Он всегда сомневался. Он не верил, что ему удастся остаться в живых в немецком плену, что его минуют сталинские репрессии. Он сомневался, что когда-нибудь встретит свою настоящую любовь и окажется на вершине успеха. Но судьба была благосклонна к нему, и Иннокентий Смоктуновский стал гением отечественного кинематографа, оставившим в наследство потомкам высочайшего класса работы. На экране он выглядел наивным, чистым гением, трогательным и непонятым интеллектуалом. Он был настоящим мастером своего дела, ради которого режиссеры были готовы идти на любые уступки.
"Я убежден, что только правда может быть достойным памятником павшим и тому времени, когда так непросто приходилось отстаивать не только жизнь страны, достоинство народа, но и право на свою собственную, в общем-то только начинавшуюся тогда жизнь"
Белорусская семья. Прадед занимал должность егеря в Беловежской пуще. В 1861-м «завалил» зубра, на него донесли, и после этого вместе семьей выслали в Сибирь.
В 1929-м Смоктуновские переехали в Томск. В большом городе было больше шансов не умереть от голода. Потом был новый переезд, на этот раз в Красноярск, к родственникам. Жизнь начала постепенно налаживаться. Отец нашел работу грузчика в порту, маму взяли на мясокомбинат, но этого было недостаточно, чтобы прокормить всю семью. Мама тайком выносила с фабрики кости, на которых было немного мяса, и варила из них бульоны и супы.
В 1932-м стало голодно и в Красноярске. Маму уволили с работы, и прокормить шестерых детей не было возможности. Поэтому двух старших – Володю и Кешу забрала к себе тетя – Надежда Петровна и ее супруг. У них не было своих детей, они привязались к мальчишкам, которым смогли обеспечить нормальное существование.
Иннокентий в юности
Иннокентий не любил школу, учился скверно, школьные предметы его не интересовали. Он рос вспыльчивым свободолюбивым, а такие дети никогда не нравятся учителям. Мальчишка игнорировал авторитеты, ввязывался во все дворовые драки.
Ему нравился только театр, и в шестом классе он начал заниматься в драматическом кружке. Но его достаточно быстро выгнали оттуда. Во время премьеры Кеша вышел на сцену, разволновался, начал хохотать прямо перед зрителями, и свою роль так и не сыграл. Однако, несмотря на первый провал, он не разлюбил искусство, стремился побывать на всех постановках местного театра, чего бы это ему ни стоило.
Его взяли в театр в качестве статиста, потом он начал обучение в школе киномехаников. Ему казалось, что жизнь начинает налаживаться, но все перечеркнула война.
С первых дней Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, и Иннокентию пришлось не только трудиться на основной работе, но и подрабатывать, чтобы помогать матери с четырьмя детьми. К концу 1942 года семья получила похоронку на отца, а спустя несколько месяцев Иннокентий тоже попал в действующую армию.
Смоктуновский фронтовое фото
О тех годах Смоктуновский подробно писал в своей автобиографии.
На протяжении двух лет он побывал в плену, смог сбежать, благодаря немецкому солдату, который неожиданно предложил свою помощь. Иннокентий сильно голодал, и, наверное, умер бы, если бы не крестьянская семья, которая приютила его, ухаживала и кормила, рискуя своей жизнью.
Всю свою жизнь великий актер был благодарен своим спасителям, и поддерживал с ними связь на протяжении долгих лет.
Иннокентий Смоктуновский в молодости
Это оказалось опрометчивым решением, потому что ни один из московских театров не ждал его с распростертыми объятиями. На протяжении нескольких месяцев Смоктуновскому пришлось буквально выживать. Он начал продавать свои вещи, ходил ночевать и обедать к близким друзьям Марковым. Нашел подработку в театре Ленинского комсомола, где ему платили сущие гроши.
Судьба была благосклонна к талантливому артисту, и послала ему встречу с девушкой по имени Суламифь Кушнир, которая впоследствии стала его женой. Ей стало очень жаль молодого мужчину, и она представила его Ивану Пырьеву. Известный режиссер помог Смоктуновскому попасть в труппу Театра-студии киноактера.
Смоктуновский с супругой Суламифь и дочкой
Суламифь помогла Смоктуновскому поверить в себя, после знакомства с ней карьера уже не юного, но еще мало кому известного актера пошла в гору. Суламифь была талантливой художницей по костюмам, но после свадьбы полностью посвятила себя мужу и детям.
В 1956 году у супругов родилась первая дочь Надежда, но через полгода ее не стало.
В 1957 году родился Филипп, а ещё через восемь лет на свет появилась Мария. Родители нарадоваться не могли на детей, особенно на Марию, девочка хорошо училась в школе, занималась балетом и музыкой, была спокойной и послушной.
В 1957-м Иннокентия задействовали в спектакле «Идиот», в образе князя Мышкина. Пьесу ставил Большой драматический театр. Именно эта роль принесла артисту невероятную славу, его имя узнали не только столичные театралы, но и жители всего Советского Союза.
Смоктуновский в роли Князя Мышкина БДТ
На театральной сцене Смоктуновский появился только в 70-е годы, и на протяжении следующих двух десятков лет участвовал в многочисленных постановках, которые только приумножали его славу. Удачнее всего получалось работать вместе с другим гениальным артистом – Олегом Ефремовым. Их сценический дуэт радовал поклонников на протяжении многих лет, буквально до самой смерти Смоктуновского.
И.Смоктуновский и О.Ефремов в театре
Артист пришел в кинематограф в 60-е годы прошлого века, и за все время сумел сыграть в более 150 картинах. Советский зритель помнит Смоктуновского по лентам «Чайковский», «Берегись автомобиля», «Гамлет», за которую он получил Ленинскую премию.
Смоктуновский кинофильм «Чайковский»
Смоктуновский в роли Гамлета с А.Вертинской
В фильме «Преступление и наказание» артист перевоплотился в Порфирия Петровича. Эта роль принесла ему Государственную премию РСФСР.
Смоктуновский фильм «Преступление и наказание»
Далее была мелодрама «Москва слезам не верит», режиссера Владимира Меньшова, где популярный на то время актер говорит, что он «малоизвестный артист».
Смоктуновский «Москва слезам не верит»
Потом копилка ролей Смоктуновского пополнилась образом криминального авторитета в комедийной ленте «Гений», где его партнером стал Александр Абдулов.
Образ Иннокентия стал настолько реалистичным, что даже настоящие боссы мафии отдыхают в сравнении с ним.
Смоктуновский в фильме «Гений»
Иннокентия пригласили на съемки телеспектакля «Моцарт и Сальери», где он примерил на себя образ непревзойденного композитора. И вслед за этим выходит лента «Маленькие трагедии», и Смоктуновский уже играет убийцу Моцарта – дирижера и педагога Сальери.
Смоктуновский в роли Сальери
В многосерийном проекте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Смоктуновский перевоплотился в британского премьер-министра, в котором удивительным образом сочеталась английская чопорность и горячность натуры.
Персонажи Смоктуновского всегда вызывали неподдельный интерес у зрителя, создавалось впечатление, что это не артист играет роль, а самый настоящий император Юстиниан отправляет своих подчиненных на верную гибель в ленте «Русь изначальная». Артист гармонично смотрелся в роли французского короля в фильме «Легенда о Тиле», и в образе губернатора Иркутска в картине «Звезда пленительного счастья».
Смоктуновский "Легенда о Тиле"
Вся творческая жизнь артиста в кинематографе была связана с самыми популярными актрисами. В ленте «Кража» партнершей Смоктуновского стала Анастасия Вертинская, в фильме «Анна и командор», компанию ему составила Алиса Фрейндлих, в картине «Дамский портной» — Татьяна Васильева. Фильм «Дочки-матери» режиссера Сергея Герасимова свел на съемочной площадке Смоктуновского, Тамару Макарову и Ларису Удовиченко.
Смоктуновский и Вертинская "Кража"

