• Авторизация


О принциппе Дополнительности Бора 03-05-2013 15:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В.O. Ключевский, Русская История,1904--1993

Два предмета изучения Русской истоии,

исторический Процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни,
известия о котрых сохранились в исторических памятниуках,
ил источниках. Явления эи необозримо
разнообразны, касаются международных отношений,
внешней и внутренней жизни отдельных народов,
деятельности отдельных лиц среди тогго или иного народаю
все эти яления складываются в великую жизненнуюборьбу,
которую вело и ведет человеческое общество, стремясь к целям,
им себе поставленнымю От этой борьбы, постоянно меняющей свои приемы и характер,
однакоотлагактся нечто более твердое и устойчивое: 'это --- известный жизненный,
порядок, строй людских отношений,
интересов, понятий, чувств, нравов, Сложившегося порядка
люди дердася, пока непрерывное движение исторической драмы не заменит его другим,
Во всеех этих изменениях историка занимают два основных предмета,
которые он старается разглядеть в волнистом
потоке исторической жизни, как онна отражается в источниках. Накопленнние опытов, знаний,
потребностей, привычек,жтейских удбств, улучшающих с одной стороны,
частную личнуюжизнь человека, а с другой --- устанавливающих
и совершенстоующих общественные отношения
между людьми, --- словом,
выработка человека и человеческого общежития, --- таков
один предмет историчесого изучения. Степень этой выработки, достигнутую
тем или другим народом, обыкновенно еназывают его культурой , или
цивилизациеb

Другой предмет исторического наблюдения --- это
прирда и действие истрических сил. строящих человеческие
сообщества, свойства тех многообразных нитей, материальныхи духовных, помощью котрых случайные и разнохарактерные
людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные
и плотные общества живущие целые века. Истрическоое изучение
строения общества,
организаци людских союзов, развития и отправления их
различных органов, -- словом,
изучение свойств и действия
сил, созидающих и направляющих
людское общежитие,
составляют задачу особой отрасли исторического
знания, которую
также можно
выделить из лбщего
истоического изучения под названием
истрической социлогиию Существовенное
отличие ее от истиии цивилизации в том, что содержание
последнейсосатвляют результаты
истоического процеса, а в первой наблюдеиюподлежат силы и средства
его достижения,так сказать,
его кинетикаю По различию предметов не одинаковы и приемы изучения..

стр 4-5


Две точеи зрения. Итак, разница в точках зреия и их
сравнительном удобстве. Эти точки зрения вовсе не
исключают одна другой, напротив, пополняют друг друга.
Не только общая и местная история, но и отдельные истоическе факты могут быть
исследуемы с той или другой точки зрения по усмотрению исследователей. В древнем праве Мэна
и Античной городской общине юстель-де-Куланжа
предмет одинаков --- родовой союз, но у последней
этот союз рассматриватсякак момент античной цивилизации, или
как основа греко-римского рбщества, а у первого возраст человечества,
как основная стихия людского общежития.
Конечно, для всестороннего познания и аредметжелательно совмещение
обеих точек зрения. но целый ряд соображений
побуждает историка
при изучении местной истии
быть по-преимуществу социологом.юю

стр 6-7

Т.е. утверждение состоит в том. что исторический и социальный
подходы находятмся  в дополнительном о тношени друг к друу

издано в 1904 г.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О принциппе Дополнительности Бора | Псевдо_Боголюбов - Дневник Псевдо_Боголюбов | Лента друзей Псевдо_Боголюбов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»