• Авторизация


Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели) 16-08-2011 17:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

[340x336]

Основы шитья по бели я взяла из журнала "Убрус"

Шитье по бели.
Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.
[78x208]

Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.
[374x207]

На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.
[400x167]

Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.
[448x336]

Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.
[448x336]
[448x336]

Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.
[448x336]
[448x336]

Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).
[336x448]
[448x336]
[448x336]

Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.
[448x336]

Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. – в соответствии с историческим оригиналом.
[448x336]

Далее работу ведем тонкой бисерной иголкой и леской. На этом этапе удобнее выполнять работу разными материалами – стеклянными стразами, перламутровыми бляшками, канителью по узору.

[448x336]

Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.
[76x280]

Окантовка канителью стразов, бусин и бисераДля этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1–2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

Лицевая часть накосника закончена.
[448x336]

Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.
[448x336]

Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между собой клеем ПВА.
[448x336]

Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.
[448x336]

По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.
[448x336]

Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.
[448x336]
[448x336]

В оригинальном накоснике края скрыты под черно-золотым шнуром, мы сделаем то же самое. Для этого золотистой нитью (я использовала металлизированное мулине) обматываем черный шнур (диаметр ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.
[448x336]

Этим шнуром обшиваем накосник по краю обметки. Сначала – с лицевой стороны.
[448x336]

Потом по середине боковой стороны накосника пришиваем тот же черный шнур без обметки.
[448x336]

Затем шнур, уже с обмоткой пришиваем на заднюю сторону накосника, тоже по обметке и закрывая ее. Обмотка золотыми нитями спереди и сзади располагается симметрично, между ними – черный шнур.
[448x336]
[448x336]

Из двойного золотого шнура плетем узел-шахматку. Прилепляем к верхней части накосника.
[448x336]

Шнур-шахматка плетется из трех нитей по схеме:
[401x232]

У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.
[296x480]

Прикрепляем сложенную пополам клетчатую ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы получаются по 1 метру.
Накосник готов.
[448x336]

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Мало информации по накосникам. Спасибо за подробный пост. Сажение по бели также интересно! Мне только до сих пор не понятно, как его надевали. Ленту вплетали в косу, а потом на концы ленты крепили накосник? или просто плели косу, а короткой лентой потом привязывали к концу косы? Вы не знаете?
Ответ на комментарий Инна_Русских # Спасибо. К сожалению я в народном костюме не разбираюсь. Мне этот метод вышивки был интересен.Да и косы у меня нет:)
Ответ на комментарий Большая_Я # У меня коса - на дочиной головушке. А метод этот использовали и для вышивки жемчугом. Я видела передачу по ТВ, очень подробно показывали. Она занимается в фольклорной группе. Пока нам накосник рано носить (7 лем всего), но я заранее готовлюсь. Спасибо ещё раз за пост.
Ответ на комментарий Инна_Русских # Пожалуйста.Доче-успехов в творчестве :)
Для крейзи- квилта можно использовать. Спасибо за идею!
ludasestra 14-01-2013-01:37 удалить
Благодарю от всей души
25-07-2013-08:50 удалить
а где же картинки???
11-08-2013-00:47 удалить
Спасибо большое за подробное описание. Мне нужно научиться так работать с жемчугом по бели. Свой накосник я вплетаю см за пять до конца косы, доплетаю волосы вместе с лентами до самого конца, завязываю, перегибаю сплетенную часть вверх, чтобы накосник был на конце косы, и обматываю двойной кусочек косы лентами, завязываю и собираю конец ленты в бант. По этому метр лент и нужен. Держится весь день! Еще раз спасибо, очень красиво сделано и подробно описано! Оля
Ксыкинка 20-08-2013-22:16 удалить
Благодарю! Замечательное описание!
Натулек71 03-02-2014-09:58 удалить
Спасибо за пост, познавательно!
oksmar-ra 26-10-2014-14:56 удалить
Отличный мастер-класс!!! Спасибо!


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели) | Большая_Я - Дневник Большая_Я | Лента друзей Большая_Я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»