• Авторизация


Без заголовка 30-04-2011 18:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tinalek Оригинальное сообщение

Карельская вышивка.

Традиционные ремёсла Карелии.

Карелия – край лесов и озёр – издавна славилась талантливыми вышивальщицами и золотошвейками, искусными мастерами резьбы и инкрустации по дереву, мебельщиками и паркетчиками, гончарами и мастерами художественного соломоплетения.

Художественное творчество карельского народа развивалось и обогащалось под благотворным влиянием русского народа. Это обуславливалось не только географическими, но и историческими связями карельского и русского народа.

[400x341]

Выше и ниже: Карельские орнаменты, выполненные различными швами. Техника карельской вышивки.

 

Уже в XII веке Карелия входила в состав новгородских земель под названием Обонежской пятины. Карелы рука об руку с русскими вели борьбу против иноземных захватчиков. Они вместе участвовали в защите города Корелы (нынешний Приозёрск) – торгового и промышленного центра того времени. Этот ранний период характеризуется наличием развитого сельского хозяйства и ремёсел ткачества, гончарного и кузнечного дела. Свидетельством тому служат материалы многочисленных археологических раскопок.

Ранними памятниками искусства на территории современной Карелии являются петроглифы – наскальные изображения народных сцен охоты и быта обитателей карельского края времен неолита. Взаимосвязь культур русского и карельского народов не трудно проследить по их обычаям, национальным костюмам, а также памятникам архитектуры, истории и искусства.

[400x324]

Но, принимая русскую культуру, карельский народ бережно сохранил в своем творчестве и донес до наших дней черты своей национальной самобытности и неповторимого своеобразия. Примером тому служит бессмертный поэтический памятник карельского и финского народов „Калевала”, о котором великий пролетарский писатель А. М. Горький писал: «Мощь коллективного творчества всего ярче доказывается тем, что на протяжении сотен веков индивидуальное творчество не создало ничего равного „Илиаде” или „Калевале”».

Обилие леса в Карелии явилось стимулом к развитию строительного искусства. Гением безыменных мастеров-зодчих здесь сооружены замечательные памятники деревянной архитектуры: величественные шатровые храмы (Успенский собор в городе Кеми, 1714 г.; Успенская церковь города Кондопоги, 1774 г.; Волкостровская часовня, XVII—XVIII вв.; церковь Ильинского погоста, 1798 г.), увенчанные узорными главами, далеко уходящими в голубую небесную высь; или полные неповторимой гармонии архитектоники многоглавные церкви (двадцатидвугла-вый Преображенский и девятиглавый Покровский храмы Кижского погоста, Заонежского района, XVIII в.) и даже простые крестьянские избы (Заонежского, Пряжинского, Калевальского и других районов), украшенные затейливой резьбой и росписью наподобие боярских теремов — величайшие шедевры народной архитектуры.

[400x334]

До сих пор они поражают наших современников широтой замысла, высокохудожественным вкусом и безупречным строительным мастерством. Их строителями являлись потомки новгородских мастеров-зодчих, неоднократно вызывавшихся для строительных работ при дворе московских царей. О них нам повествуют пожелтевшие от времени листы старинных летописей и писцовых книг, они живут в древних легендах и народных преданиях.

[400x280]

Наряду с деревянным зодчеством в Карелии получает большое развитие резьба и инкрустация по дереву на предметах быта, мебельный и паркетный промысел. Для производства изделий из дерева народные мастера широко пользуются карельской березой. Мебель и изделия из карельской березы с инкрустацией другими породами дерева, созданные по своим проектам заонежскими мастерами А. С. Гайдиным и С. И. Синявиным экспонировались еще в дореволюционное время на выставках в Москве, Петербурге, на Нижегородских ярмарках и международных выставках.

Высоко ценились в Карелии и за ее пределами изделия из карельской березы Космозерского мастера Е. Е. Клюхина, деревянные резные блюда и трости, искусно выполненные кижанами А. Ефимовым и Е. Зайцевым, деревянные инкрустированные ларцы и шкатулки олонецких мастеров И. А. и В. И. Титовых. Значительную известность получили росписи по дереву космозерских живописцев-орнаменталистов М. И. и И. М. Абрамовых и деревянная резная игрушка Н. Парамонова.

Яркое проявление народное творчество получило в крестьянской вышивке. Наиболее выдающимися очагами этого вида народного искусства с давних времен были селения бывшего Повенецкого уезда (теперь Заонежский район) и Олонецкого уезда (теперь Олонецкий район).

Являясь предметом исключительно женского художественного промысла, карельская вышивка сыграла огромную роль в украшении народной одежды и бытовых вещей. Женская и мужская рубаха, скатерть, простыня и покрывало, занавеска и полотенце, вышитые искусной рукой мастерицы, приобретали значение подлинных произведений искусства.

[311x400]

Мотивы вышивок и приемы их выполнения отличаются друг от друга в различных районах Карелии. Для вышивок южных районов типичен растительный орнамент иногда в сочетании с фигурами людей и птиц, тогда как в северных заметно преобладание геометрического орнамента.

Техника вышивания по – карельски — „тамбур”, „тамбур по сетке”, „двусторонний шов”, „набором”, „по намету” и „крестом”. Карельская вышивка поражает своей необычайной скромностью расцветки. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном кумаче или белые по белому. Исключение представляют многоцветные вышивки Пудожского и Прионежского районов. Кроме того, Пудожский и Беломорский районы издавна славились золотошвейными изделиями (в Беломорье с применением местного жемчуга). Близко к вышивкам ранее распространенное в Карелии браное тканье. 

http://www.trozo.ru/archives/20130 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тара66 - Дневник Тара66 | Лента друзей Тара66 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»