а эту роль, фотографировались со мной. Правда, не особо люблю фотографироваться. В эти моменты чувствую себя обезьянкой, с которой предлагают сфотографироваться у входа на ВДНХ. Но отказывать нельзя, это - часть нашей профессии.Елена Санаева в детстве
В 1966 году Елена Санаева окончила ГИТИС, мастерская Михаила Царёва. С 1967 года — актриса Театра-студии киноактёра в Москве. С 2008 года — актриса театра «Школа современной пьесы» п/р Иосифа Райхельгауза, среди ее работ: «Русское Варенье» Людмилы Улицкой — Маканя; «Дом» Евгения Гришковца, Анны Матисон — Валентина Николаевна и бабушка Мгоря; «Звёздная Болезнь» — мама героя; «Аккомпаниатор» Александра Галина — Сверчкова; «Медведь» Дмитрия Быкова — Секретарь Академии наук.

Елена Санаева в молодости
В кино дебютировала в 1967 году в фильме «Генерал Рахимов».
Первую главную роль исполнила в драме Аиды Манасаровой «Главный свидетель» (по мотивам рассказов А.П. Чехова «Бабы», «Трубная площадь», «Сирена», «В суде») - сыграла подсудимую Марию Семёновну Каплунцеву.
Елена Санаева в фильме "Главный свидетель"

Елена Санаева подавала большие надежды — высокая, стройная, красивая, она готовилась играть героинь. Её заметил и начал снимать Василий Шукшин - она сыграла небольшую роль в его фильме «Печки-лавочки».
Однако ее жизнь и актерская карьера круто изменились после встречи с Роланом Быковым, с которым она познакомилась в 1972 году на съемках фильма режиссёра Юрия Рогова «Докер». Вместе Быков и Санаева снялись в детском фильме «Приключения Буратино», где он сыграл Кота Базилио, а она - Лису Алису. Елена Санаева в фильме "Приключения Буратино"

После этого Елену Всеволодовну перестали приглашать на роли героинь. Она стала характерной актрисой, на которую больше обращали внимание постановщики кинокомедий. А вскоре в кинематографическом мире и вовсе решили, что снимать Санаеву — прерогатива Быкова.
Далее в ряде фильмов они работали вместе: «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Искренне Ваш...», «Свадебный подарок», «Жил-был настройщик».
В 1973 году Санаева вступила в брак с Роланом Быковым. Они прожили вместе 25 лет, до самой смерти Быкова в 1998 году, хотя расписались в загсе лишь спустя 13 лет после знакомства. Союз Елены и Ролана вызвал у родных и друзей пары много негативных эмоций – особенно у матери Санаевой. Многие не верили, что этот брак продлится долго. Но супруги доказали обратное: они жили «душа в душу», переживая лишь о том, что не встретились раньше. Санаева досконально изучила характер и привычки своего «Ролочки», у нее всегда наготове были для него таблетки, бутерброды, слова утешения или поддержки.
Общих детей у супругов не было, к Павлу – сыну Санаевой – Быков относился по-отечески. До подросткового возраста Павел жил с родителями Елены. «Тиранию» своей бабушки он описал в книге «Похороните меня за плинтусом», которая стала бестселлером.

С Роланом Быковым и сыном Павлом
Павел носит фамилию деда и матери – Санаев. Он закончил ВГИК и стал актером, режиссером, писателем-сценаристом, журналистом и переводчиком. Создал свыше 60-ти одноголосых переводов и текстов к дубляжу зарубежных кино- и мультипликационных фильмов, среди которых «Назад в будущее», «Мулан», «Властелин колец», «Гарри Поттер и тайная комната» и др. Павел женат на фотомодели и дизайнере Алене Фониной, в 2012 году у них родилась дочь Вероника – внучка Елены Санаевой.