• Авторизация


История Эрмитажа. Часть II. 26-09-2015 01:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ГалаМаг Оригинальное сообщение

История Эрмитажа. Часть II.


Приобретение картины Леонардо да Винчи "Мадонна с Младенцем" ("Мадонна Бенуа")

1914

Шедевр Леонардо да Винчи был приобретен из коллекции семьи Бенуа в Петербурге.

[601x912]
Леонардо да Винчи. «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Бенуа»).
1478 г. Холст (переведена с дерева), масло


На выставке, устроенной журналом "Старые годы" в 1908 г., Э. Липгарту, хранителю картинной галереи Императорского Эрмитажа, удалось открыть раннее произведение Леонардо да Винчи - картину "Мадонна с младенцем". Она принадлежала семье известного петербургского архитектора Л.Н. Бенуа и досталась по наследству его супруге М.А. Бенуа от ее отца, купца А.П. Сапожникова. В Государственном архиве Астраханской области хранится "Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова", составленный в 1827 г. В нем под первым номером записано: "Божья Матерь, держащая Предвечного Младенца на левой руке...Мастер Леонардо да Винчи...Из коллекции генерала Корсакова".

В 1912 г. Мария Александровна Бенуа решила расстаться с картиной, которая была отправлена за границу, где лондонский антиквар Дювин предложил владелице за нее 500 тысяч франков. Русская общественность, понимавшая необходимость приобретения для Эрмитажа этого шедевра, начала широкую кампанию за его покупку. М.А. Бенуа, также заинтересованная в том, чтобы произведение Леонардо осталось в России, согласилась уступить его за сравнительно скромную сумму в 150 тысяч рублей. В 1914 г. картина "Мадонна Бенуа" украсила коллекцию Эрмитажа.


Начало Первой мировой войны, устройство госпиталя в залах Зимнего дворца

1914

В 1915 - 1917 гг. в залах Зимнего дворца работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

[599x454]
Госпиталь в Николаевском зале Зимнего дворца


Во время Первой мировой войны сильно изменился облик интерьеров Зимнего дворца, который перестал быть официальной императорской резиденцией с 1904 г., оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет.

Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.


Февральская революция и отречение от престола Николая II

1917

В результате революции и отречения императора власть в стране перешла к Временному правительству.

[600x790]
Михаил Викторович Рундальцов. (автор оригинала - Валентин Александрович Серов).
«Портрет императора Николая II с портретом-ремаркой наследника - цесаревича Алексея Николаевича».
1913 г. Бумага, офорт, акварель, тушь


В дни Февральской революции император Николай II находился в Могилеве, в Ставке главнокомандующего. Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. на станции Дно близ Пскова в поезде, который не смог пройти к Петрограду, Николай II подписал акт об отречении за себя и сына в пользу своего брата - великого князя Михаила Александровича. (Не располагая поддержкой ни общества, ни армии, великий князь Михаил отказался от трона). Кроме того, был подписан указ о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова, который уже занимал эту должность, так как в тот же день было образовано Временное правительство. Ему, поддержанному общим собранием Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, отныне принадлежала вся полнота исполнительной и законодательной власти в стране до созыва Учредительного собрания.

7 (20) марта Временное правительство приняло решение об аресте бывших императора и императрицы. 9 (22) марта бывший император Николай II был препровожден в Царское Село, в Александровский дворец, ставший его резиденцией с 1904 г. Там уже были взяты под домашний арест члены его семьи.

Сотрудники Эрмитажа восприняли Февральскую революцию спокойно, сразу сделав заявление о принятии новой власти. В марте 1917 г. на общем собрании было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но от впуска публики временно воздержаться.


Низложение Временного правительства

1917


В ночь на 26 октября (7 ноября) партия большевиков взяла власть в Петрограде в свои руки.

[602x432]
Доклад А.Ф.Керенского на заседании Временного правительства в Библиотеке Николая II


В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства, возглавляемого А.Ф. Керенским, бывший царь Николай II и его семья были сосланы в Тобольск. Правительство объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приемке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть эрмитажного собрания была эвакуирована в Москву.

С июля 1917 г. Временное правительство заняло апартаменты Николая II и его супруги Александры Федоровны. Взамен гарнитуров в комнаты доставили обычную канцелярскую мебель. Стены, обитые шелком, вместе с развешенными на них картинами, затянули холстом. Лишь кабинет Николая II был сохранен как мемориальный. Малахитовая гостиная была избрана в качестве зала заседаний. В библиотеке Николая II А.Ф. Керенский обычно проводил совещания с военными.

В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) взяла под свой контроль главные объекты города - телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию. В 21 час 40 минут прозвучал холостой выстрел крейсера "Аврора". Зимний дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. В 2 часа 10 минут 26 октября 1917 г. министры Временного правительства были арестованы в Малой столовой Зимнего дворца и отправлены в Петропавловскую крепость. А.Ф. Керенский покинул дворец накануне.
Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.


200-летие Государственного Эрмитажа

1964


В 1964 году Государственный Эрмитаж торжественно отметил 200-летний юбилей.

[601x390]
Георгиевский зал Зимнего дворца. 1960-е гг.


Годом основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию картин. Юбилею была посвящена научная сессия, состоявшая из 69 докладов. Главными темами стали история Картинной галереи Эрмитажа, значение Эрмитажа в русской культуре, научная и просветительская работа музея. Истории музея были посвящены временные выставки: "Эрмитаж в рисунках, акварелях и чертежах XVIII-XIX веков", "Эрмитаж после Октябрьской революции". Крупнейшим событием года стала выставка шедевров западноевропейской живописи XIV-XV веков из музеев Советского Союза.


Первое поступление произведений Матисса от Л.Н. Делекторской

1967


Музею были переданы произведения графики, скульптуры и два ее живописных портрета.

[600x797]
Анри Матисс. «Портрет Л. Н. Делекторской».
1947 г. Холст, масло


В Эрмитаже в одном из залов, посвященных творчеству Анри Матисса (1869-1954), величайшего художника ХХ в., выставлены два женских портрета, исполненные им в 1939 и 1947 гг. Они были подарены музею женщиной, лицо которой запечатлено художником на этих полотнах. Однако дарительница не разрешала обнародовать свое имя, и на этикетках долгое время значились только ее инициалы "Л. Д.", и лишь много позднее они были раскрыты: Лидия Делекторская.

Лидия Николаевна Делекторская (1910-1998) была моделью Матисса (она запечатлена на многих полотнах и рисунках художника), его секретарем и другом. Начиная с 1967 г., она дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс - так называемые "livres d'art", издаваемые небольшим тиражом, иногда до пяти экземпляров. Делекторская также докупала на свои деньги те книги Матисса, которых у нее не было, чтобы тут же подарить их музею и тем самым сделать коллекцию Эрмитажа полной.
Без щедрого дара Л.Н. Делекторской в Эрмитаже не были бы представлены ни графическое наследие художника, ни его скульптура, а два ее портрета - единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в собрании музея.


Открытие музея во дворце Меншикова - нового отдела Государственного Эрмитажа

1981


Во дворце Меншикова открылась экспозиция "Культура России первой трети XVIII в.".

[600x496]
Алексей Иванович Ростовцев. «Дом светлейшего князя Меншикова».
Серия "малых" видов Санкт-Петербурга из 11 гравюр,
прилагавшихся к "Панораме Санкт-Петербурга" А.Ф. Зубова.
Бумага, гравюра резцом
1717 г.


В 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт- Петербурга.

Облик здания, заложенного на Васильевском острове в 1710 г., сложился к 1727 г. В строительстве дворца и его отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.
В отделке и убранстве комнат использовались мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры. Дворец, вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, произведений нумизматики, был центром культурной жизни столицы.

После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу. Здесь учились многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в., в числе которых полководцы П.А. Румянцев-Задунайский и А.В. Суворов, драматург и поэт А.П. Сумароков, знаменитый актер Ф.Г. Волков.

Новый этап в истории дворца длился почти 200 лет. Дворец постепенно утрачивал свой первоначальный облик и отделку интерьеров, превращаясь в часть комплекса зданий Кадетского корпуса. В 1880-х гг. был создан музей Кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. В его состав вошли несколько сохранившихся интерьеров, включая личные покои А.Д. Меншикова. В советское время здание использовалось различными учреждениями.
В 1950-е гг. началось научное исследование дворца. Комплексный проект реставрации, положенный в основу восстановления памятника на его состояние в первой четверти XVIII в., был разработан в 1976 г. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция "Культура России первой трети XVIII века".


Открытие экспозиции "Зимний дворец Петра I" в здании Эрмитажного театра

1992


Экспозиция знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII века.

[603x502]
Алексей Федорович Зубов. «Зимний дворец Петра I»
Серия "малых" видов Санкт-Петербурга из 11 гравюр,
прилагавшихся к "Панораме Санкт-Петербурга" А.Ф. Зубова
Бумага, офорт, гравюра резцом. 1716/1717 г.


Экспозиция "Зимний дворец Петра I" знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII в. Долгое время считалось, что при сооружении Эрмитажного театра (арх. Дж. Кваренги, 1783-1789), возводимого на участке, который занимал Зимний дворец Петра I, столичная резиденция была разобрана до основания.
Однако из документов периода строительства театра стало известно, что зодчий сохранил не только отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, но и целые группы помещений различного назначения.

Исследования, выполненные архитекторами Эрмитажа в период с 1976 по 1986 г., выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат.
Под зрительным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся при жизни Петра I "малыми палатками" (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоявший из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились 12 жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727).

За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной экспозиции "Зимний дворец Петра I" авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным архитектором В.П. Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.


Открытие "Эрмитажных комнат" в Сомерсет-Хаусе (Лондон)

2000


Цель создания центра, по словам Пиотровского, «сделать наши коллекции более доступными публике».

[604x410]
Вид парадного двора Сомерсет-Хауса


Идея создания "Эрмитажных комнат" в одном из дворцов Лондона родилась в 1998 г. во время встречи директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и лорда Ротшильда. Фонд "The Hermitage Development Trust", возглавляемый М.Б. Пиотровским и лордом Ротшильдом, вложил в проект около семи миллионов долларов, что в совокупности с финансовой поддержкой индивидуальных и корпоративных спонсоров позволило открыть "Эрмитажные комнаты" в Сомерсет-Хаусе.

Торжественное открытие "Эрмитажных комнат" в Сомерсет-Хаусе состоялось 25 ноября 2000 г. Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский отметил значимость этого события: "Мы считаем очень важным сделать наши коллекции более доступными широкой публике и иметь постоянное представительство Эрмитажа за пределами России". Программа представления собрания Государственного Эрмитажа в Лондоне предполагает ежегодную смену экспозиций. Британская публика увидит сокровища Эрмитажа - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Сомерсет-Хаус, один из выдающихся исторических памятников Великобритании, был построен в XVIII в. по проекту архитектора Вильяма Чемберса (1724-1796), советника короля Георга III. Здание, расположенное на северном берегу Темзы, предназначалось для размещения государственных учреждений. В наши дни это огромный культурный центр, где расположены Институт искусств Курто, обладающий замечательной коллекцией полотен импрессионистов и постимпрессионистов, Коллекция сэра Артура Гильберта, включающая более 800 произведений декоративно-прикладного искусства - золотые и серебряные изделия, флорентийские и римские мозаики, и "Эрмитажные комнаты".

"Эрмитажные комнаты", состоящие из пяти галерей, общей площадью 411 кв. м, находятся на первом этаже в южном крыле здания. Отделка залов дает представление о роскошном убранстве Императорского Зимнего дворца. Директор Государственного Эрмитажа отметил, что они напоминают "драгоценную шкатулку". Паркетные полы, созданные русскими мастерами, повторяют рисунок полов Георгиевского (Большого Тронного) и Павильонного залов. Витрины и мебель копируют мебель, изготовленную по рисункам немецкого архитектора Лео фон Кленце, создавшего по заказу императора Николая I проект здания Нового Эрмитажа как публичного музея.


Открытие выставочного центра "Эрмитаж - Гуггенхайм" в Лас-Вегасе, США

2001


В 2001 г. состоялось открытие выставки Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в Лас-Вегасе (США).

[601x470]
Отель "The Venetian"


В октябре 2001 г. состоялось открытие первой совместной выставки Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в казино-отеле "The Venetian" в Лас-Вегасе (США). Представленные 45 шедевров - полотна импрессионистов, постимпрессионистов и ранних модернистов - подчеркивают как различия, так и взаимодополняющий характер этих двух всемирно известных собраний. Спонсором выставки стала холдинговая компания "Интеррос" (Москва).

Создание выставочного центра в Лас-Вегасе является первым результатом соглашения о долгосрочном сотрудничестве, подписанного Государственным Эрмитажем и Фондом Соломона Р. Гуггенхайма в июне 2000 г.

Цель сотрудничества заключается в том, чтобы бесценные коллекции двух музеев стали более доступными широкой аудитории. Соглашение предусматривает сотрудничество в области обмена выставками, реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба и создание в одной из его галерей музея современного искусства, а также осуществление совместных проектов в сети Интернет.

В рамках Соглашения предусматривается создание совместных выставочных центров, в которых будут представлены выставки классического искусства и произведения художников XX в.

Авторами совместного проекта являются директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский и директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц.
Новое здание, площадью около 6000 кв. м, расположено на территории казино-отеля "The Venetian" - огромного комплекса в центре Лас-Вегаса. Автор проекта музейного здания - Рем Кулхаас, профессор архитектуры Гарвардского университета, лауреат премии Прицкера за 2000 г.

Как подчеркнул в своем выступлении М.Б. Пиотровский: "Мы намерены использовать наши фондовые коллекции для получения уникального культурного эффекта. Выставки, которые мы организовываем для Лас-Вегаса, будут также показаны в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в музеях Гуггенхайма в Нью-Йорке, Бильбао и Венеции. Да, мы рассчитываем охватить новую аудиторию... Однако музей "Эрмитаж-Гуггенхайм" - это еще и новая платформа, на которой мы можем осуществлять наши научные исследования, создавать новую модель сотрудничества на ниве культуры и продолжать выполнять свою главную миссию".


Проект Государственного Эрмитажа и Александра Сокурова "Русский ковчег"

2001


23 декабря 2001 г. в Эрмитаже прошла съемка художественного фильма "Русский ковчег".

[602x422]
Режиссер Александр Сокуров
и оператор Тильман Бюттнер на съемках


23 декабря 2001 г. в Государственном Эрмитаже прошла съемка художественного фильма "Русский ковчег". Она началась у ворот Эрмитажного театра по команде режиссера Александра Сокурова в 13.50. В течение 90 минут, как бы "на одном дыхании", камера проследовала от скромных комнат Петра Великого, через сцену и зрительный зал Эрмитажного театра, великолепные залы Нового Эрмитажа и Малого Эрмитажа, Висячий сад, Аполлонов, Георгиевский (Большой Тронный), Гербовый, Малахитовый, Николаевский и другие парадные залы Зимнего дворца и была выключена на выходе из Иорданского подъезда. Съемка беспрерывной панорамы залов Эрмитажа была произведена одним планом, в котором предстали три века русской истории, со времени основания Санкт-Петербурга до наших дней.

Воплощение творческого замысла Александра Сокурова стало возможным благодаря новейшим технологиям и высокому профессионализму участников проекта. Многочисленные сотрудники музея, в первую очередь хранители коллекций, задали уровень исторической достоверности. Неоценимый вклад в художественную основу проекта внесли музыканты Мариинского театра, принявшие участие в съемках фильма вместе со своим художественным руководителем и главным дирижером Валерием Гергиевым. В исторических сценах выступили музыканты оркестра Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата". Проект осуществила студия "Эрмитажный мост" совместно с компанией "Эголи Тоссель АГ" (Берлин) при участии компаний "Фора-фильм М" (Москва) и "АСТ" (Санкт-Петербург), при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Федеративной Республики Германии, канала "АРТЭ". В подготовке и проведении съемки приняли участие 800 актеров, 75 музыкантов, около 1000 танцовщиков.

Премьера картины состоялась на международном кинофестивале в Каннах в мае 2002 г. Российская премьера картины открыла кинопрограмму Х фестиваля российского кино "Окно в Европу" в Выборге 9 августа 2002 г.


Передача картины Казимира Малевича "Черный квадрат" Государственному Эрмитажу

2002


В коллекцию музея поступило одно из самых известных произведений русского искусства XX в.
[600x598]
Казимир Северинович Малевич. «Черный квадрат»
Около 1930 г. Холст, масло


В 2002 г. в коллекцию Государственного Эрмитажа была включена картина Казимира Севериновича Малевича "Черный квадрат" (Холст, масло, 53,5х53,5 см) - одно из самых известных произведений русского искусства XX в.

Первый "Черный квадрат" был создан К.С. Малевичем (1878-1935) в 1915 г. и стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Черный квадрат на белом фоне стал знаком, основным элементом художественной системы супрематизма, шагом в новое искусство. Четыре "Квадрата", написанные Малевичем с 1915 до начала 1930-х гг., - это развитие одной темы. Они отличаются не только очередностью и годом создания, но и цветом, рисунком, фактурой. К "Черному квадрату" Малевич обращался каждый раз, когда ему необходимо было весомо представить собственное творчество, часто в связи с наиболее значимыми для него выставками.

С важной для Малевича темой красного и черного связано, вероятно, появление самого маленького по размерам и, по-видимому, последнего "Черного квадрата". Возможно, он был написан в пару к красному квадрату для выставки "Художники РСФСР за XV лет", прошедшей в Ленинграде в 1932 г. и ставшей последним значительным выступлением русского авангарда. Два квадрата - черный и красный - были центром экспозиции Малевича на выставке. Этот "Черный квадрат" символически замыкал цикл: художник повторял свою "победу над солнцем". (Впервые черный квадрат, перекрывающий солнце, появился в 1913 г. в эскизах декораций к футуристической опере "Победа над солнцем").

Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г", обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов его более раннего существования. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. После смерти вдовы художника, Натальи Андреевны Манченко, в 1991 г., последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка.

В 2002 г. состоялась аукционная распродажа корпоративной собственности Инкомбанка. Однако, в аукционе "Черный квадрат" не участвовал. Картина была приобретена для Государственного Эрмитажа Министерством культуры Российской Федерации. Сумму в 1 млн. долларов, необходимую для покупки произведения, пожертвовал известный меценат В.О.Потанин, глава холдинговой компании "Интеррос", неоднократно осуществлявшей финансовую поддержку проектам Государственного Эрмитажа. Благодаря содействию компании были отреставрированы залы Министерства иностранных дел в здании Главного штаба, Колесница Славы на Арке Главного штаба, осуществляется издание серии книг "Страницы истории Эрмитажа".

Источник:
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/history/?lng=ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Эрмитажа. Часть II. | KaterinaAverian - Дневник KaterinaAverian | Лента друзей KaterinaAverian / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»