Княжество Феодоро, существовавшее на территории юго-западного Крыма в 13-15 веках, является, пожалуй, одним из самых загадочных государств в истории.
Государство Феодоро располагалось в Крымской Готии, таинственной «стране Дори», о столице которой загадочном городе Дорасе глухо упоминают среденевековые летописцы.
В античности на этих землях располагались богатые города Скифского царства – Хабон, Напеи, Палакион. В 4-м веке юго-западный Крым превращается в Готию. Переселившиеся с острова Скандза германские племена принимают христианство и создают здесь зону взаимодействия готской и греко-римской культур. Позже через Готию прокатываются одна за другой волны завоевателей: гунны, тюрки, хазары, мадьяры, татары, оставляющие свои следы в крымских предгорьях. К готам присоединяются аланы и черкесы. А с юга на эту территорию идут импульсы византийской культуры, осененной славой Константина Великого и Юстиниана и духовной мудростью отцов-каппадокийцев.
Государство Феодоро стало не только политическим преемником Византии. После уничтожения мусульманами древнейших православных обителей Каппадокии – сюда в пещерные города Таврики – устремляются подвижники и аскеты, приносящие с собой высокую духовность истинного христианства. В Крыму появляются мощные монашеские центры, соперничающие с обителями Афона, Олимпа и Вулканической долины. Их посещают такие выдающиеся подвижники как учитель Андрея Рублева иконописец Феофан Грек и выдающийся богослов Михаил Триволис (Максим Грек).
На 22 года княжество Феодоро пережило Византию. После захвата турками Константинополя, Трапезунда в Малой Азии и Пелопонесса, оно осталось последним государством «византийского мира». Именно феодориты оказали самое упорное сопротивление победоносным войскам Мехмеда Завоевателя. Выстрелы турецкой артиллерии по цитадели Мангупа в декабре 1475 года поставили точку в истории тысячелетней Византийской цивилизации.
От государства Феодоро не осталось никаких письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы 19 века, общаясь с последними потомками феодоритов и проводя исследования в греческих монастырях Малой Азии, оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.
Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему:
В 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели, будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы. Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну.
Тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман.
«Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:
— Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи — генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений».
В этот момент произошло страшное землетрясение: «раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки», а золотая колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте.
Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель охраняющие ее духи делают безумцами.
Исследователи переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна 3, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и даже указывали на сходство крымской золотой колыбели с колыбелью Чингиз-хана.
Удивительно, но фресках крымских храмов мы повсеместно встречаем изображение золотой чаши-колыбели!
На сохранившихся фресках в феодоритских храмах «Святого Евграфия», «Успения Богродицы», «Донаторов», «Иоанна Предтечи», Южного монастыря на Мангупе мы видим один и тот же сюжет: изображение ребенка в чаше или блюде - колыбели, вокруг которой совершают службы ангелы и святые отцы. Примечательно, что в православной литургии жертвенное блюдо – дискос – изображает колыбель младенца- Христа, а в одной из легенд о золотой колыбели прямо говорится о том, что это была колыбель Спасителя Мира – Мессии.
[показать]
Это разночтение между чашой и блюдом встречается у многих авторов, тогда как в более поздних произведениях говорится о «пяти формах Грааля», в число которых входят Чаша, блюдо и камень. Не забудем, что сам храм посвящен Иоанну Крестителю, чья отрезанная голова была преподнесена Иродом Саломее на блюде. Поиск и авторитет этой реликвии в Средние века были лишь немногим менее популярными, чем поиски Грааля.
К западу от Мангупа в верховьях балки Черкес-кермен находится один из самых ярких памятников крымского Средневековья связанный с легендой о «Золотой колыбели». Пещерный комплекс, вырубленный в отдельно стоящей скале, получил условное название храма «Донаторов», поскольку сохранившиеся в храме фрески изображают жертвователей храма – членов княжеской семьи.
Дорога к храму идет через живописное ущелье Черкес-Кермен – древнейший «пещерный город». Первые пещеры этого городища, представляющие собой реконструированные естественные скальные гроты и навесы были заселены еще во времена палеолита. В Средние века они использовались в качестве загонов для скота жителями одноименной деревни.
[показать]
Храм, площадью около 16 квадратных метров, был центром небольшого скита, основанного в первой половине 14 века. Вряд ли в нем жило больше 2-4 отшельников.
Наиболее примечательна описываемая церковь тем, что в ней находятся лучшие по сохранности фресковые росписи времен государства Феодоро. Это единственный храм, в котором сохранилось изображение чаши-колыбели.
Поражает сходство описаний литургии Грааля с фресками феодоритских храмов. Сюжет фресок, называемый в искусствоведении «Поклонение жертве», изображает жертвоприношение младенца Христа за грехи мира. Поэтому на всех фресках в Чаше изображен младенец. То же самое мы находим в романах цикла Грааля. Кульминацией литургии Святой Чаши является сакральное жертвоприношение младенца в Чаше.
[показать]
Основу сюжета составляет группа из шести священнослужителей, совершающих евхаристию и провозглашающих, подняв стихари, перерождение плоти и крови Христовой, изображаемой младенцем в яслях-чаше, расположенной на алтаре, в самого Спасителя. Несмотря на утрату верхней части композиции, удалось прочитать некоторые из надписей, сообщающие имена святителей: св. Николай, св. Иоанн и св. Арсений. Слева находится дьякон с Чашей (его изображение почти не сохранилось), возможно, если опираться на токование литургии патриарха Германа Константинопольского (+740), представляющий Иосифа Аримафейского.
«…сверху спустилась фигура, подобная младенцу, сострадательный взор и лик его сияли и святились, подобно огню. Младенец вошел в хлеб, каковой явным образом принял человеческий облик прямо перед очами собравшихся там. Когда Иосиф постоял немного, и стало видно, как тяжело ему держать это бремя, он возложил его в Святую Чашу» («Поиски Святого Грааля»).
Композиция «Поклонение Жертве», также как и видения Святого Грааля иллюстрируют главное Христианское Таинство – жертвоприношение Христа и является наглядным изображением литургической фразы: "Ты есть приносящий и приносимый".
[показать]
Роль священника в росписи храма Донаторов выполняет расположенный в конхе и возвышающийся над литургией Христос-Пантократор.
Также на стенах храма сохранились изображения ктиторов храма – членов княжеской семьи правителей Феодоро и сцены из Жития Святого Феодора Гавраса Стратилата. Фрески храма очень высокого уровня и восходят к лучшим константинопольским образцам этого периода.
[показать]
Княгиня, фреска в храме храма Донаторов, реконструкция О. Домбровского
ИСТОЧНИК:graal.org.ua