Интернет Агентство «Цель» https://www.federacel.ru/internet-reklama/ работает с 2008 года. За 9 лет работы, нами было создано более 600 интернет сайтов, продвигалось более 100 сайтов. Продвигайте свои интернет-проекты вместе с профессионалами!
* * *
Парша Ахарей Мот-Кдошим 2
Кдошим.
И говорил Б-г Моше: так скажи всему обществу сынов Израиля:
"Будьте святы, ибо свят Я Хашем Элокейхем.
Бойтесь матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте- Я Хашем Э-ем." (19:1-3)
Первая фраза должна потрясти любого кто её прочтёт и вдумается.
Б-г, обращаясь ко всему народу говорит: вы можете быть святыми подобно Мне.
И в моем проявлении как Хашем, и как Элоким.
Извините, где я и где В-ний?
Но Он-то не шутит.
И тогда несколько вопросов?
Что такое святость?
Почему первые примеры святости выражаются в этих заповедях?
Слово кадош определяется как, отделённость , предназначенность (лехакдишь) для какой-то цели.
В данной контексте-это отдалённость и предназначенность для высоких, духовных целей.
Мы не раз говорили, что задача еврея не отстраниться от мира а поднять мир, сделав материальное подспорьем духовному, а так же перенаправить все эмоциональные энергии на гармоничные взаимоотношения с Творцом.
Рав Хофстедтер пишет: страх перед родителями естественен для ребёнка...
Кстати, от себя добавлю, здесь хорошо можно понять о каком страхе идёт речь. Родители соблюдающие Тору, работающие над своими качествами характера, ведущие себя как подобает по Торе со взрослыми и детьми, и конечно любящие своих детей, не вызывают у них страх в обыденном понимании этого слова. Это больше- почтение, почитание и тд. В халахе, мицва "уважай" воспринимается шире, но больше как- "делай".
"И'ра" -не делай. Не сидеть ни стуле отца, не быть фамильярным, не называть по имени, не перечить... Продолжаю мысль Рава Хофстедтра: но что нас просит здесь Творец? Он просит ребёнка или взрослого почувствовать И'ра не как естественную эмоцию, а как заповедь.
А это уже, большая разница.
Это уже святость.
Дальше идут уже мои мысли на эту тему.
В отличии от естественного чувства к родителям, вторая мицва: соблюдать Шабат, находится на прямо противоположном конце, понимания и эмоционального восприятия.
Не смотря на то что первое появление слова Кдуша в Торе связанна именно с Шабатом, если бы Тора не сказала нам , когда он, и что собственно нужно делать, или не делать- мы, обычные люди, до этого бы сами точно не дошли.
Талмуд разбирая разбирая параметры той или иной заповеди, стремится найти крайние границы.
Возможно Тора, как раз здесь и хочет указать нам: быть Святыми означает выполнять как заповеди всё- от самого "естественного" до самого "мистического."
Читая главу кдушим, мы увидем это постоянно:
Не мсти, не храни злобы в сердце твоем, а люби ближнего как самого себя, Я Б-г.
Следующая фраза:
...И одежда из смешанной ткани- шерстяной и льняной не покрывает тебя, и тд и тд
Разница в том, что если мы считаем что-то "естественным,"скажем: не крадите, не отрицайте истину, не обманывайте друг друга, не грабь, не ходи сплетником в народе своём , и "забываем", что каждая фраза заканчивается-"Я Б-г,"
мы сами устанавливаем рамки, когда, где как и при каких обстоятельствах грабеж это грабеж, а когда это "экспроприация награбленного"; когда убийство-это
плохо, а когда помочь человеку уйти, что б не мучился, вообще достойно похвалы.
А главное, понятие естественное, становиться частью этого мира, и отрывается от духовного источника. Наша задача их воссоединить. Каждый раз когда мы это делаем- это святость.
В духовных мирах нет пространства, Приближение или удаление означает подобие, или отсутствие оного. Когда я делаю что-то подобно Творцу, я к Нему приближаюсь.
Сказано так же, что Творец сам выполняет все заповеди, которые Он заповедовал нам, поэтому и подобие. То есть Он не грабит, и мы не грабим, Он не говорит Лашен ХаРу и нас просит, Он не убивает...
Стоп! Но и это не сложно, если посмотреть на случаи, когда Он разрешает по суду, лишать жизни, плюс, когда это является последствиями поступков самого человека...
Но первый пример: бойся свою маму и папу, как Он может выполнить эту заповедь?
У Него же нет ни папы ни мамы.
Как мне кажется, есть несколько ответов на этот вопрос.
Во-первых, обратите внимание: мы сказали что Он выполняет заповеди, проявляясь в этом мире.В духовных мирах, каждый мир является папой и мамой последующего, и субординация там полная, то есть Творец учит нас, как устроен мир, и что нужно, для того чтобы он работал гармонично.
Но есть пара потрясающих возможностей посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны.
Мидраш на Шир ХаШирим говорит:
Творец любит Израиль и называет его своей дочерью, своей сестрой, своей матерью.
Ну как дочь, можно понять
Но как понять сестра и мать?
Дави Твунот приводит следующее объяснение: Творец делится возможностью дать и когда мы становимся дающими подобно Ему, Он называет нас сестрой.
Третье объяснение, если бы не было дано нашими мудрецами, казалось бы непостижимым.
В-й поставил раскрытие Своего качества благодеяния, в зависимость от наших положительных действий.
И таким образом мы становимся причиной, а Его проявление следствием. Ситуация мамы и ребёнка.
Продолжим эту мысль.
Поскольку, мы говорим о проявление Творца в этом мире, можно задать вопрос: а в чем собственно проявляется Творец в этом мире?
Ответ: во всём, конечно!
А значит и в детях !!!
То есть, то что мы назвали "естественным"- уважение и страх перед родителями, на сам деле и есть Его проявления к нашей роли как родителей.
То есть, когда мудрецы говорят, что уважение к родителям, в правильном смысле, практически не имеет границ, это значит что Творец так уважает в нас эту роль, что ребёнку и взрослому нужно очень поработать над собой, что бы стать подобным Ему.
То же относится и заповеди И'ра.
В западном обществе роль матери часто бывает очень принижена, мы перенимаем их идеи, а значит ассимилируемся. Нам нужно снова стать отделенными ( Кдошим) и посмотреть, как Творец смотрит на эту роль.
Не всегда родители талмедей хахамим, Творец конечно предусмотрел и это.
Поэтому, если родители просят нарушать шабат, мы должны отказаться, ибо Шабат заповедован и нам и им.
Как я писал в 10 заповедях, мы не обязаны уважать их Ейцер ХаРу.
Мы всегда должны спросить: через 120 лет, когда они придут в другой мир и им все покажут, будут ли они довольны нашим сегодняшним поведением.
Если да, то это и есть уважение.
Упражнение:
Расслабиться
Почувствовать присутствие Творца и Его любовь
Спросите у Творца, как мне гармонизировать себя с Тобой в
Мицве испытывать И'ра к моим родителям?
Почувствуйте, что нужно поменять.
2) То же, только с мицвой Уважения.
Упражнение 2
Расслабиться
Сфокусироваться на присутствия Творца и Его любви.
Попросите Творца, насколько вы разрешите себе , что бы Он показал Вам насколько у Него есть И'ра и Кавод к вам, как к родителю.
Не слушайте вашу Ейцер Хару, только Творца.
Спросите, что я могу сделать что бы приблизить моих детей к этому уровню
Упражнение 3
Тоже самое, но с детьми внутри нас
Объяснить ребёнку внутри нас, что он должен также относиться к нам.
автор текста: рав Ефим Свирский