При описании Исхода Тора говорит:
(12:37) И сыны Израиля [вышли из Египта] около 600 тысяч пеших мужчин, не считая детей.
(38) А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
«Многочисленная толпа иноплеменников», Эрев рав, «большое смешение» — это неевреи, присоединившиеся к еврейскому народу и далее ставшие евреями.
Таким образом, с самого начала рождения еврейского народа он создаётся не на чисто генетической основе — наоборот, присоединение к евреям людей из других народов мыслится как фундаментальное еврейское характеристика; еврейскому подходу абсолютно чужд расизм.
Причем отметим, что эти люди не присоединялись к евреям, пока те были в рабстве – но присоединились в процессе Исхода.
Такая ситуация была и в последующие века: когда еврейский народ был в изгнании, присоединяющихся относительно мало, когда еврейский народ выходит в самостоятельную жизнь, их сразу становится гораздо больше.
Внешне это можно пытаться объяснять прагматическими причинами – люди не очень-то хотят присоединиться к тем, кого преследуют, а когда присоединяться удобно и легко, это сразу становится более популярным.
Но на самом деле за примитивным «прагматическим объяснением» есть и внутренняя, духовная причина. Она в том, что народ, находящийся в ситуации Изгнания, духовно слаб, и не может выдержать большое присоединение. А когда народ духовно возрастает при процессе Освобождения, его силы несравненно увеличиваются, и он может присоединить гораздо больше.
Присоединение прозелитов — непростой процесс, и зачастую прозелиты поначалу в чем-то неправильно понимают еврейский подход к миру.
Разница ментальности и дает себя знать, особенно в критические моменты — и неслучайно Талмуд говорит о том, что именно присоединившиеся египтяне выступили инициатором создания золотого тельца и за ними уже пошёл остальное народ (Хотя Тора прямо это не говорит).
Но проблема - это всегда, с одной стороны, сложность, а с другой стороны - возможность для продвижения. И присоединение прозелитов чрезвычайно важно для еврейского народа.
Оно является не вынужденной уступкой, а абсолютно фундаментальным свойством еврейства. Задачей еврейского народа является вовсе не продвижение себя и не собственные успехи, а раскрытие божественного Света всему человечеству. Те люди, которые присоединяются к нам из других народов, хотя иногда это может вызвать сложности — на самом деле совершенно необходимы как мост между евреями и человечеством. (В наше время это также движение Бней Ноах, т.е. неевреи, исповедующие иудаизм – но об этом в другой раз).
Поэтому ни в коем случае не следует воспринимать эрев рав как «лишних людей» — наоборот, это необходимая часть еврейского народа, без которой он не может реализовать свою задачу.
——✶——
Данная статья основана на комментарии к Торе «Библейская динамика» http://ejwiki-books.com/pvd.html
автор текста: Пинхас Полонский