Альфред Шнитке — ключевая фигура советского музыкального авангарда. Со второй половины 1970-х годов для его музыки характерно совмещение разнообразных композиторских техник на основе собственной концепции полистилистики. Согласно этой концепции, композитор выражает «новое плюралистическое музыкальное сознание».
«В своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма (это сознание) перешагивает через самую устойчивую условность — понятие стиля как стерильно чистого явления», — писал композитор.
Основными приемами здесь выступает цитирование уже известных работ и аллюзия (стилистический намек, игра в стиль). Полистилистика предполагает интеграцию «низкого» и «высокого» стиля, «банального» и «изысканного» в музыке.
Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов.
Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов,
положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович.
Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах.
В 1972 году Альфред Шнитке написал первый балет «Лабиринты» и завершил четырехчасовую Первую симфонию, ставшую итогом его творческой работы в 1960-х. Главенствующей идеей Первой симфонии стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.
Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.

Альфред и Ирина Шнитке.

Альфред и Андрей Шнитке.
«Я, немецкий композитор из России…» - именно так назван биографический фильм об Альфреде Шнитке, вышедший в 1990 году. Полу-немец, полу-еврей, родившийся в Поволжье, в семье которого говорили исключительно по-немецки. Кем себя ощущал композитор?
Отец его, Гарри Викторович, несмотря на немецкую фамилию, был по национальности евреем, родился во Франкфурте-на-Майне, а в 12 лет с родителями переехал в СССР. С 1930 года семья обосновалась в Покровске (Энгельсе), где проживала большая община поволжских немцев. Там он познакомился с будущей матерью композитора – Марией Иосифовной Фогель, этнической немкой, мать которой вообще не знала русского языка. С отцом Альфред говорил по-русски, с матерью – по-немецки. В 16 лет при получении паспорта в графе «национальность» он написал «еврей».
Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая.
В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей.
Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года, до этого перенеся три инсульта. Его последним сочинением стала Девятая симфония, завершенная Геннадием Рождественским.
Его семья живет в Германии и сегодня
Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения.
Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка странствий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в сумасшедшем доме».