Apxип Ивaнoвич Куинджи заворожил публику своими удивительными полотнами, а потом на пике своей популярности внезапно решил затаиться. Его судьба, на фоне других художников, кажется счастливой. Бедный сын мариупольского сапожника смог пробиться наверх и стать популярным в творческой богеме. Уже больше столетия картины Куинджи волнуют публику.
Архип родился в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Мальчик рано остался без родителей. В 1845 году скончался его отец, а вслед за ним ушла и мать. Осиротевшего мальчика приютили его родственники по отцовской линии.
Юный Архип не получил хорошего образования, но родственники заботились о нем и сперва с мальчиком на дому занимался преподаватель грамоты, а потом его отдали в школу. Учился он неважно, но зато с детских лет обращал на себя внимание своими рисунками. К десяти годам учеба была завершена и мальчик начал работать, чтобы помогать дяде и тете.
Когда Архип был прислугой у торговца хлебом Аморетти, тот обратил внимание, что подросток прекрасно рисует и посоветовал ему доехать до Феодосии, где проживал Айвазовский.
В 1855 году Куинджи прибыл в Феодосию. Самого Айвазовского дома не оказалось, так как он был в отъезде. Паренька устроил Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Некоторое время Архип помогал перетирать краски и наблюдал за тем, как рисует ученик мастера.
Когда Айвазовский вернулся, то обучать Куинджи не стал, а лишь дал ему совет ехать в Одессу.
Пожив пару месяцев в Феодосии, Архип вернулся в Мариуполь. В родном городе он поработал ретушером у фотографа и заработав немного денег, отправился в Одессу. Там он провел около трех лет, посвятив их работе ретушера.
Понимая, что надо двигаться дальше, молодой человек решает, что нужно поступить в петербургскую Академию художеств. Архип дважды делал попытки туда поступить, но оба раза оказались неудачными. Не теряя надежды, он много занимался самостоятельно и в 1868 году выставил свою картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма" на выставке Академии. Наконец-то, его заметили и по достоинству оценили, дав ему звание свободного художника.
Увы, до наших дней та картина не дошла.
Исаакиевский собор при луне. 1869 год.
В 1870 Куинджи сдал экзамены и получил диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника.
Обучение в Академии подарило молодому художнику знакомство с такими знаменитыми художниками, как Иван Крамской, Илья Репин, Иван Шишкин и другие.
Первые творения Куинджи публика встретила очень тепло. Люди чувствовали его одаренность, отраженную в картинах.
Осенняя распутица. 1870 год.
В 1875 году Куинджи так прекрасно себя зарекомендовал, что его приняли в общество художников-передвижников.
Забытая деревня. 1874 год.
Число поклонников таланта Куинджи быстро увеличивалось. Он чувствовал, как начинает наслаждаться жизнью. У него было все - талант, успех, почитатели, друзья и давняя любовь, с которой он рассчитывал соединиться.
Звали возлюбленную Вера Кетчерджи-Шаповалова. Архип познакомился с ней в Мариуполе. Девушка была дочкой купца, она тоже влюбилась в молодого человека. Со свадьбой художник не торопился, он хотел добиться признания у публики и у него это вышло.
В 1875 году Куинджи съездил в небольшое путешествие во Францию. В Париже он встретил художника Репина и сообщил ему о своем намерении жениться. Там же он заказал для свадьбы фрак с цилиндром. Сразу же после этого он уехал в Мариуполь и там они с Верой сыграли свадьбу.
Архип Куинджи и его супруга Вера
После свадьбы молодожены отправились в свадебное путешествие на Валаам.
Вернувшись в Петербург, они поселились в квартире на Васильевском острове.
С каждым годам картины Куинджи становятся все более притягательными. Он сумел создавать на полотнах особенный свет, можно сказать, что стал новатором. Для достижения эффектных цветосочетаний, он делал опыты с красочными пигментами.
Лунная ночь на Днепре. 1880 год.
Популярность Куинджи рождала не только восторг, но и зависть. У художника появились недоброжелатели. Один анонимный критик написал о нем разгромную статью, заявляя, что он чересчур однообразен и слишком злоупотребляет освещением. Позже выяснилось, что автором был один из художников-передвижников - Михаил Клодт.
Куинджи играет с Менделеевым в шахматы, рядом жена Менделеева, 1882 год
Архип Иванович был разочарован. У него итак к 1880 году накопилось много претензий к обществу передвижников, а тут еще такой нож в спину. В итоге, он порвал с передвижниками и не ошибся. Третьяков вспоминал:
А Куинджи прав! Никогда бы он не достиг такой славы, оставаясь в Товариществе, потому что на товарищеских выставках говорили бы о нем и рассматривали его в связи с другими, теперь же отдают всецело ему одному
Днепр утром. 1881 год.
В 1882 году сорокалетний художник, находящийся в зените славы, внезапно принял решение перестать вести публичную выставочную деятельность. У публики создалось впечатление, что он прекратил писать картины и стал затворником.
Архип Иванович закрылся в мастерской и не пускал к себе никого из посетителей. Его дальнейшая творческая жизнь стала для всех загадкой. Поклонники и критики начали считать, что Куинджи исчерпал себя. Но они ошибались... Он продолжал творить, просто не хотел показывать свои работы людям. Видимо, устал от шумихи, критики, завистников.
Эльбрус. Лунная ночь (1890—1895)
Затворничество художника было завершено в 1901 году, спустя почти двадцать лет тишины, Куинджи вновь напомнил о себе. Он показал своим ученикам и друзьям четыре картины. И каждое из творений привело зрителей в восторг. Они поняли, что перед ними все тот же удивительный гений.
О художнике вновь начала писать пресса. Репин делился воспоминаниями о том времени:
А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новым произведением — всех они трогают.
Берёзовая роща (1901)
В ноябре 1901 года Архип Иванович сделал последнюю попытку организовать выставку и после этого замолчал до конца своих дней. Замолчал - не значит прекратил писать. Он прекратил показывать свои картины публике. А создавать продолжал, пока дышал...
Радуга. 1900-1905.
В 1910 году Куинджи простудился и заболел воспалением лёгких. Он тогда находился в Крыму. Спросив разрешения врачей, жена художника перевезла его в Петербург. Она надеялась, что он поправится, но нет... Последние дни живописец провел, прощаясь со своими учениками, которые приходили навестить больного. В июле 1910 года Куинджи скончался. На момент смерти ему было 69 лет.