150-летие одного из ярчайших и трагичных композиторов ХХ века Сергея Рахманинова. Музыкальный мир юбилей будет отмечать не только в этот день, но и в течение всего года. Будет звучать его музыка. И строчки из воспоминаний — его самого, семьи, друзей и коллег. Строчки, в которых мало радости, но много боли.
Октябрьскую революцию музыкант не принял. Считал, что это конец старой России. «Он говорил, что жизнь без искусства для него бесцельна, что с наступившей ломкой всего строя искусства как такового быть не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы», — писала Софья Сатина.
В это время он был в Москве, в квартире на Страстном бульваре. «Было холодно, темно и довольно неуютно, — делилась потом его вдова Наталья. — Настроению Сергея Васильевича в это тяжелое время помогла работа». Рахманинов переделывал Первый фортепианный концерт. Зажигать свет было опасно, поэтому портьеры в кабинете приходилось задергивать и писать при свете одной лишь стеариновой свечи. Оставаться в Москве он не хотел. Думал уехать на юг, но в конце ноября получил из Стокгольма предложение дать десять концертов. В другое время отказался бы от не очень интересного предложения, но сейчас это был запасной выход. На прощание Федор Шаляпин передал другу письмо, белый хлеб и икру.
В Швецию семья уезжала налегке. Через год Рахманиновы эмигрировали в США. Пианисту было 44 года. Думал ли он, что останется за океаном навсегда? Что найдет на чужбине последний приют? Нет, он уезжал на время. Главным было — работать спокойно: выступать, писать музыку.
Но с сочинением как раз и не сложилось. Десять лет в эмиграции композитор не мог писать. Расставание с Родиной превратилось в глубокую рану, которая кровоточила, ныла, не давала спать, есть, работать. С этой болью нужно было жить. А получалось только как-то существовать. «У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенес все огорчения юности, и где я, наконец, добился успеха».
Маэстро был замкнут, мучился от депрессий, общался поначалу лишь с русскими. И уж тем более не хотел никаких банкетов, приемов, интервью и съемок. Бегал от репортеров. Однажды даже закрыл ладонями лицо. От безысходности, когда папарацци приблизился к нему в ресторане. А уже вечером увидел в газете свой необычный портрет с подписью: «Эти руки стоят миллион».
Признанный в России, Рахманинов и за океаном стал востребованным. Давал по 70-80 концертов в год. Не успевая отдыхать. И порой уверяя себя в бездарности: «Я устал, мне бывает невыносимо тяжело. В одну из таких минут я разломаю себе голову».
Тоска по Родине не давала ему в полной мере радоваться ни успехам, ни растущим гонорарам. «О сочинениях сейчас думать не приходится. Да и вообще после России мне как-то не сочиняется. Воздух здесь другой, что ли…»
Воздух и впрямь был другой. Не то что в родной Ивановке. Там не было моря, гор, но там, в степях под Тамбовом, была благодать. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу… И доныне туда стремлюсь».
Сергей Рахманинов. Концерт с ноты "RЕ". Документальный фильм
За четверть века в России маэстро написал 80 романсов, три оперы, три концерта, две симфонии. «Литургию св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» он, верующий в Бога, считал лучшими. На Западе сочинил только шесть произведений, четыре из них были начаты еще на родине. «Когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, может быть, прожил жизнь не лучшим образом».