«Автопортрет»
Холст, масло 58 x 49
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Одна из представленных картин жанриста и портретиста Фирса Сергеевича Журавлева любознательному зрителю-читателю напомнит более известное полотно Василия Пукирева "Неравный брак". Тема картины прозрачна, по ней легко составить небольшой рассказ. Этим и отличались большинство обличительных картин русских передвижников, внесших большой вклад в пробуждение сознания российского общества. Интересно, что, поступив в 1855 году вольнослушателем в Академию художеств, приняв участие в "Бунте четырнадцати" и став одним из организаторов "Артели художников" (возглавлял И.Н. Крамской), Ф.С. Журавлев в Товарищество передвижных художественных выставок так и не вступил. Хотя темы большинства его работ созвучны жанровым картинам художников-передвижников.
«Перед венцом»
1874
Холст, масло. 105 x 143 см
Государственный Русский музей
Пукирев Василий
«Неравный брак»
1862г.
Государственная Третьяковская галерея
«Перед венцом»
1874
Холст, масло 99 х 134
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«После свадебной церемонии»
1874 г.
Художник создал много картин, живоописующих быт и общественную жизнь России. Он писал также портреты писателей и деятелей искусства. Наконец, Ф.С. Журавлев принял активное участие (1870—1883) в росписи храма Христа Спасителя в Москве — работе, делающей честь всем российским художникам.
«Христос у фарисея»
до 1901
Собор Воскресения Христова на Крови
«Воскрешение дочери Иаира»
до 1901
Собор Воскресения Христова на Крови
«Дети-нищие»
1860-е.
«Отгадай, кто пришел»
1862
Холст, масло 67 х 80
Самарский областной художественный музей
Самара
«Купеческие поминки»
1876
Холст, масло 98 х 142
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Свое программное произведение «Купеческие поминки» Журавлев выставил в 1876 году. Стасов считал его «лучшим и значительным созданием Журавлева, опять таки полным трагизма». Трагизм в состоянии людей, потерявших человеческое лицо, в хаосе, царящем вокруг, в преобладании низменных инстинктов даже на поминках. В картине отсутствовали анекдотические интонации, но и положительные персонажи (важная примета бытового жанра 1870-х годов), напротив, представлено мрачное, дикое темное купеческое царство, столь ярко описанное в пьесах А.Н.Островского.
«Отдых на сенокосе»
1887
«Девичник в бане»
1885
Холст, масло. 145 x 239 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Картина «Девичник в бане» посвящена старому обычаю накануне свадьбы. Это одно из первых изображений обнаженного женского тела в искусстве второй половины Х1Х столетия, композиционно напоминающее изображение римских бань в европейском искусстве. Журавлев устроил выставку одной картины сначала в Москве, затем в родном городе Саратове.
«Нагая женщина»
Холст, масло. 71.5 x 117 см
Государственный Русский музей
«Боярышня»
1896, музей изобр. искусств Республики Татарстан
«Знахарка»
«Кухарка»
«Портрет императрицы Марии Александровны»
До 1880г
Холст, масло.78.8*66 cm
Эрмитаж
Санкт-Петербург
«Мачеха»
1874
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
«Поминки»
«Трубочист»
1890-е годы Ульяновский областной художественный музей
«Девочка с курами»
до 1901
«Чиновник»
1884
Художественный музей Узбекистана
«Пасхальное угощение»
1901
«Пряха»
«Возвращение с бала»
1868
«Madchen in russischer (?)»
Tracht mit Blumenkranz,
62 x 52 cm
«Крестьянская сходка»
«Женский портрет»
1901
Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева