• Авторизация


Без заголовка 07-12-2011 15:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tinalek Оригинальное сообщение

Нетрадиционное применение тамбурных швов

 

Прежде всего хочу объяснить цель этой работы. Ведь кому - то может показаться спорной даже сама формулировка предмета статьи. Зачем "выдумывать велосипед" если существует великолепная крымскотатарская вышивка по бархату, в основе которой приемы махлама и букме, и, параллельно с ней, изысканная вышивка "на проем" по кисее. И это действительно вечные ценности.
Так уж исторически сложилось, что каждый из приемов художественного шитья связан с определенным кругом предметов быта, материалов, имеет свой тип орнаментальных и цветовых композиций.
Но… неумолимое время диктует свои законы. За прошедшие века изменилось само жилище, ассортимент вышитых изделий, уклад жизни, немыслимо ускорился ее темп. И если виртуозно вышитая сияющая махлама на коранкапе, традиционном кисете, вышитом альбоме для фотографий буду долгие и долгие годы согревать душу своим совершенством, то совсем иное дело вещи повседневного употребления.
Им, бедным, нелегко сохранить свою первозданную красоту. Меркнет и обтирается даже футлярчик для "мобилки", а уж на многострадальной сумочке для косметики традиционная махлама просто обречена. Вспомните, как впопыхах запихиваем мы в сумочки этот предмет туалета, неосознанно ломая картонную подложку вышитых махламой мотивов, обдирая нежную золотную нитку и лишая себя любимой вещи. А она вышивается не день и не два, Согласитесь, бывает жалко до слез. Вот и носим в сумочках тряпичный ширпотреб.

В то же время приглядимся повнимательнее к замечательным узорам, выставленных в музейных экспозициях старинных вещей. Нравится? Конечно, как такое может не понравиться! Удивительно изящны узоры на марама, шербенти, эвджиярах, учкурах.
Конечно одна - две такие вещи могут украшать интерьер современного дома. Можно повторить полюбившуюся композицию на салфетке, скатерти…
Но что же делать, если "просятся" эти узоры на туже сумочку для косметики: композиция просто великолепна, нужна только техника более пластичная, выдерживающая неоднократный сгиб ткани и применимая в золотом шитье, чтобы эта радость засветилась на бархатных "косметичках", кошелечках, очечниках крымских и не только крымских модниц.

И орнаменты, уже начавшие исчезать из нашего довольно тусклого обихода, обретут новую жизнь в нетрадиционных вещах. Это и побудило провести эксперимент с использованием старинного узора шербенти для оформления "косметички".
Результат понравился и мне и моим друзьям, поэтому предлагаю его и Вам.

 

Источник вдохновения

Многим, кому не безразлично прикладное искусство Крыма, знаком восхитительный альбомом "Крымскотатарское декоративное искусство (XIX-XX ст.), автор-составитель Фатиме Асанова, Симферополь, СОНАТ, 2001г.

На странице 62 фотография шербенти, которая меня покорила.

[592x165]
Рис. 1

Я долго ходила вокруг да около и решила все - таки попробовать вышить облюбованный узор на бархате.

Техника выполнения

Собственно говоря, каснак или тамбурный шов в его классической разновидности в крымскотатарской вышивке явление не новое. И примеры тому - замечательные кисеты, фотографии которых приведены в уже упомянутом альбоме.
Однако разновидностей тамбурных швов великое множество. И мне кажется, что применение на бархате различных приемов их исполнения в сочетании с вышивкой пайетками и бисером обогатило бы выразительные средства вышивки, придав ей сходство с ажурной филигранью прославленных крымскотатарских ювелиров, известной легкостью, четкостью, изяществом линий.
Признаю, что не встречала такого сочетания ни в музейных вещах, ни в работах коллег - мастериц.

Знаю, со мной можно не соглашаться, Напомню только, что не изменяется только мертвое. А я не хочу, чтобы застывала, умирала, постепенно уходила из нашей жизни крымская вышивка.

Для моих целей узор, в связи со сменой техники вышивки, потребовал некоторой доработки.
Вот, что у меня получилось.

[441x288]
Рис.2

 

 

 

[243x324]

Рис.3

Для работы я выбрала:


- двойной тамбур для выполнения изысканных длинных листьев лилий, схему этого шва привожу в конце статьи.
- обычный тамбур (шов каснак) для выполнения веточек
- каснак, выполненный более толстой золотой нитью, для листочков веточек. Для большей выразительности контуры цветов были обведены крученым шнуром в технике букме.


В каждый "треугольничек", образованный "двойным тамбуром" соблюдая направление оптической оси, была вшита бисеринка. Имитация жемчуга, бирюзы, цветной бисер тоже смотрятся прекрасно, но, добиваясь, чтобы цветы выглядели "хрустальными" я использовала серебряный шнур и серебристый бисер.
В "лепесточки" маленьких золотых веточек был вшит золотистый мелкий бисер.


Результат - косметичку "Хрустальные цветы" Вы видите на рисунке 4.

[420x315]

 

 

 

Рис. 4

В той же технике выполнена и работа - "Астры", рисунок которой вынесен в заглавие статьи. Основой для его разработки послужил исключительный по изяществу цветок, выполненный в технике таарлеме из книги П.Я. Чепуриной "Орнаментное шитье Крыма" ( - М.Л.:1938г.) (рис 19 со стр 13), рис 5 данной статьи, и мотив со старинной шербенти из альбома "Крымскотатарское декоративное искусство (XIX-XX ст.), автор-составитель Фатиме Асанова, (Симферополь, СОНАТ, 2001г.), стр.61 , рис.6 данной статьи.

Рис. 5


[324x253]

Рис. 6

Техника выполнения шва "двойной тамбур"

[103x220]

Рис. 7.1
Рис. 7.2
Рис. 7.3
Рис. 7.4

 

Рис. 7.5

Рис. 7.6

Желаю Вам творческих успехов и жду Ваших отзывов по адресу:

С уважением,
Марина Клименко

Источник ->>tatyana@elejan.crimea.ua
 




 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тара66 - Дневник Тара66 | Лента друзей Тара66 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»