
В этот большой церковный праздник часто к Богородице обращаются именно женщины. Они просят у нее очищения от грехов, исцеления от бесплодия, освобождения от одиночества, помощи детям и лада в семье. Заступница слышит все просьбы, обращенные к ней и помогает.
В этот день было принято выкупать у ловцов пташек и выпускать их на волю. Говорили, что птица станет ходатайствовать перед Богом за того, кто ее освободил.

Женщины в Бабий праздник, так как в этот день дается послабление поста, в былые времена обычно готовили кулебяку с рыбой и капустой. В этот день они обхаживали мужей, и считалось, что если женщина в течение всего Благовещения 40 раз назовет супруга милым, то он ее весь год будет носить на руках. Говорили, как этот день семье проведет, так и весь год.
Русский народ очень любил Благовещенье — праздник считался одним из самых важных в году. Во-первых, на Благовещенье всегда ослаблялся пост, даже если оно выпадало на Страстную пятницу. Специально для этого дня готовили кулебяку — особый пирог с рыбой или капустой. Во-вторых, в этот день праздновали третью встречу весны (первая приходится на Сретенье, вторая – на Сороки).
Марина Цветаева
«Благовещение Устюжское», первая треть 12 века, Государственная Третьяковская галерея
Создатель «Устюжского Благовещения» использовал редкую для этого сюжета иконографию. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Склонив голову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд, в подобной композиции нет ничего необычного, однако, если присмотреться, на груди Марии можно различить изображение Богомладенца. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благовещением начинается земная жизнь Христа и именно в этот момент он вочеловечивается, чтобы потом погибнуть. Его грядущую смерть символизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии. Иисус изображен отроком: эта иконография напоминала о том, что происхождение Христа было изначально божественным, в отличие от учения Нестория.
В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого Денми . Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь». В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света, исходящий от фигуры Ветхого Денми.
По народному верованию, в день Благовещенья сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. В связи с этим появилась традиция освящать накануне праздника или в сам праздник семена, предназначенные для посева. Сеять их нужно было обязательно вовремя. «Кто рано сеет — семян не теряет», — говорили в народе.

Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1825
Из собр. Г. Мамаева Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение
К картине Боровиковского
Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета:
Дышит радостью чело,
Веют благовестью речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;
Скрещены на персех руки,
В персех сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый –
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощения,
А пред ним – полна смиренья –
Дева, Матерь Божества.
Владимир Бенедиктов
1856
Александр Иванов. «Благовещение» (1850)
Архангел Гавриил был послан с небес на землю, чтобы сообщить Марии о ее предназначении. Принадлежность Марии и Гавриила к разным мирам художник подчеркивает, изображая их в разных масштабах. Архангел не просто выше Марии — их фигуры несоизмеримы друг с другом. При этом композиционно они объединены: рука ангела попадает в круг сияния, исходящего от Марии.
Благовещение Иванова неожиданно монументально — особенно если учесть, что это акварель на бумаге. В конце 1840-х годов художник задумал цикл росписей на библейские сюжеты, и этот акварельный эскиз должен был впоследствии стать фреской (но так и не стал). В это время Иванов читал книгу немецкого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Штраус считал, что евангельские чудеса — мифологизированные предания, часто основанные на ветхозаветных сюжетах, и проводил параллели между ветхо- и новозаветными сюжетами. Именно поэтому Иванов собирался написать рядом со сценой Благовещения явление Троицы Аврааму.

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа. В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в разных позах, интерьерах и используя различные символы. И это даже не главное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображенных персонажей. Раннехристианские художники хотели показать величие Марии, в средневековой и возрожденческой живописи Дева олицетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрождения и барокко — испытывает удивление и испуг. Архангел Гавриил, в XII–XIV веках почтительно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом.
Василий Поленов. «Благовещение», 1882, Церковь Спаса Нерукотворного Образа,
музей-заповедник «Абрамцево»
7 апреля в Армении отмечают очень добрую дату – Праздник материнства и красоты.
Многие жители Армении называют период с 8 марта по 7апреля в своей стране женским месячником. Понять их не сложно, так как начинается этот календарный период празднованием Международного женского дня 8 марта, а заканчивается национальным праздником, также женской направленности, когда мужчины поздравляют матерей, жён, дочерей, сестёр, возлюбленных, преклоняясь перед женской красотой, материнской заботой и лаской, преданностью семье, всячески восхваляя представительниц противоположного пола.
В Армении этот праздник, который носит официальный статус, появился не так давно. Ещё в 1990-х годах на правительственном уровне обсуждался вопрос о том, чтобы убрать из числа официальных праздничных дат День 8 марта, заменив его национальным Днём материнства и красоты.
Михаил Нестеров. «Благовещение. Фреска в храме Покрова Богородицы», 1912 год, Марфо-Мариинская обитель милосердия
Кстати, по сути своей, этот второй праздник имеет давнюю историю и христианские корни. Он отмечался армянскими религиозными и национальными общинами ещё во времена СССР. 7 апреля Армянская Апостольская церковь (также как и РПЦ) ежегодно отмечает один из особо почитаемых праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Именно тесное переплетение христианских традиций с историей и культурой армянского народа тонкой нитью прошло и через правовую систему, когда на законодательном уровне национальный праздник, корнями уходящий в религиозное торжество, принимается в качестве официального в государстве. Таким образом, 7 апреля ежегодно армяне отмечают два праздника, имеющих общее начало.
В храмах проходят обряды благословения беременных женщин, так как по решению главы Армянской Апостольской церкви этот день объявлен Днём благословения материнства.
Василий Суриков. «Благовещение», 1914 год, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
[536x350]