Небольшой урок по работе с тоном и штриховкой. Для начала, как нужно затачивать карандаши:
Карандаш должен быть острым, как иголка и иметь достаточно длинный грифель. Штрихи можно наносить как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Виды штриховки, которые я использую: "плоский" штрих (боковой поверхностью грифеля), "слитный" (остриём, не отрывая карандаша), "отрывистый" (соответственно, отрывая остриё карандаша от бумаги при каждом новом штрихе):
Когда штрихи накладываются друг на друга выходит "решётка", мелкая или крупная:
Крупная "решётка", которая показана справа, используется в основном для изображений больших плоских поверхностей, вроде пола или стен, или неопределённого абстрактного фона. Чтоб показать объём более сложных предметов штрихи нужно накладывать по форме, то есть для рисования лица или яблока решётка из прямых штрихов категорически не подходит. Если не получается повторять сложную форму, например форму шара, можно "набирать" её более прямыми штрихами:
Теперь попрактикуемся в рисовании с натуры. Рисуем яблочко:
Теперь сощурим глаза, чтоб лучше видеть тон предмета, и "плоским" штрихом обозначим три "границы" (яблочко на этой картинке, правда, другое):
Возвращаемся к предыдущему яблочку:
Не забываем, что яблоко не является идеальным шаром и нужно постараться передать особенности его формы. Теперь начинаем штриховать: начинаем с тех участков, которые мы уже обозначили тоном, также начинаем штриховать собственную тень яблока (по форме, стараясь подчеркнуть объём):
Теперь "плоским" штрихом затеняем фон и теневую часть яблока:
Теперь размазываем всё, кроме света на яблоке (только желательно не пальцем, а растушкой или просто куском бумаги):
И дальше начинаем понемногу набирать тон и чётче обозначить особенности формы: