• Авторизация


Андрей Рябушкин (1861-1904) 20-10-2022 20:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Портрет А.П.Рябушкина»Государственный Русский музей
 
Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей"
(М. В. Нестеров)
 
 
Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.


Матэ Василий Васильевич
Портрет Андрея Петровича Рябушкина


Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано.
 
Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчеств (1875-82).

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880.jpg
«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии»
. 1880
 
После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской Художественной Академии (1882-90).
Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.


И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород.
Новгородская церковь (1903). ГРМ
 
Новгородская церковь (1903)

Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.


Диакон. 1888

Андрей Рябушкин поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь

Художник Андрей Рябушкин: оживление Русской Старины
«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893
 
Картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.


        Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".

to-priz.livejournal.com›161109.html

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901).



А.П. Рябушкин с уверенностью справился с поставленной перед собой задачей создания художественного стиля, синтезировавшего не только завоевания национальной живописи, но и собственные наблюдения, почерпнутые из скрупулезного изучения предметов народного быта, резьбы по дереву, архитектуры, старинного костюма, древнерусской фрески и книжной миниатюры.


Усадьба Дидвино зимой 1901

Андрей Петрович Рябушкин умер в 1904 году от туберкулеза.

 

"После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка», - писал об Андрее Рябушкине художник и основатель объединения "Мир Искусства" Александр Бенуа.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Андрей Рябушкин (1861-1904) | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»