утро после боя. 1929 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.





1930 Возвращение с фронта. Из серии Октябрь. Бум, акв. 48,5х32 см. Кострома  зап (475x700, 104Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Возвращение с фронта. Из серии «Октябрь». 1930 г.
Бумага, акварель. 48,5 х 32 см. Костромской музей-заповедник.

1930 Дирижабль и детдом. Х, м. 160 х 80. ГРМ (340x700, 54Kb) 1930-5 Электрофикация в новом районе.  холст, масло (390x700, 87Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. Дирижабль и детдом. 1930 г. Холст, масло. 160х80 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Электрификация в новом районе. 1930 г. Холст, масло.

1930 Пароход на реке. ГМИИ (2) (700x510, 115Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Пароход на реке. 1930 г. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1930-е Крым. Х., м. Собрание Юникредитбанка (700x532, 199Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. 1930-е гг. Холст, масло. Собрание ЮниКредит Банка, Москва.

1930-3 Окраина.  бумага, акварель (700x476, 79Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Окраина. 1930 г. Бумага, акварель.

1931-1 Утро на переправе.   бумага, акварель (700x508, 87Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Утро на переправе. 1931 г. Бумага, акварель.

1930 Черноглазый мальчик. Бум, цвет. кар. ЧС (560x700, 56Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Черноглазый мальчик. 1930 г. Бумага, цветные. карандаши.
Частное собрание.

1920-1930-е Портрет Д. Бурлюка. бумага, карандаш (547x700, 105Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Давида Бурлюка. 1920-1930-е гг. Бумага, карандаш.


В 1924 году Лабас участвовал в работе по росписи трамваев в Москве. «Новый трамвай» совместно с А. Тышлером и И. Чайковым был выполнен как подарок конгрессу Коминтерна. В 1929–1930 годах десять вагонов в Москве были украшены его росписью «Войны не хотим, к защите готовы» (выполненная в металле композиция с рукой, сжатой в кулак, противостоящая «акуле империализма»)
В 1925 г. Лабас становится членом-учредителем Общества станковистов (ОСТ). Брат Абрам Лабас оканчивает Военную академию РККА. В 1926 г. Александр участвует во 2-й выставке ОСТа.
В это время он начинает работать как театральный художник. В театре им. В.Ф. Комиссаржевской оформляет спектакли «Дело» и «Свадьба Кречинского». В 1932–1933 годах оформляет спектакль «Армия мира» в Театре им. М.Н. Ермоловой, а в 1934–1935 гг. спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ).

ФОТО Афиша 2-й выставки ОСТ. Москва, ГИМ, 1926 г (489x700, 149Kb)
Афиша 2-й выставки ОСТ (Лабас крайний справа в среднем ряду). 1925 г.

1930-4 Приезд Ленина в Петроград. Из серии «Октябрь», холст, масло, ГТГ (624x700, 164Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Приезд Ленина в Петроград. Из серии «Октябрь». 1930 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 Октябрь. Ленин. Набросок. Б., темп., бел. Собрание О.Бескиной-Лабас (511x700, 99Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь. В.И. Ленин. Набросок. 1932 г.
Бумага, темпера, белила. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1930-6 Октябрь в Петрограде. Эскиз. Х, м. ГТГ (700x519, 139Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь в Петрограде. Эскиз. 1930 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-1 МАТРОС.  холст, масло. 85 х 67. ГТГ (550x700, 130Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Матрос. 1930 г. Холст, масло. 85 х 67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е Москва. На демонстрации. Б., акв. Собрание О.Бескиной-Лабас (700x521, 152Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На демонстрации. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1930-е Москва. Отдыхают. Б., акв. Собрание О.Бескиной-Лабас (625x700, 128Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Отдыхают. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1931 Город на юге», бумага, акварель, 44,2 × 31,7 см., ГМИИ им.Пушкина  (499x700, 121Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Город на юге. Бумага, акварель. 1931 г. 44,2 х 31,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1931 Дирижабль. Х, м. 132,5 х 204,5 см. ГРМ (700x525, 104Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль. 1931 г. Холст, масло. 132,5 х 204,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931-2 Первый советский дирижабль. Х.М. 76х102. ГТГ (700x539, 149Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Первый советский дирижабль. 1931 г. Холст, масло. 76 х 102 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1931-2 Первый советский дирижабль. Х.М. 76х102. ГТГ Франмент (543x700, 110Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Первый советский дирижабль. Фрагмент. 1931 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1934 Цеппелин. Холст, масло. 65 × 80 MacDougall’s. 30.06.2006. Лот 64 Цена 116 000 долларов.  (2) (650x526, 45Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Цеппелин. 1934 г. Холст, масло. 65 х 80 см. Аукционный дом MacDougall’s,
Лондон, 2006 г. Лот продан за $116.000 долларов. Это самая дорогая картина Лабаса из серии
«Дирижабли» за всю историю аукционных торгов.

1932 Дирижабль над полем. бумага, акварель, темпера, белила. 26,8х32,4. Пензен КГ (700x574, 132Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль над полем. 1932 г. Бумага, акварель, темпера, белила. 26,8 х 32,4 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1931 Дирижабль. Бум, акв, бел. ГМИИ им Пушкина (700x599, 133Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль. 1931 г. Бумага, акварель, белила. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1931 Цеппелин. Бум, акв. 32,5 x 27.ГРМ (2) (590x700, 122Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Цеппелин. 1931 г. Бумага, акварель. 32,5 x 27 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1932 Дирижабль вечером. Бум, гуашь, бел. ГТГ (463x700, 142Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль вечером. 1932 г. Бумага, гуашь, белила.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1927-1 Автопортрет. Около окна. Бум, акв (634x700, 140Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. Около окна. 1927 г. Бумага, акварель.

Среди образов новой техники, созданных Лабасом в 1920-1930-е годы, особое место принадлежит летающим аппаратам, реальным и воображаемым. В картине «Едут» (1928, собрание О.М. Бескиной-Лабас) пассажиры — обычные люди с московских улиц — стоят в разных позах, читают газеты, а таинственный стеклянный снаряд уносит их в неведомое... В другом полотне того же года под названием «В кабине аэроплана» (ГТГ) художник опускает почти все детали, обозначающие аэроплан и окружающее его пространство. Экстраординарность ситуации передана главным образом трактовкой самих персонажей с дематериализованными удлиненными телами, словно заряженными энергией (в них есть нечто общее со скульптурой Джакометти).
В 1927 году родился сын Борис от Елены Королёвой.
В 1929 году Лабас встретился с художником и поэтом Раисой Идельсон, ставшей его второй женой.

1930-2 Портрет Р.В. Идельсон, второй жены худ-ка. холст, масло. ГТГ (484x700, 94Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Р.В. Идельсон, второй жены художника. 1930 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972) - художница и поэтесса. В разное время была женой, натурщицей и музой двух советских живописцев - Роберта Фалька (3-я жена с 1927 по 1931 г.) и Александра Лабаса (2-я жена – с 1931 по 1935 г.).

1931 Командир Красной Армии. Из серии Октябрь. Бум, акв. 48,5х33 см. ХМ Комсомол. (400x590, 79Kb) 1931 Красноармеец» (400x590, 72Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. Командир Красной Армии. Из серии «Октябрь». 1931 г. Бумага, акварель. 48,5х33 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре. 2. Красноармеец. 1931 г. Бумага, акварель.

1931 Мужской портрет на сером фоне. Бум, акв. 51,2х35,5. Муз ИЗО Комсомол (377x550, 70Kb) 1932 Красный командир А. А. Лабас (брат художника). ЧС (428x550, 105Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 3. Мужской портрет на сером фоне. 1931 г. Бумага, акварель. 51,2х35,5 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре. 4. Красный командир А. А. Лабас (брат художника). 1932 г. Частное собрание.

1931-3 Первый паровоз на Турксибе. Холст, масло. ГТГ (700x522, 102Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Первый паровоз на Турксибе. 1931 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1931-6 У пушки. Из серии «На маневрах». ГМИИ им. А.С.Пушкина (700x482, 149Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). У пушки. Из серии «На маневрах». 1931 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1931-6 Артиллеристы. картон, акварель (700x464, 101Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Артиллеристы. Из серии «На маневрах».1931 г. Картон, акварель.

1931-4 На переправе.  бумага, акварель, графитный карандаш (700x530, 166Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На переправе. Из серии «На маневрах».1931 г. Бумага, акварель, графитный карандаш.

1931-5 В строю.  бумага, акварель (670x450, 102Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В строю. Из серии «На маневрах». 1931 г. Бумага, акварель.

1931 Из серии  На маневрах. Бум, акв. 27х34. ЧС (700x552, 105Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «На маневрах». 1931 г.

1932 Эскиз занавеса к спектаклю «Армия мира» в Театре им.Ермоловой. Бум, акв. Собр. О.Бескиной-Лабас (700x486, 115Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз занавеса к спектаклю «Армия мира» в Театре им. Ермоловой. 1932 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1932 В кабине дирижабля. Из серии Авиация. Движение. Бум, темп, акв. 32х48. Томский ХМ (700x504, 98Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В кабине дирижабля. Из серии «Авиация. Движение». 1932 г. Бумага, темпера, акварель.
32 х 48 см. Томский областной художественный музей.

1932 В кабине дирижабля. Бум, акв. ГРМ (461x700, 160Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В кабине дирижабля. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1927-2 Автопортрет. Портрет мужчины с тёмными глазами. Бумага, акварель. ЧС (443x700, 78Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Серия «Портреты». Автопортрет
(Портрет мужчины с тёмными глазами). 1927 г. Бумага, акварель.

Подлинный шедевр Лабаса, ставший символом всего его искусства, - картина «Дирижабль» (1931, ГТГ). Огромный, светящийся золотисто-серыми тонами дирижабль, похожий на таинственный космический корабль, изображен то ли собирающимся улететь, то ли вернувшимся из неведомых миров и окруженным драгоценным ожерельем не то пассажиров, не то пришельцев.
В не менее известной картине «Дирижабль и детдом» (1930, ГРМ) полупризрачные красочные фигурки детей выступают из мирового пространства, а над ними, как залог их будущего, взмывает ввысь серебристая стрела дирижабля.
Менее «космический», но содержательный и художественно выразительный образ создан в акварели 1932 года «Дирижабль над городом» (ГМИИ). Странно светящиеся плотно написанные городские строения и кроны деревьев, наполненные внутренним динамизмом, образуют органичное целое с парящим в небе дирижаблем.

1932 Дирижабль над городом. Бум, акв. 44 х 30,5 см. ГМИИ им Пушкина (500x700, 135Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль над городом. 1932 г. Бумага, акварель. 44 х 30,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1932 Противовоздушная оборона. Фонд Александра Лабаса (700x501, 163Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Противовоздушная оборона. 1932 г. Холст, масло. Фонд Александра Лабаса.

1932 Противовоздушная оборона. Эскиз. Х, м. (Ивановский ХМ) (700x567, 180Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Противовоздушная оборона. Эскиз. 1932 г. Холст, масло.
Ивановский областной художественный музей.

1932 Эскиз к картине Противовоздушная оборона. Бум, масло, темп. 30х37. Томский ХМ (700x549, 134Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз к картине «Противовоздушная оборона». 1932 г. Бумага, масло, темпера. 30 х 37 см.
Томский областной художественный музей.

1933 Метрострой. Шахта № 29. Б., сангина. ЧС (415x540, 73Kb) 1932 В начале строительства метро. Бум, кар, сангина. ГРМ (387x540, 106Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). Метрострой. Шахта № 29. 1933 г. Бумага, сангина. Частное собрание. 2. В начале строительства метро. Эскиз. 1932 г. Бумага, карандаш, сангина. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1929 Строитель метро. Бумага, карандаш. ГРМ (387x600, 91Kb) 1932 Метрострой. Рабочий метростроя. Б., сангина. Собрание О.Бескиной-Лабас (423x600, 84Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. Строитель метро. 1929 г. Бумага, карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Метрострой. Рабочий метростроя. 1932 г. Бумага, сангина. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

1933-6 Метрострой. Бумага, карандаш, сангина. ГТГ (518x700, 131Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Метрострой. 1933 г. Бумага, карандаш, сангина.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 Поезд из Москвы. Х, м. 55 х 75 см. Музей Абрамцево) (700x518, 122Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Поезд из Москвы. 1932 г. Холст, масло. 55 х 75 см. Музей-заповедник «Абрамцево».

1932 На дороге. Х, м. 73х53. Кострома зап (519x700, 98Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На дороге. 1932 г. Холст, масло. 73 х 53 см.
Костромской музей-заповедник.

1932 Хотьково-Абрамцево. Дорожка перед лесом. Бум, акв. ГТГ (700x532, 147Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Пейзаж в Абрамцево. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 Хотьково-Абрамцево. Дорожка перед лесом. Бум, акв. ЧС (700x518, 139Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Дорожка перед лесом. 1932 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.

1932-5 Затмение Луны. Абрамцево (700x527, 164Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Затмение Луны в Абрамцево. 1932 г.

1932 Хотьково. Абрамцево. Затмение луны. Набросок. Бум., акв., бел. ЧС (700x506, 131Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Затмение Луны. Набросок. 1932 г. Бумага, акварель, белила.
Частное собрание.

1933 Лабас А.А. с сыном Юлием (545x700, 75Kb)
А.А. Лабас с сыном Юликом. Фото 1933 г.

В 1933 году от гражданского брака с Раисой Вениаминовной Идельсон у Лабаса рождается сын Юлий.
В 1930 году Лабас создает скульптуру из металла, стекла и дерева, высотой более 4-х метров для павильона электрификации на сельскохозяйственной выставке в Белоруссии. Скульптура получила название «Электрическая Венера» и называлась в прессе символом нового искусства.

1930 Электрическая Венера. Установка для павильона электрификации на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Минске (504x700, 61Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Электрическая Венера. Установка для павильона электрификации
на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Минске. 1930 г.

В 2016 году Фонд Лабаса потратил большие средства на воспроизведение 4,5-метровой «Электрической Венеры», созданной в 1930 году для Сельскохозяйственной выставки в Минске. При реконструкции нельзя было использовать стеклянные электрические лампы, которые были в тридцатые годы, и воссоздать реальное стекло, из которого была сделана та «Венера», поэтому использовались безопасные лампы и оргстекло. В настоящее время «Венера» Лабаса находится на хранении в Мультимедиа Арт Музее в Москве.

1932-1 Портрет Р.В. Идельсон.  бумага, акварель (495x700, 94Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Р.В. Идельсон. 1932 г. Бумага, акварель.

1932 Солдат-пограничник» (490x700, 120Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Солдат-пограничник. 1932 г.

1932-6 В октябре 1917 года. холст, масло. 118 х 71  см. ГТГ (410x700, 114Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). В октябре 1917 года. 1932 г. Холст, масло. 118 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932-3 На Москве реке». Из серии «Москва», холст, масло, ГТГ  (569x700, 156Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). На Москве реке». Из серии «Москва». 1932 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932-7 В кабине дирижабля. Бум, акв. ГТГ (401x580, 116Kb) 1932-2 На террасе.  бумага, акварель (396x580, 92Kb)

А.А. Лабас (1900-1983). 1. В кабине дирижабля. 1932 г. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. На террасе. 1932 г. Бумага, акварель.

1932-4 Москва. Х.М. ГТГ (700x588, 225Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Холст, масло. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1934 Автопортреь. бумага, акварель, карандаш. 30,1x24,3. Новокузнецк (700x694, 122Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1934 г. Бумага, акварель, карандаш. 30,1 x 24,3 см.
Новокузнецкий художественный музей.

23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций». В Советском Союзе начинается борьба с «формализмом». Окончательная ликвидация общества ОСТ. До середины 1960-х годов Лабас был отлучен от участия в крупных выставках, его работы прекратили закупать музеи. При этом в 1932 м формалист Лабас участвовал в Венецианской биеннале, в выставке в Питтсбурге — и ни одной персональной выставки до 1976 года!


1937 Двойной портрет (с Леони) Собрание О. Бескиной-Лабас. (582x700, 111Kb)
А.А. Лабас (1900-1983). Двойной портрет с Леони. 1937 г. Бумага, карандаш.

В 1934 году Лабас оформляет комедию «Миллионер, дантист и бедняк» Эжена Лабиша в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ) в постановке французского режиссера Леона Муссинака.
В 1935 году Лабас познакомился в Крыму с молодой немецкой художницей, выпускницей Баухауза Леони Нойман (1902–1996), ученицей Василия Кандинского и Пауля Клее. Вскоре она стала преданной женой Лабаса и его соратницей в борьбе за выживание.
Лабас создает серию картин «Крым». Брат Абрам Лабас получил звание комбрига и назначен заместителем начальника штаба Киевского военного округа.

ФОТО Приговор о расстреле Лабаса Абрама Аркадьевича от 10 сентября 1937 г (648x486, 92Kb)
Приговор о расстреле Лабаса Абрама Аркадьевича от 10 сентября 1937 г.

В 1937 году по лож

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Александр Лабас | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»