
«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание», —
писал в своих трудах ученый-анатом, выдающийся хирург Николай Иванович Пирогов.
Пожалуй, он, как никто другой, внимательно изучал человека не только изнутри, но и понимал его как целостную систему. Профессор Пирогов считал, что, лишь обладая высокими нравственными убеждениями, человек способен сопротивляться соблазнам современного общества (таким как притворство, карьеризм, лицемерие и др.).
Да, именно главными основами образования подлинного человека он считает убеждения.
Что же с практической точки зрения подразумевается под этим понятием? Зачем человеку вообще убеждения, ведь у него в распоряжении есть ещё и философия, и принципы, и догмы?
Опять-таки, апеллируя к исследованиям Пирогова, мы могли бы отметить, что, с позиции концептуального, убеждения даны тому, кто, во первых, «приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя»;
во вторых, приучен «любить искренно правду, стоять за нее горою»; в третьих, может «быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками».
Убеждения неразрывно связаны с духовными, нравственными аспектами жизни. Это не просто знания. Это сочетание интеллектуальных, моральных и волевых качеств человека. Добиться данных свойств можно только через самопознание, упражнение, веру, свободу мысли. Без них, как пишет Н. И. Пирогов, можно «образовать искусных артистов по всем отраслям наших знаний», но никогда нельзя получить настоящих людей.
Как же функционирует разум при наличии определённых убеждений? Как уже отмечалось в одной из глав, разум работает на основании программного обеспечения, которое закладывается в человека его родителями, окружением с самого раннего детства, и в дальнейшем этот процесс не останавливается: по факту, на протяжении всей жизни человек так или иначе сталкивается то с конфликтом убеждений, то открывает для себя нечто новое.
От убеждений всегда можно отказаться, их можно поменять, но чаще всего человек не стремится это делать быстро, хотя может и отдавать себе отчёт, что его текущие убеждения неэффективны. В каком случае происходит переосмысление собственных убеждений? Обычно при встрече с последствиями их применения — чаще всего последствиями негативными и нелицеприятными.