Портрет Франца Шуберта в возрасте 16 лет, Леопольд Купельвайзер (1796–1862)
"Того, кто преступает границу между годами смерти Бетховена и Шуберта, охватывает трепет, сходный с тем, который может ощутить человек, переходящий от соседства с громыхающим, вздымающимся, остывающим кратером к болезненно тонкому свету и обнаруживает, что перед образами, созданными лавой, беззащитно возвышаются темные сплетения растений, а близко к горе, и все-таки далеко над ее вершиной, -- вечные облака в их парении. Из бездны человек вступает в окружающую местность, позволяющую увидеть ее бездонную глубину, и с готовностью принимает свет, которому раньше противостояла слепая пылающая масса. Даже если в музыке Шуберта и не содержится мощь деятельной воли, поднимающейся из средоточия бетховенской природы, -- прорезывающие ее провалы и шахты ведут в ту же хтоническую глубину, из которой происходит эта воля, -- но сияющие над ней звезды те же, к которым тянулась жаждущая их рука.
<...>
Шубертовская музыка вызывает слезы еще без участия души: так неОбразно и реально проникает она в нашу душу. Мы плачем, не зная почему; потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка, и в несказанном счастье от того, что ей достаточно быть, и она способна уверить нас в том, что мы когда-нибудь будем такими. Прочесть ее мы не можем, но она предлагает нашим полным слез глазам шифры конечного примирения".
Теодор Адорно, "Избранное: социология музыки", статья "Шуберт"
Шуберт, Экспромт №3 D 899. Исп. М.В. Плетнев, "бис" на сольном концерте в Милане 17 феваля 2020
Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
Большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе.