[200x269]Поскольку, как мы уже говорили раньше, человек это микрокосм, я бы хотел рассмотреть 10 Заповедей,
или точнее 10 изречений,именно под этим углом зрения.
1) "Анохи (Я) Хашем Элокеха, который вывел тебя из страны египетской из дома рабства"
Первая заповедь говорит: о том что Творец существует нужно знать.
Знание это не только чисто интеллектуально, оно ещё должно быть пропущено через эмоции и выведено на уровень действий.
То что мы называем- практическим знанием.
То есть нужно научиться, осознавать, видеть, чувствовать проявление Творца во всем
Поскольку Творец создал нас по образу и подобию Самого Себя, мы так же должны осознать, что наша сущность-это уникальная Б-ная душа. Так же как Творец вечен, душа вечна, так же как Творец идеален, не имеет формы, вне времени и пространства, так же и наша душа.
Я- это точка выбора.
Я отождествляю себя с моей Б-ной душой, или с животной, да к тому же заражённой эгоизмом.
Правильное изучение Торы, мицвот- это пища для души.
Я обладаю трансцендентностью и при этом включаю в себя целый мир.
Для человека отождествляющего себя со своей Б-ной душой, интуиция становиться постоянным каналом информации.
Подобно Творцу, в нас заложен
бесконечный творческий потенциал.
Практическое применение этой заповеди к самому себе:
Самоуважение
Любовь к себе
Творчество, пропитанное духовностью.
Из этого мироощущения приходит и любовь к Творцу и разрешение себе чувствовать Его любовь,а так же отношение к людям как к уникальным Б-ым душам.
С другой стороны, поскольку мы включаем в себя целый мир, это даёт нам возможность правильно понять другого человека, с его сильными и слабыми сторонами.
... "Который вывел тебя из страны египетской..."
Внутри нас, это сила, которая постоянно выводит нас из нашего духовного Египта
Египет ( Мицраим;Цар)-узость.
Духовная узость, узость мировоззрения мироощущения, ситуаций в которые мы сами себя вгоняем.
..."из дома рабства."
Дом- это
место где мы чувствуем себя комфортабельно, а потому иногда и распущенно.
Рабство комфорта, привычек, обыденности, рабство у своего эгоизма.
Упражнение на эту заповедь:
Хорошо расслабимся
Повторите несколько раз вслух:
Я, Б-ная душа, созданная по образу и подобию Творца.
Чем больше вы придёте серьёзность сказанному, тем больше почувствуете, самоуважение,своё достоинство, любовь к себе.
Находясь в этом состоянии спросите себя:
если я буду чувствовать так всегда, как я буду относиться к Творцу, к людям?
Чтобы я хотел изменить в своём отношении к себе, к миру?
Хорошо также сделать упражнения на самоиндификацию со своим высшим Я.
Для этого тоже расслабившись, сказать себе несколько раз
Я всегда хочу фокусироваться на присутствии Творца.
Я всегда хочу чувствовать любовь Творца
Я сейчас фокусируюсь на том что Творец здесь и сейчас.
Посмотрите внутренним взором откуда приходит этот голос, и станьте этой частью себя.
2) Заповедь: Не будет у тебя других богов перед моим лицом...
Посколько мы говорили об этом в предыдущих постах, то кратко:
Как постоянная заповедь: я служу Творцу или своему эгоизму?
Любая сильная черта, сильное качество, талант, всё что есть у меня; если я считаю что это не является проявлением Творца, не связано с ним, а "само по себе", и дает мне силу, становится идолом.
Все мои эмоциональные защиты должны быть пропитаны духовностью, иначе они "сами по себе" Проверьте на это ваш гнев, раздраженность и тд.
Подростки, и не только, например подростки в нас, могут оценить насколько важно чтобы силы которые толкают нас на независимость и самореализацию были непосредственно связаны с
Творцом.
3) Заповедь: Не произноси имени
ХаШем Элокеха попусту.
Имена Творца в нас это добро и справедливость.
Не клянись себе:
- в невозможном,
это то что хочет от нас наш перфекционализм ( компенсация на страх провала.
-не делать мицвот
-в глупостях ( камень это золото)-понимаю что не так, но очень хочется.
-в очевидном.
Не связывай свою Б-ную душу и банальностью, пошлостью.
В более широком смысле сказано, что тот кто упоминает имена Творца в молитве, а потом ведёт себя не соответствующие, произносит имена попусту. Это относиться и к самому себе.
4 Заповедь Шабат
Как важно впустить Шабат в наш внутренний мир.
Каббалисты говорят, что очень важно не гневаться перед приходом субботы, потому что дополнительная душа не зайдёт в человека наполненного гневом
Вечером-это свадьба.
К свадьбе готовятся.
Шабат-невеста.
На еврейской свадьбе есть только два гостя: жених и невеста.
Все остальные приходят как хозяева, для того чтобы веселить жениха и невесту.
Поэтому ответственность каждого из нас- наполнить себя и людей вокруг, весельем.
В Шабат нет суда.
Не судить себя, тепло относится к другим.
В шабат запрещено зажигать огонь.
Гнев-это огонь.
Мы часто судим о себе и о людях по тому, что люди делают, по их профессии.
Шабат, самый святой день, когда мы не работаем . Это возвращение к себе, к своей сущности, к своей душе см. первую заповедь.
Шабат- это день покоя.
Позитивное мышление и открытость к духовности позволяет почувствовать этот покой.
Я вижу иногда, как люди приходя за шабатний стол, начинают говорить о будничном, и вроде бы разрешенном, но внутренне они уходят из Шабата.
Важно научиться относится и к Шабату внутри себя, очень трепетно.
5 Заповедь
"Почитай отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле которую Б-г дает тебе"
Кроме законов обеспечить родителей едой питьем и крышей, если они в этом нуждаются, в чем заключается эта заповедь?
Тем более, что зачастую выросшие в советской действительности родители, считают за почитание не совсем то что требует от нас тора.
Говорит Рав Берковец: когда души наших родителей придут на Б-й суд, и истина станет очевидна, и их душа посмотрев на наши поступки скажет: это как раз то, что мы и хотели от наших детей-это и есть почитание нашим родителям.
Когда речь идёт о внутренней работе, у нас есть не только внутренний ребёнок, но ещё и внутренний родитель. Очень часто критические голоса, которые годами звучат в нашей голове, это как раз голоса наших родителей. Многие представления о жизни, о воспитании остались у нас тоже от них.
Мы можем не жить с родителями уже много лет, или их уже нет на этой земле, но они продолжают звучать внутри нас.
Что самое лучшее мы можем сделать для наших родителей?Первое- понять их и простить.
Конечно же их душа будет радоваться, что они уже не причиняют кому-то боль, тем более ребёнку, которому как правило не хотели.
Во вторых мы можем дать им в подарок ощущение присутствия Творца и его любви.
Это не наша работа изменить наших родителей: у каждого человека есть свобода выбора, и это он должен сделать сам, но мы можем изменить образ родителей внутри нас.
Это уберет критические голоса, наш внутренний ребёнок начнёт себя чувствовать спокойно и уверено и это поменяет внутреннюю атмосферу.
Безусловно такая работа влияет и на отношения с родителями и на самих родителей.
Упражнение:
расслабиться, представить себе одного из родителей перед вами. Если необходимо высказать свою боль, гнев, претензии, выслушать ответ.
Можно применить технику гештальта, когда вы сами становитесь родителями и отвечаете себе.
Делая это, вы ещё больше понимаете своих родителей.
Задача, как я уже сказал, понять и простить.
Почувствовав присутствие и любовь Творца, дать её им, и почувствовать как они меняются под влиянием этой любви.
* * *
Обычно последние пять заповедей, написанные на второй скрижали, рассматривается как заповеди между человеком и человеком.
Это конечно верно.
Но, поскольку человек является микро-космосом, мы можем рассмотреть как действуют эти заповеди и во внутреннем мире человека.
Обобщающим вступлением к этим заповедям можно взять эпиграф из моей книги "Перевоплощение"
Не делай себе того,
чего бы не хотел,
чтобы тебе сделали другие.
6 Заповедь: Не убивай
- Эта заповедь запрещает так же ставить под угрозу жизнь человека, например, садиться пьяным за руль, или делать что-то, что может сократить жизнь, скажем- курить.
- Задав тот же вопрос: а как человек ещё может убить сам себя, мы сразу видим связь с последующими заповедями.
В трактате Авот 4:28 сказано:
" зависть, похоти и почёт изгоняют человека из этого мира"
Рав Ицхак Абуав в книге Менорат а Маор, только что изданной на русском языке, пишет:
каждое из этих трёх дурных качеств разрушает веру человека, приводит его к преждевременной смерти, и лишает его грядущего мира.
- Кроме негативных качеств есть проступки которые отрезают душу человека от своего корня, такие как:
еда в Йом Кипур, еда квасного в Пейсах и интимная связь с женщиной во время Нидым тд.
- Три проступка: убийство другого, идолопоклонство, и инцест убивают в человеке Человека, и поэтому сказано: умри, но не сделай. Совершенно понятно, человек может полностью разрушить свой внутренний мир, но давайте посмотрим ещё глубже.
Всем ясно, что жизнь-это процесс.
Но смерть, говорят наши учителя, это тоже процесс.
Процесс смерти начинается задолго до того как душа уходит из тела, или даже когда врачи ставят неутешительный диагноз.
Когда начинается процесс смерти?
Когда человек начинает убивать сам себя?
Рав Ноах Вайберг Заль: в тот момент, когда вместо того, что бы преодолеть боль ( трудность), необходимую для дальнейшего роста, человек отступает назад.
Человек начинает убивать в себе какой-то важный творческий потенциал, и для того чтобы не чувствовать этого, он должен дополнительно очерстветь, отрезав эту часть от своего сознания.
Человек из за страха убивает самого себя.
Упражнение:
Расслабьтесь.
Найдите в себе Гайву (Гордыню)
Гордыня- это компенсация на низкую самооценку, страх провала
Найдите под гордыней и то и другое.
Используйте ресурсы описанные в предыдущем посту:
Я- уникальна бессмертная душа,
свяжите себя со своим высшим Я,
и с Творцом, что бы убрать и гордыню и низкую самооценку.
Страх провала, это то что, как правило, не дает человеку сделать следующий шаг.
Спросите у Творца: какой мой следующий шаг?
И сделайте его вместе с Творцом
Фундаментально важная работа
С другими качествами мы будем разбираться в последующих заповедях.
7 Заповедь: Не прелюбодействуй.
Прелюбодеяние, то есть связь с чужой женой,это кроме всего, ещё и измена, предательство, ложь.
Чужая жена- это наше злое начало,
Ейцер ХаРа.
Наша законная жена -это наша душа, а на более высоком уровне ещё и Шхина. Поэтому эта заповедь соответствует изречению запрещающему идолопоклонство на первый скрижали.
Из постоянных заповедей это соответствует: "не следуй за сердцем твоим и глазами твоими"
Подумайте, где и как вы оказались в интимной связи с вашим злым началом.
Проблема, кроме всего прочего, говорят каббалисты, заключается в том, что сексуальные фантазии заполняют те же каналы что и духовная энергия. И это понятно.
Сексуальная энергия- самая высокая духовная энергия, это энергия жизни, энергия творчества.
Поэтому нашему злому началу важно загрязнить, опошлить именно эту энергию.
Упражнение не простое и процесс занимает время.
Расслабьтесь
Сфокусируйтесь на присутствии Творца здесь и сейчас, и на Его любви. Почувствуйте Его любовь.
Сфокусируйтесь на сексуальной энергии, и умственно свяжите ее с присутствием Творца, ведь это Его энергия
Эта энергия начнёт очищаться и подниматься вверх.
Многие блоки, которые возникнут на ее пути, обычно связаны со стыдом и/или с грязью ассоциирующимися с нашими проступками и неправильном образом мышления. Такой образ мышления приходит из общества в котором мы выросли.
Задайте себе вопрос: теперь, когда я знаю что есть Творец, и чувствую Его присутствие и любовь, я бы стал поступать так, как поступал раньше?
Если ответ- нет, вы уже другой человек. Поэтому бессмысленно себя уже больше винить, того человека уже нет.
Попросите прощение у Творца.
А ту часть, которая возможно ещё застряла в прошлом, нужно трансформировать светом Творца и новым правильным взглядом на мир.
Общее правило связанное с Тайвой (похотями):
это так-же компенсирующие эмоции.
Человеку может не хватать любви и эта нехватка, например, создаёт у некоторых,чувство пустоты в желудке.
Человек начинает есть, для того что бы забить эту пустоту.
Обжорство вызывает у него ещё большую не любовь к себе и соответственно ещё большее ощущение пустоты в желудке и фальшивого голода.
Когда человек находит настоящую причину нехватки, он может заполнить её гармонично, используя духовные знания.
Хорошей недели
Продолжение следует...
автор текста: рав Ефим Свирский