ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД - ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ ЛАБАС (1900-1983), ЧАСТЬ I
Александр Аркадьевич Лабас (1900-1983) - выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 1920-х–1930-х годов, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов). Его стиль - своеобразный постфутуристический экспрессионизм, остро реагирующий на то новое, что внесла в мир современная техника. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели вносит в его образы живое ощущение полета. В наиболее известных его живописных работах 1920-х годов мир современной техники преображается в романтические фантазии. В 1932 году Лабас обвиняется в формализме, а в 1937 году его старший брат, комбриг Абрам Лабас обвинен по делу Тухачевского и расстрелян как враг народа.

А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1939 г. Бумага, акварель. 44 х 35 см.
Из литературы создается впечатление, что художника-конструктивиста Владимира Татлина и экспрессиониста Александра Лабаса разделяла целая эпоха. А на самом деле, разница в возрасте у них была всего 15 лет, а с Казимиром Малевичем у Лабаса разница 22 года. Это была общая кухня, близкий круг общения: с тем же Татлиным они много лет близко дружили, а с Малевичем художник тоже был хорошо знаком: мэтр приходил к Лабасу в мастерскую, чтобы лично составить впечатление о работах двадцатилетнего Лабаса. «Будучи еще совсем молодым художником, я показывал свои работы Казимиру Малевичу. Он утверждал, что изобразительное искусство закончилось, на смену ему пришло беспредметное. Я же считал, что беспредметная живопись - самостоятельное явление… Оно подсказывает пути выражения чувственного, но незримого мира человека, чем прекрасно владеет музыка; она всегда беспредметна, но тем не менее конкретна и способна передать самые сложные нюансы чувств и переживаний… Если художник находит и в беспредметной живописи свой язык, ему будет легко находить формы выражения в изобразительном искусстве…»

Александр Лабас с отцом и мамой. Фотография 1900-е гг.
Александр Аркадьевич Лабас родился 19 февраля 1900 года в Смоленске в семье дантиста Аарона Айзека Гиршовича (Аркадия Григорьевича) Лабаса и его жены Хаи Шауловны. Семья отца происходила из Витебска. Там жили дед Александра Лабаса - Гирш и бабушка Лея-Рони. Это была достаточно ортодоксальная еврейская семья. Отец и до и после революции работал в издательствах, был редактором. Мать увлекалась музыкой, занималась акварелью на любительском уровне, вела домашнее хозяйство. Она умерла, когда младшему сыну Александру было два года, а старшему Абраму пять лет. Старший сын, музыкальный вундеркинд, с десяти лет занимался музыкой в Москве. Младший, Александр, тоже обладал абсолютным музыкальным слухом, но с раннего детства его увлекла живопись. Духовная атмосфера в доме способствовала возникновению у детей интереса к искусству. Отец был увлечен литературой, в свободное время сам писал, играл на скрипке, немного рисовал: Лабас вспоминал его наброски - фантастических крылатых зверей.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция. Овал. 1919-1921 гг. Холст, масло. 79 х 71 см.
Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Портрет А. Куреллы. 1923 г.
Альфред Курелла (1895–1975) - немецкий писатель, переводчик, деятель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В 1919 г. приехал в Москву, встречался с Лениным, участвовал в создании Коммунистического интернационала молодежи (КИМ); в 1926–1928 гг. член Исполкома Коминтерна.

А.А. Лабас (1900-1983). Портрет девушки (Лиля Яхонтова). 1923 г.

А.А. Лабас (1900-1983). Сочи. Телеграф у моря. 1924 г. Бумага, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Пейзаж. Из серии «Сочи». 1924 г.
Бумага, акварель, тушь, перо. 22,6 х 18,2 см. Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Пейзаж. Сочи. 1924 г. Бумага, тушь, перо.

Александр Лабас с отцом. Фотография ~ 1910 г.
В 1907 г. Александр начал заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова.
В 1910 г. семья переезжает в Ригу, где Александр учится в Рижской прогимназии и частной художественной школе Блюма.
В 1912 г., желая дать сыновьям хорошее образование, отец художника перевозит семью в Москву. Александр поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Учится у Д.А. Щербиновского, Ф.Ф. Федоровского, С.В. Ноаковского. Во время учебы в Строгановском училище посетил коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова, где познакомился с работами импрессионистов, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. В Строгановском промышленно-художественном училище Лабас приобрел навыки работы с металлом, занимался росписью на фарфоре и эмали, резьбой по дереву. Серьезные основы профессиональной подготовки, приобретенные во время занятий у Щербиновского, Федоровского и особенно у Ноаковского, дали художнику возможность уверенно и свободно справляться в дальнейшем с любыми композиционными и перспективными задачами, которые в его работах поставлены всегда необычно и сложно.
Помимо Строгановского училища, летом 1915 года Лабас занимался в студии Ф.И. Рерберга, а в следующем году — в студии И.И. Машкова.

А.А. Лабас (1900-1983). Девушка 20-х годов. 1925 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

А.А. Лабас (1900-1983). Уральский металлургический завод. 1925 г. Холст, масло. 105 х 173 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

А.А. Лабас (1900-1983). Москворецкий мост. 1926 г. Бумага, акварель, темпера.

А.А. Лабас (1900-1983). Зимой в городе. 1926

Александр Лабас (стоит второй слева) среди учащихся Императорского Строгановского училища.
Фотография 1916-1917 гг.
В 1918 году на базе Императорского Строгановского училища были созданы 1-е Государственные свободные художественные мастерские (1ГСХМ), а на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества - 2-е Свободные мастерские. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных мастерских был образован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Александр Лабас поступает учиться в мастерскую Ф.А. Малявина*, а затем в мастерскую П.П. Кончаловского.
Государственные Свободные художественные мастерские (ГСХМ) — художественные учебные заведения в РСФСР в 1918-м - начале 1920-х годов. На базе московских Свободных художественных мастерских, созданных, в свою очередь, на основе Строгановского художественного училища (1-е ГСХМ) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ), в 1920 году был организован ВХУТЕМАС - Высшие государственные художественно-технические мастерские, с 1926-го, после реорганизации ВХУТЕИН - Высшие государственные художественно-технические мастерские. Поэтому все те, кто поступал во ВХУТЕМАС, а заканчивал ВХУТЕИН, писали: учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
* Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) - живописец. В 1922 году уехал из Советской России. Сведений в литературе о том, что он преподавал в ГСХМ, не найдено - оставляем этот факт на совести Лабаса.

А.А. Лабас (1900-1983). Художник А. Козлов. 1927 г. Бумага, сангина, цветные карандаши.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Николаевич Козлов (1902-1946) – русский художник-авангардист, друг Александра Лабаса.
Трагически погиб в 45 лет в Москве. (См. мой пост о А.Н. Козлове)

А.А. Лабас (1900-1983). Автомобили и лошадь. 1927 г. Бумага, масло. 38,2 х 31,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.

А.А. Лабас (1900-1983). Первомайский парад. Холст, масло.
Журнал «Красная нива», 1927 г. № 5.

А.А. Лабас (1900-1983). В самолете. 1928 г. Бумага, акварель, карандаш. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). В авиационной катастрофе. 1928 г. Картон, темпера, масло. 37,2 × 31,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В 1926 году Лабас впервые совершает перелет на рейсовом самолете «Москва — Харьков», во время которого попадает в авиационную катастрофу, после которой основными мотивами произведений становятся движение и скорость.

А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Лаборатория. 1928 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.А. Лабас (1900-1983). Едут. 1928 г. Холст, масло. 98 х 78 см. Частное собрание.

Александр Лабас (первый слева в первом ряду) с группой художников 3-й армии Восточного фронта.
Фотография 1919 г.
В 1919 году Александр Лабас вслед за братом уходит добровольцем на фронт в качестве художника-оформителя при Политуправлении 3-й Армии Восточного фронта, делает плакат «Акула империализма». Революционный романтизм был свойственен молодежи того времени, к тому же, во многом это было влияние старшего брата, ушедшего на фронт. Во время боя брат художника Абрам получил ранение в руку, о карьере музыканта уже не могло идти речи, и он остается в Армии, сделав впоследствии блестящую военную карьеру. В 1937 г. комбриг Абрам Лабас был обвинен по делу маршала Михаила Тухачевского и расстрелян.

А.А. Лабас (1900-1983). На Дальнем Востоке. Красноармеец. 1928 г.
Холст, масло. 98 x 78 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). Вечером на пути к аэродрому. 1928 г. Холст, масло. 70 x 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Улица в Ленинграде. 1928

А.А. Лабас (1900-1983). В кабине аэроплана. 1928 г. Холст, масло. 77,4 x 91,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Снится сон. 1920-е гг. Бумага, акварель. 23 х 34,5 см. Частное собрание.
1928-1930 гг.

Елена Королёва. Фотография 1920-1921 гг.
Елена Федоровна Королёва (1902-1987), первая жена Александра Лабаса.
В 1921 г. Александр Лабас преподает в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а затем вновь возвращается в Москву и продолжает обучение во ВХУТЕМАСе. Учится у П.П. Кончаловского, К.Н. Истомина, В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова. В 1922 г. Лабас поступает в мастерскую Д.П. Штеренберга во ВХУТЕМАСе.
Романтическая любовь с Еленой Королевой началась у Лабаса еще в Гражданскую войну, со своей будущей женой он знакомится в 1921 г. (Портрет Елены Лабас, написанный в 1926 г. не сохранился). В 1927 году у них рождается сын Борис, и они регистрируют брак, а в 1931 году - расторгают. Знакомится с чтецом Владимиром Яхонтовым и его женой Лилей, с которой завязывается длительный роман. В 20-х - начале 30- х годов Лабас испытывал большую любовь к художнице Лиле Поповой-Яхонтовой. В наследии художника хранятся карандашные портреты Лабаса, сделанные Лилей, несколько ее акварелей. Но они оба были несвободны. Живописный портрет Лили Яхонтовой кисти Лабаса (1923 г.) принадлежит Третьяковской галерее.

А.А. Лабас (1900-1983). В наступлении. 1929 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Ночью в Октябре. Эскиз из цикла «Октябрь». 1929 г.
Холст, масло. 103 x 72 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Поезд идет. 1929 г. Холст, масло. 98,3х75,8 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. 2. Поезд из Москвы. 1929 г. Холст, масло. Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Посадка на пароход. 1929 г. Бумага, акварель, гуашь.

А.А. Лабас (1900-1983). На пароходе. 1929 г. Бумага, белила, пастель.

А.А. Лабас (1900-1983). На Кавказе. Первые тракторы. 1929 г. Бумага, акварель. 31,7 х 45,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). На Северном Кавказе. Уборка. 1929 г.

А.А. Лабас (1900-1983). Северный Кавказ. Молотьба на тракторе. 1929 г.
Бумага, акварель. 54,5 х 36 см. Костромской музей-заповедник.

Александр Лабас (первый слева в папахе) после Гражданской войны. ВХУТЕМАС, мастерская Д.П. Штеренберга.
Фотография 1922 г.
В начале 1920-х годов Лабас был близок группе художников «Метод» («Проекционисты»), в которую входили С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, А. Тышлер и другие. Вместе с художниками этой группы участвовал абстрактными композициями на выставке в Музее Живописной Культуры (МЖК).
В конце 1923 года после перенесенного воспаления легких Лабас уезжает на Черное море и до начала 1924 года живет в Сочи, где исполняет первую серию своих работ («Сочи», 1923–1924).
С 1924 года, по приглашению ректора В.А. Фаворского, приглашен преподавать живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСЕ в течение пяти лет вместе с К. Истоминым. Занятия по композиции и цвету на графическом факультете вел вместе с Н. Купреяновым. Параллельно он преподавал цветоведение с профессором физики Н. Федоровым и доцентом физики С. Кравковым. В институте существовала физическая лаборатория, в ней работали художники В. Тоот, Г. Клуцис, А. Лабас и С. Алексеев. Тогда предпринимались попытки теоретически обосновать в живописи оптические законы, существующие в природе.
В 1924 году Лабас отказался от чистой беспредметности, ассимилируя её опыт в фигуративном искусстве («Городская площадь». 1926).

Александр Лабас с художником Михаилом Плаксиным. Фотография 1920-е гг.

А.А. Лабас (1900-1983). Утро после боя. 1929 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Возвращение с фронта. Из серии «Октябрь». 1930 г.
Бумага, акварель. 48,5 х 32 см. Костромской музей-заповедник.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Дирижабль и детдом. 1930 г. Холст, масло. 160х80 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Электрификация в новом районе. 1930 г. Холст, масло.

А.А. Лабас (1900-1983). Пароход на реке. 1930 г. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Крым. 1930-е гг. Холст, масло. Собрание ЮниКредит Банка, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Окраина. 1930 г. Бумага, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). Утро на переправе. 1931 г. Бумага, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). Черноглазый мальчик. 1930 г. Бумага, цветные. карандаши.
Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Давида Бурлюка. 1920-1930-е гг. Бумага, карандаш.
В 1924 году Лабас участвовал в работе по росписи трамваев в Москве. «Новый трамвай» совместно с А. Тышлером и И. Чайковым был выполнен как подарок конгрессу Коминтерна. В 1929–1930 годах десять вагонов в Москве были украшены его росписью «Войны не хотим, к защите готовы» (выполненная в металле композиция с рукой, сжатой в кулак, противостоящая «акуле империализма»)
В 1925 г. Лабас становится членом-учредителем Общества станковистов (ОСТ). Брат Абрам Лабас оканчивает Военную академию РККА. В 1926 г. Александр участвует во 2-й выставке ОСТа.
В это время он начинает работать как театральный художник. В театре им. В.Ф. Комиссаржевской оформляет спектакли «Дело» и «Свадьба Кречинского». В 1932–1933 годах оформляет спектакль «Армия мира» в Театре им. М.Н. Ермоловой, а в 1934–1935 гг. спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ).

Афиша 2-й выставки ОСТ (Лабас крайний справа в среднем ряду). 1925 г.

А.А. Лабас (1900-1983). Приезд Ленина в Петроград. Из серии «Октябрь». 1930 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь. В.И. Ленин. Набросок. 1932 г.
Бумага, темпера, белила. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь в Петрограде. Эскиз. 1930 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Матрос. 1930 г. Холст, масло. 85 х 67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На демонстрации. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Отдыхают. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). Город на юге. Бумага, акварель. 1931 г. 44,2 х 31,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль. 1931 г. Холст, масло. 132,5 х 204,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.А. Лабас (1900-1983). Первый советский дирижабль. 1931 г. Холст, масло. 76 х 102 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Первый советский дирижабль. Фрагмент. 1931 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Цеппелин. 1934 г. Холст, масло. 65 х 80 см. Аукционный дом MacDougall’s,
Лондон, 2006 г. Лот продан за $116.000 долларов. Это самая дорогая картина Лабаса из серии
«Дирижабли» за всю историю аукционных торгов.

А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль над полем. 1932 г. Бумага, акварель, темпера, белила. 26,8 х 32,4 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль. 1931 г. Бумага, акварель, белила. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Цеппелин. 1931 г. Бумага, акварель. 32,5 x 27 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль вечером. 1932 г. Бумага, гуашь, белила.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. Около окна. 1927 г. Бумага, акварель.
Среди образов новой техники, созданных Лабасом в 1920-1930-е годы, особое место принадлежит летающим аппаратам, реальным и воображаемым. В картине «Едут» (1928, собрание О.М. Бескиной-Лабас) пассажиры — обычные люди с московских улиц — стоят в разных позах, читают газеты, а таинственный стеклянный снаряд уносит их в неведомое... В другом полотне того же года под названием «В кабине аэроплана» (ГТГ) художник опускает почти все детали, обозначающие аэроплан и окружающее его пространство. Экстраординарность ситуации передана главным образом трактовкой самих персонажей с дематериализованными удлиненными телами, словно заряженными энергией (в них есть нечто общее со скульптурой Джакометти).
В 1927 году родился сын Борис от Елены Королёвой.
В 1929 году Лабас встретился с художником и поэтом Раисой Идельсон, ставшей его второй женой.

А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Р.В. Идельсон, второй жены художника. 1930 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972) - художница и поэтесса. В разное время была женой, натурщицей и музой двух советских живописцев - Роберта Фалька (3-я жена с 1927 по 1931 г.) и Александра Лабаса (2-я жена – с 1931 по 1935 г.).
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Командир Красной Армии. Из серии «Октябрь». 1931 г. Бумага, акварель. 48,5х33 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре. 2. Красноармеец. 1931 г. Бумага, акварель.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 3. Мужской портрет на сером фоне. 1931 г. Бумага, акварель. 51,2х35,5 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре. 4. Красный командир А. А. Лабас (брат художника). 1932 г. Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Первый паровоз на Турксибе. 1931 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). У пушки. Из серии «На маневрах». 1931 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Артиллеристы. Из серии «На маневрах».1931 г. Картон, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). На переправе. Из серии «На маневрах».1931 г. Бумага, акварель, графитный карандаш.

А.А. Лабас (1900-1983). В строю. Из серии «На маневрах». 1931 г. Бумага, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «На маневрах». 1931 г.

А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз занавеса к спектаклю «Армия мира» в Театре им. Ермоловой. 1932 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). В кабине дирижабля. Из серии «Авиация. Движение». 1932 г. Бумага, темпера, акварель.
32 х 48 см. Томский областной художественный музей.

А.А. Лабас (1900-1983). В кабине дирижабля. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.А. Лабас (1900-1983). Серия «Портреты». Автопортрет
(Портрет мужчины с тёмными глазами). 1927 г. Бумага, акварель.
Подлинный шедевр Лабаса, ставший символом всего его искусства, - картина «Дирижабль» (1931, ГТГ). Огромный, светящийся золотисто-серыми тонами дирижабль, похожий на таинственный космический корабль, изображен то ли собирающимся улететь, то ли вернувшимся из неведомых миров и окруженным драгоценным ожерельем не то пассажиров, не то пришельцев.
В не менее известной картине «Дирижабль и детдом» (1930, ГРМ) полупризрачные красочные фигурки детей выступают из мирового пространства, а над ними, как залог их будущего, взмывает ввысь серебристая стрела дирижабля.
Менее «космический», но содержательный и художественно выразительный образ создан в акварели 1932 года «Дирижабль над городом» (ГМИИ). Странно светящиеся плотно написанные городские строения и кроны деревьев, наполненные внутренним динамизмом, образуют органичное целое с парящим в небе дирижаблем.

А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль над городом. 1932 г. Бумага, акварель. 44 х 30,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Противовоздушная оборона. 1932 г. Холст, масло. Фонд Александра Лабаса.

А.А. Лабас (1900-1983). Противовоздушная оборона. Эскиз. 1932 г. Холст, масло.
Ивановский областной художественный музей.

А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз к картине «Противовоздушная оборона». 1932 г. Бумага, масло, темпера. 30 х 37 см.
Томский областной художественный музей.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). Метрострой. Шахта № 29. 1933 г. Бумага, сангина. Частное собрание. 2. В начале строительства метро. Эскиз. 1932 г. Бумага, карандаш, сангина. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Строитель метро. 1929 г. Бумага, карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Метрострой. Рабочий метростроя. 1932 г. Бумага, сангина. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.

А.А. Лабас (1900-1983). Метрострой. 1933 г. Бумага, карандаш, сангина.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Поезд из Москвы. 1932 г. Холст, масло. 55 х 75 см. Музей-заповедник «Абрамцево».

А.А. Лабас (1900-1983). На дороге. 1932 г. Холст, масло. 73 х 53 см.
Костромской музей-заповедник.

А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Пейзаж в Абрамцево. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Дорожка перед лесом. 1932 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.

А.А. Лабас (1900-1983). Затмение Луны в Абрамцево. 1932 г.

А.А. Лабас (1900-1983). Хотьково-Абрамцево. Затмение Луны. Набросок. 1932 г. Бумага, акварель, белила.
Частное собрание.

А.А. Лабас с сыном Юликом. Фото 1933 г.
В 1933 году от гражданского брака с Раисой Вениаминовной Идельсон у Лабаса рождается сын Юлий.
В 1930 году Лабас создает скульптуру из металла, стекла и дерева, высотой более 4-х метров для павильона электрификации на сельскохозяйственной выставке в Белоруссии. Скульптура получила название «Электрическая Венера» и называлась в прессе символом нового искусства.

А.А. Лабас (1900-1983). Электрическая Венера. Установка для павильона электрификации
на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Минске. 1930 г.
В 2016 году Фонд Лабаса потратил большие средства на воспроизведение 4,5-метровой «Электрической Венеры», созданной в 1930 году для Сельскохозяйственной выставки в Минске. При реконструкции нельзя было использовать стеклянные электрические лампы, которые были в тридцатые годы, и воссоздать реальное стекло, из которого была сделана та «Венера», поэтому использовались безопасные лампы и оргстекло. В настоящее время «Венера» Лабаса находится на хранении в Мультимедиа Арт Музее в Москве.

А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Р.В. Идельсон. 1932 г. Бумага, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). Солдат-пограничник. 1932 г.

А.А. Лабас (1900-1983). В октябре 1917 года. 1932 г. Холст, масло. 118 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). На Москве реке». Из серии «Москва». 1932 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
![]() |
![]() |
А.А. Лабас (1900-1983). 1. В кабине дирижабля. 1932 г. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. На террасе. 1932 г. Бумага, акварель.

А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Холст, масло. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1934 г. Бумага, акварель, карандаш. 30,1 x 24,3 см.
Новокузнецкий художественный музей.
23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций». В Советском Союзе начинается борьба с «формализмом». Окончательная ликвидация общества ОСТ. До середины 1960-х годов Лабас был отлучен от участия в крупных выставках, его работы прекратили закупать музеи. При этом в 1932 м формалист Лабас участвовал в Венецианской биеннале, в выставке в Питтсбурге — и ни одной персональной выставки до 1976 года!

А.А. Лабас (1900-1983). Двойной портрет с Леони. 1937 г. Бумага, карандаш.
В 1934 году Лабас оформляет комедию «Миллионер, дантист и бедняк» Эжена Лабиша в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ) в постановке французского режиссера Леона Муссинака.
В 1935 году Лабас познакомился в Крыму с молодой немецкой художницей, выпускницей Баухауза Леони Нойман (1902–1996), ученицей Василия Кандинского и Пауля Клее. Вскоре она стала преданной женой Лабаса и его соратницей в борьбе за выживание.
Лабас создает серию картин «Крым». Брат Абрам Лабас получил звание комбрига и назначен заместителем начальника штаба Киевского военного округа.

Приговор о расстреле Лабаса Абрама Аркадьевича от 10 сентября 1937 г.
В 1937 году по лож