6 ноября 1852 года в Пермской губернии в заводском поселке Висимо-Шайтанский завод (сейчас это поселок Висим Свердловской области) в семье фабричного священника Наркиса Матвеевича родился второй сын, Дмитрий, будущий писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сибиряк - это литературный псевдоним, который прочно соединился с настоящей фамилией, став ее неотъемлемой составной частью, как, например, у Салтыкова-Щедрина.

Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Отец писателя служил в Никольском храме в поселке Висим, недалеко от современного Нижнего Тагила, состоял в Уральском обществе любителей естествознания.
«Как сейчас вижу отца, одетого в черную осеннюю рясу из тяжелого драпа, с широкополой черной шляпой на голове. Он был высок ростом, широк в плечах, а костюм делал его еще массивнее. Как сейчас вижу его бледное лицо, строгое и доброе, с серыми, добрыми глазами и большой, окладистой русой бородой, придававшей ему какой-то особенно патриархальный вид. Для меня лично слово «отец» связано с представлением именно такого отца, сильного, ласкового, доброго и всегда серьезного».
Мать бесплатно преподавала в местной церковноприходской школе.
О детстве у Дмитрия сохранились только положительные воспоминания, чего не сказать о зрелых годах биографии. Он писал, что не мог припомнить ни одного печального момента, родители никогда не наказывали и ни в чем не упрекали.
Отец Дмитрия хотел, чтобы его сын тоже стал священником, и по его настоянию мальчик поступил сначала в екатеринбургское духовное училище, а затем в пермскую духовную семинарию, которую, однако, не закончил. Училище и семинария оставили в нем самые мрачные воспоминания:
"Все новички проходят через строй горьких и тяжелых испытаний, но alma mater возвела их в настоящую систему, которая установилась, как выражаются старинные учебники истории, с незапамятных времен. Отдельные лица теряли всякое значение сами по себе, а действовала именно система, безжалостная, всеподавляющая, обезличивающая и неистребимая, как скрытая болезнь".
Дмитрий метался в поисках собственного призвания. Он уехал в Санкт-Петербург, поступил на ветеринарный факультет медицинской академии, позднее перевелся на общехирургический. Следующей ступенью образования стал Петербургский университет, отделение естественных наук, затем – юридический факультет.
При этом Дмитрий подрабатывал репетиторством и умудрялся помогать деньгами брату Владимиру, когда тот учился в Московском университете и Демидовском лицее. Впоследствии младший брат стал известным адвокатом и политическим деятелем. Сам прозаик так ни один вуз и не окончил.
Университет Мамину-Сибиряку пришлось оставить по причине болезни – писатель всю жизнь боролся с туберкулезом. Дмитрий вернулся в Нижнюю Салду к родителям. После смерти отца, случившейся в 1878 году, на его плечи легли заботы по содержанию семьи. Тяжелое финансовое положение вынудило Маминых переехать в Екатеринбург, где единственный кормилец надеялся найти работу.
Однако ожидания не оправдались. Дмитрий много писал, испробовал жанры повестей, новелл, очерков. Забрасывал издательства своими сочинениями, но везде встречал равнодушие и отказ. Спасительным для семейства стало знакомство Дмитрия с первой женой и первые публикации – в 1881 году московские «Русские ведомости» напечатали очерки о родине писателя «От Урала до Москвы», подписанные Д. Сибиряк. Так псевдоним присоединился к фамилии Мамин.
Позже знакомый Мамина Иван Бунин напишет, что оба они благодарны своей ранней бедности, потому что именно она, а не тщеславие, заставила их заниматься литературным трудом.
Мамин-Сибиряк по праву считается основоположником "уральской" литературной школы. Его серия очерков "От Урала до Москвы" до сих пор является непревзойденным образцом описания уральского быта и людей Урала. В 1884 году Антон Чехов, высоко ценивший творчество Мамина-Сибиряка, говорил писателю Николаю Телешову: "Поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтобы иметь право сказать самому себе: "Ну, вот я и в Азии!"... Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо... Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда - по Волге, по Каме..."
Переехав в Петербург, Мамин-Сибиряк целиком отдался литературному творчеству. Он создал 15 романов, из которых самый известный "Приваловские миллионы" (1883; экранизирован в 1972 году на Свердловской киностудии), десятки рассказов и несколько повестей.
В 1882 году впервые появилась его подпись – «Сибиряк». В 1883 году вышел очерк «Золотуха», который был благосклонно принят критикой. Его оценил даже сам Салтыков-Щедрин – редактор «Отечественных записок». Очерк «Золотуха» положил начало «Уральским рассказам» - самому известному и признанному литературному циклу Мамина-Сибиряка. Он и сам называл «Уральские рассказы» лучшим из того, что написал.
Следующий, 1884 год оказался удачен в творческом плане. Был напечатан роман «Горное гнездо» и другие произведения. В марте 1885 года на гонорар от публикации романов «Горное гнездо» и «Приваловские миллионы» (правда, заняв еще 500 рублей) Мамин-Сибиряк купил для семьи дом по улице Соборной. В этом доме семья Маминых-Удинцевых прожила более 30 лет. Мать писателя жила здесь до самой смерти в 1910 году. Здесь же жили брат писателя Николай и сестра Елизавета с мужем Дмитрием Аристарховичем Удинцевым. В 1946 году в доме был открыт литературный музей им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Но, наверное, самыми известными произведениями Мамина-Сибиряка остаются его детские вещи: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896) и "Серая шейка" (1893)

История создания "Аленушкиных сказок" пронзительна. Вторым (гражданским) браком Мамин был женат на актрисе Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой, с которой и переехал в Петербург. Но в 1892 году 28-летняя Мария умерла при родах девочки, которую назвали Еленой. Так как брак был гражданский, Мамину с огромным трудом удалось добиться официального права отцовства. К тому же девочка страдала хореей, синдромом, характеризующимся отрывистыми, беспорядочными движениями. Зная это, иначе читаешь изумительные сказки Мамина, созданные специально для ребенка. В этих сказках про "Козявочку", про "Ерша Ершовича", про "Воронушку" столько невыразимой нежности! А последняя сказка цикла начинается так:
"Засыпает один глазок у Аленушки, засыпает другое ушко у Аленушки…
- Папа, ты здесь?
- Здесь, деточка…
- Знаешь, что, папа… Я хочу быть царицей…
Заснула Аленушка и улыбается во сне.
Ах, как много цветов… И все они тоже улыбаются. Обступили кругом Аленушкину кроватку, шепчутся и смеются тоненькими голосками. Алые цветочки, синие цветочки, желтые цветочки, голубые, розовые, красные, белые, - точно на землю упала радуга и рассыпалась живыми искрами, разноцветными огоньками и веселыми детскими глазками".
Сказка "Серая шейка" об уточке, которой лиса сломала крылышко, и она не могли улететь с другими утками на юг, является безусловным шедевром детской литературы.

Д.Н. Мамин-Сибиряк с А.П. Чеховым. 1890-е
«У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».
Антон Чехов

М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902