• Авторизация


Памяти Валерия Шкарубо (1957 - 2020) 19-11-2022 17:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Valeryj Shkaruba - in Minsk - 2016 AD.JPG

19 ноября – два года, как ушел из жизни Валерий Шкарубо, заслуженный деятель искусств Беларуси. Художники не умирают, они продолжают разговаривать с нами посредством своих произведений.

Валерий Шкарубо родился в Борисове. Работал преимущественно в жанре реалистичного пейзажа. Впервые стал рисовать в 6 лет. С 8 до 16 лет занимался в художественном кружке при Доме пионеров. В 1981 году окончил дизайнерское отделение Белорусского государственного театрально-художественного института. Начинал работать в качестве дизайнера компьютеров. В это же время работал в детской художественной студии. С 1984 года участвует в художественных выставках. С 1989 года полностью посвящает себя живописи. Заслуженный деятель искусств Беларуси, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь.

Он называет себя грустным художником. В его палитре спокойные и сдержанные тона. Яркие краски слишком конкретны. За их буйством не всегда можно разглядеть что-то, кроме очевидного. Такие картины восхищают, но не наталкивают на раздумья.

«Я бы хотел, чтобы люди задумались около моих работ. Не обязательно грустить», – поясняет мастер.

Художник всегда стремится к тому, чтобы картина была многоплановой. Каждый должен увидеть в ней что-то свое. Работы Валерия Шкарубо как будто покрыты дымкой. Кажутся загадочными и таинственными. И дело вовсе не в красках и технике. Главный секрет – особое состоянии природы, которое так любит и стремится передать мастер.

Расставание

«Я всегда люблю переходные состояния. Осень к зиме, когда уже видно, как время идет, когда природа чего-то ждет. Или состояние между зимой и весной. Уже не зима, тает снег, но еще и не весна. Вот это меня больше всего привлекает. Так же, как и состояние дня. Ну, что такое просто день, как сейчас?! Чепуха! А вот вечер, когда есть постоянное движение, когда прямо на глазах темнеет. Или утро, когда рассвет. Темно, а потом начинает светлеть. Как будто проявляется фотография».Валерий Шкарубо

Дорога.

«На работах Валерия Шкарубо сложно не заметить еще один символ. Это дорога. Сразу же возникает вопрос «куда она ведет?!» На что художник отвечает:

    «Как-то получилось, что много раз я писал дороги. А потом подумал, что дороги вообще можно писать всю жизнь. Эта такая бесконечная тема. Дорога – это жизнь. Это путь. Движение. По дороге прошли или проехали тысячи людей. Видели это, ехали с разными мыслями и переживаниями. И на дороге все это есть».

В галерее находится крупнейшая коллекция пейзажей Валерия Шкарубо — 34 картины. На момент открытия выставочного зала их было тридцать, и каждый год прибавлялось еще по одной. Таким образом художник поздравлял свое любимое детище с днем рождения.

— Последней в 2019-м году пополнила коллекцию картина «Каля халоднай вады», — рассказывает искусствовед. — Валерий Федорович гордился, что именно в его родном городе открылась галерея, привозил сюда друзей. А для нас это было большой честью, и библиотеке пришлось доказывать, что мы можем работать с таким уровнем искусства.

 

 «Каля халоднай вады»

Жемчужиной коллекции считается картина «Роздум», которая входила в серию работ «Спрадвечнае», отмеченную Государственной премией Республики Беларусь за 2002-й год. В ней воплощены практически все особенности индивидуального почерка художника. Он говорил, что в природу нужно входить на цыпочках. Поэтому его пейзажи пронизаны чувственным переживанием с оттенками грусти и печали. Неслучайно Валерия Шкарубо называли одним из самых лиричных и поэтичных живописцев современной Беларуси. Каждая его картина — это маленькая история о нашей стране.

Извечное

Пейзажи Валерия Шкарубы не привязаны к определенным географическим точкам. Но многие в этих работах узнают проселочную дорогу, которая вела к их дому. И земляки художника не без гордости говорят, что на его картинах видят окрестности их родного города Борисова. Живет Валерий Шкарубо давно в Минске, но свою малую родину не забывает. Три года назад открыл в Борисове свою галерею. И подарил городу все, что у него на тот момент было. Коллекцию продолжает пополнять.

Под снегом

«Снег придает нашему белорусского пейзажу какую-то магию. Убирает все лишнее. В искусстве вообще важно все лишнее убрать, а тут снег пришел и убрал. Цвет играет не столько декоративное, столько функциональное, символическое значение. Знаковое. У меня есть работы, когда снег чисто белый. Белый – это чистота. Чистота помыслов, души»

Валерий Шкарубо

Вечерняя тишина

Зима не только вдохновляет художника, но и настраивает на рабочий лад. Летом сложно заставить себя что-то делать, шутит мастер. Много соблазнов для отдыха.

«Приходилось мне много раз писать этюды зимой. На морозе. На ветру. И ты работаешь. Сконцентрирован. Каждую минуту, секунду не теряешь зря. Каждый мазок выверен, потому что холодно. А летом сидишь на стульчике. Расслаблен. Птички поют. И ты мажешь, бывает, ерунду всякую», – смеется над собой Валерий Шкарубо.

       
Куст
Мне попался на глаза на полке большой альбом репродукций белорусского художника Валерия Шкарубо. Открыл, увидел памятную надпись,  вспомнил нашу с ним встречу. 
Кто же знал, что встреча будет последней. Горько. Ведь он  был моложе меня на 10 лет. Теперь это уже история.
        Помню, как пришел в его студию. До этого там не бывал, картины видел только на выставках и в интернете*.  Однажды на его страничке в Фэйсбуке увидел изображение знакомой липовой аллеи. Я всегда называл ее графской. Она находится недалеко от Минска, когда-то здесь была усадьба графа Иодко. Деревня рядом называлась Цна-Йодково. Лет 40 назад там построили Цнянское водохранилище, остатки той усадьбы, деревья сада и эта аллея оказались на острове. А деревня лет 20 назад превратилась в большой  коттеджный поселок и стала называться Цна. Она уже почти слилась с  минским микрорайоном Зеленый Луг 6, где стоит мой дом. Когда писал про Минск, я рассказывал про эти места**.  Валерий Федорович с интересом прочел мой рассказ и подтвердил, что на картине та самая графская липовая аллея.
 

Валерий Шкарубо в студии возле картины с графской липовой аллеей.


       Я попросил показать мне оригинал картины, да и хотелось увидеть, где работает художник. Сделав несколько первых шагов по студии, я остановился в изумлении и стал разглядывать выставленные картины. Те, кто знает этого художника, не удивятся:  его произведения часто вызывают легкую грусть, печаль, задумчивость, восхищение….   

Ранняя весна, размытые пути, уходящие вдаль дороги, деревья в тумане, первый снег, блики на воде… Пришли на ум поэтические строки: « Размытый путь. Кривые тополя….»
В его работах мало ярких красок, зато сколько философии, глубины, лиризма!
        Рассматривая картины, неожиданно на полотне увидел яркий солнечный луч, падающий  на лесную дорогу. Я не великий знаток живописи, этого не скрываю, но тут не выдержал и высказал свое восхищение картиной. Сказал Валерию, что мне очень нравится, может, потому, что я в жизни оптимист.
        - Эта картина моей дочери. Она тоже работает в студии.
        Я долго рассматривал полотна, часть была подготовлена к упаковке для отправки на выставку. Валерий охотно отвечал на мои вопросы. Потом выставил на стол любимое им грузинское вино, закуску, и мы посидели, поговорили. Жаль, меня еще ждала другая встреча, а так бы сидели допоздна. Все было интересно для меня. Он мне рассказывал и про выставки, и про семью. Про успехи в живописи дочери Ольги, ее мужа Вадима Богдана. Я еще подумал, что яблоко от яблони недалеко падает.  Ведь именно картина Ольги привлекла мое внимание.  Когда я рассказал про своих внуков, он почему-то опечалился, пожаловался, что вряд ли дождется внуков. Вспомнили общих друзей. Мой рано ушедший друг еще со студенческих времен Витя Дербан был и его близким другом.  Тамара – жена Виктора, оказалась близкой родственницей Валерия Федоровича.
        Валерий рассказал про участие в выставках в Японии и Китае, как на одной из выставок в Париже  известный коллекционер, имеющий традицию приобретать одну картину с каждой выставки, выбрал его работу. К сожалению, имени покупателя я не запомнил. Я поздравил и сказал, что белорусы могут гордиться этим, в мире теперь больше знают о нашей стране, её природе, культуре.        
На реке

        Реальный успех и признание появилось лишь в 1998 году, когда живущая в Париже правнучка Марка Шагала купила его картину и преподнесла в подарок родине прадеда.  Так картина «Белые сумерки» Валерия Шкарубо появилась в Белорусском Национальном художественном музее. Теперь там имеется ряд его картин.
        Нет уже Валерия Федоровича Шкарубо, его не пощадил коронавирус.
Увядание
19 ноября 2020 года художника не стало.  Смерть всегда нелепа. В христианстве душа человека не умирает, она лишь переходит в мир вечности и неразгаданных тайн. Хочется верить, что душа Валерия не умерла. Она живет в шорохе листьев любимых аллей, в отражениях на талой воде, в магии предзимнего пейзажа, в разбитой колее и лужах проселочной дороги, в букете осенних цветов, в грациозных крылья журавлей и белых аистов над родной землей, в полотнах продолжателя его дела дочери Ольги... А я подумал: «Кто знал, что наша встреча будет последней? Мы же договаривались встретиться через год, когда опять буду в Минске». Печально, он так и не увидел появившейся на свет внучки с красивым именем - Доминика, хотя уже ожидал ее рождения. Неужели еще тогда в нашем разговоре чувствовал, что не дождется?
        Как же дорога память многих наших встреч, как надо ценить и хранить наши воспоминания об ушедших друзьях и  любимых. И даже такими небольшими историями о встречах с известными людьми, наверное, стоит делиться.

proza.ru›2021/08/20/1229

Картинки по запросу Художник Валерий Шкарубо

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Валерия Шкарубо (1957 - 2020) | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»