
И.Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1880
«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды»
![]()
«Лесные дали», 1884
Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России.
Иван Шишкин много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
Иван Иванович Шишкин родился в семье небогатого купца в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан), среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые в дальнейшем сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста.
Иван Шишкин в молодости
Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором “Истории города Елабуги”. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло городского главы.
Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником. Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич долгое время пытался заинтересовать сына Ивана естественными науками, механикой, археологией, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. В гимназии будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми “мог рисовать и рассуждать” об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, “чтобы не стать чиновником”.
«Перед грозой», 1884
Возвращение домой сына сильно расстраило родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.
Иван самозабвенно пробовал себя в живописи, посвящая этому занятию всё своё свободное время. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения. Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго Карла Брюллова.

Берёзовая роща
В 1852 году Иван Шишкин поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где получил прекрасную подготовку под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Все свои художественные помыслы он направлял в то время на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:» … просто поле, лес, реку, — и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.»
[показать]
«Среди долины ровныя…», 1883
За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Ивани Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”.
[показать]
«Сторожка в лесу». 1870-е
В 1860 году Иван Иванович Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию,однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”.
[показать]
«Осенний пейзаж. Парк в Павловске»
За границу Шишкин отправился только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине (“отчего я не в России, которую так люблю”).
Оживился Шишкин лишь в Праге, где “встретился со многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски”. Он восхищается рисунками “славянских типов” крупного чешского реалиста 60-х годов прошлого века — Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Иван Иванович Шишкин посетил мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где познакомился и очень заинтересовался техникой офорта.
Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства.
[показать]
«Тевтобургский лес». 1865 год.
Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.
Шесть лет Иван Шишкин знакомился с природой чужих страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
[показать]
«Болото. Полесье». 1890 год
Позже художник стал неустанно колесить по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в СанКартина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России.кт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и Иваном Крамским.
«Летний день». 1891 год, Холст, масло. 88.5 x 145 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В России художник с нескрываемым наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).
«Он и дальше предпочитает в своём творчестве ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя” (1883), “Лесные дали” (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа. Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
В 1870 году вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими Иван Иванович Шишкин становится членом-учредителем Товарищества, параллельно позднее примкнув к объединению аквафортистов.
На Вторую выставку передвижников Иван Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.
«Лесная глушь». 1872 год, Холст, масло 209 х 161, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Очень интересна в творчестве Шишкина, полная приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь”, созданная в 1878 году. Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство…”
Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин во многих своих работах, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер.В этом плане интересна работа «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году.
У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.
Иван Николаевич Крамской, всегдп высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин — : это человек-школа”.
«У монастыря». 1870
Несмотря на несомненные успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Художник внимательно отнёсся к советам друзей-художников, и в работах Шишкина “Туманное утро” и и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
В картине «Туманное утро» в центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.
[показать]
Туманное утро, 1885
В картине, «Сосны, освещённые солнцем» главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон…
Всё творчество Ивана Шишкина, это великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным. Это же свойственно пейзажам
“Дубы” 1887
“Дождь в дубовом лесу” 1891В 1891 году в Императорской Академии художеств состоялась персональная выставка Ивана Ивановича Шишкина, на которой было представлено более 600 этюдов, рисунков и гравюр мастера.
Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств.
В 1894–1895 Иван Иванович Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.
Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако, Иван Иванович любил общаться с молодыми авторами и даже старался в свое творчество вносить новые мотивы. Во время своего преподавательства живописец считал выдающимся художником Валентина Серова.
[показать]
«Уголок заросшего сада. Сныть-трава», 1884
Талант художника особенно ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. Предприняв первые попытки гравировки крепкой водкой во время поездки в Цюрих, в дальнейшем Иван Иванович постоянно обращался к технике офорта. Его пейзажные офорты издавались в виде альбомов, что способствовало привлечению значительного внимания поклонников живописи к этому виду изобразительного искусства.
География творчества Ивана Шишкина широка: художник вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.
[показать]
«Кама близ Елабуги». 1895
Художника всегда привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы. Березы, дубы и сосны на картинах художника переживали все периоды природного возраста от юности до старости и гибели в буреломе. Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько он говорлив и шутлив в кругу близких.
Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.
Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.
«Камни», Этюд. 1880-е
С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, 20 марта (1 апреля) 1898 глда в Санкт-Петербурге во время работы над новой картиной.
В тот солнечный весенний день Иван Иванович с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя. Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».
[показать]
«Корабельная роща». 1898