• Авторизация


Сказка ложь да в ней намек...Сказка о царе Салтане 28-06-2011 22:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Сказка  царе Салтане"  Александр Сергеевич Пушкин.

Все его сказочные поэмы не есть плод фантазии гения, они представляют собой лишь авторскую обработку широко имеющих хождение в народе сюжетов. Так, например, поэма «Руслан и Людмила» – это стихотворное изложение популярной лубочной повести «О Еруслане Лазаревиче».

Отсчёт начнём с Лукоморья («Руслан и Людмила»). Итак, «У лукоморья дуб зеленый…». Современные толковые словари определяют этот термин как «устаревший» и дают следующую трактовку: «Лукоморье – морская лука, морской залив, бухта, изгиб морского берега». Есть лукоморье и у крупных рек, например, у Оби, но то, что речь в данном случае идёт о морском побережье свидетельствует сам автор: «…у моря видел дуб зелёный…». Так, что будем искать море.

Все пушкиноведы локализуют Лукоморье на Чёрном или Азовском морях (отметьте, у этих серьёзных и авторитетных людей нет и тени сомнения, что это не выдумка поэта и что у этого объекта имелся прототип!). В пользу своей версии они приводят следующие аргументы: во-первых, на Азовском море есть коса, которая так и называется Лукоморье; во-вторых, в древнерусских летописях и в «Слове о полку Игореве» упоминается, что в районе Лукоморья обитают половцы, а их ареал, как раз, примыкал южной границей к берегам Чёрного и Азовского морей; и, в-третьих, якобы, Пушкин описал место, которое видел своими глазами, а это могло быть только во время ссылки на юг и только в Причерноморье. Что ж, предположение довольно убедительное. Недостаток у этих логических построений один – они не учитывают откуда был почерпнут материал, его информационная основа. Анализировать его в отрыве от первоисточника, от русских сказок нельзя.

А славянская мифология говорит, что Лукоморье – это заповедное место, где произрастает Мировое дерево (тот самый дуб зелёный). Мировое дерево являет собой структурную основу Вселенной и связует три мира: верхний – мир богов (небо), средний – мир людей (землю) и нижний – мир мёртвых (преисподнюю). По нему спускаются и поднимаются боги (это у Пушкина говорящий кот стал ходить вправо-влево; по версии Арины Родионовны он перемещался вверх и вниз).

Видовая биологическая принадлежность Мирового дерева в славянских космогонических представлениях чётко не оговорена. Не без влияния Александра Сергеевича, нынешняя отечественная академическая версия считает его дубом. Однако, в скандинавском эпосе «Эддах», происходящем из общего со славянской религией источника – арийских верований, ясно говорится, что Мировое дерево – это ясень, который даже имеет имя собственное Иггдрасиль. Хотя, у славян дуб был священным деревом, поэтому, они, действительно, могли отожествлять Мировое дерево с дубом. В любом случае, некое дерево, произрастающее на отдалённом острове, символизирующем край земли, в эпосах арийских народов является одной из самых устойчивых мифологем.

[показать]

Викинги были уверены, что Мировое дерево – это не дуб, а ясень.

Прежде всего, Мировое дерево символизировало собой ось мира, хребет структурной основы Вселенной. Но тогда получается, что условные точки выхода его на поверхность земли совпадают с… полюсами! А место, где его крона касается небес, обозначено Полярной звездой. И, соответственно, Лукоморье искать надо не на черноморском побережье, а в Северном Ледовитом океане! Вот такой неожиданный поворот сюжета…

О народных преданиях, локализующих Лукоморье в заполярье и называющих его древним Северным царством, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца, упоминали Н.М. Карамзин, А.Н. Афанасьев и А.А. Коринфский. Очень, уж, созвучно это с многочисленными античными описаниями Гипербореи – родины солнечного бога Аполлона, расположенной «за Бореем» (Северным ветром). Писали о ней не только лирики, но и вполне серьёзные географы и историки Геродот, Феопонт, Плиний, Апполодор, Пиндар, Лукиан, Страбон.

Русский фольклор и свидетельства античных авторов – не эксклюзивный источник, упоминающий северные земли. Кельты, например, хранили воспоминания о расположенных далеко на севере Островах Блаженных. Да, даже индусы передавали из поколения в поколение сказания о северном Острове Света (Шветадвипа), омываемом Молочным (Ледовитым) океаном (не в него ли впадала Молочная река-кисельные берега русских народных сказок?).

[показать]

Карта циркумполярного региона, составленная Герардом Меркатором – он был уверен в существовании в районе Северного полюса обширного архипелага.

 Сказки говорят, что путь по суше к острову Буяну  не близок и не лёгок: герои, избравшие пеший маршрут, как в «Марье-Моревне», в «Царевне-лягушке», в «Ненаглядной красоте» добираются туда долго и мучительно, продираясь сквозь дремучие леса и форсируя быстрые реки. А, вот, попасть по морю туда не в пример проще: бочку с Гвидоном и его маменькой волны сами прибивают к острову Буяну, аккурат к месту произрастания пресловутого «дуба зелёного»:

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.

На новом месте Гвидон первым делом впутывается в историю: убивает чародея-метаморфа, принявшего обличие коршуна.

Так или иначе, оказывается, что Гвидон убил не просто потенциального насильника, а местного деспота, а потому, Царевна-лебедь провозглашает его правителем здешних мест (нормальная практика мифологических персонажей всех народов). И тут-то пустынный остров являет новому хозяину свою магическую суть. За одну ночь вырастает на нём город, полный чудес в виде поющих белок, витязей-подводников и царевны красоты неописуемой. С ними придётся разбираться по порядку.

Чудесный город заимствован Пушкиным из «Былины о Соловье Будимировиче» в изложении Кирши Данилова. Соловей Будимирович (не путать с Соловьём-разбойником) – гость торговый (купец), приплывший на Сокол-корабле в Киев из-за моря Студёного (Северный ледовитый океан) с острова Буяна из города Леденца. Александр ли Сергеевич переставил в названии Леденец ударение на последний слог или народ к этому времени сам стал ассоциировать название столицы Буяна с сосучей конфетой, но это не правильно. Ударение в топониме Леденец должно ставиться на первый слог, так как происходит он от слова «лёд» - а от какого же ещё слова может происходить название города, расположенного чуть ли не на полюсе?! Ледяные города в качестве самостоятельных персонажей встречаются не только в русских, но и в сербских, и в болгарских сказках. А многочисленные описания «хрустальных палат» большинством исследователей трактуются как подмена термина «ледяные палаты» - в «Ведах» таким же образом ледяная гора Меру становиться со временем сначала «хрустальной», а затем «самоцветной».

[показать]

Гвидон с матерью рассматривают город Леденец – столицу острова Буяна.

Не удивило меня и наличие в районе дуба зелёного-Мирового дерева говорящей белки. Зовут её Рататоск (Грызозуб). В «Эддах» она бегает вверх-вниз по стволу ясеня Иггдрасиль и передаёт бранные слова от орла, живущего на его вершине, змею, обитающему у корней и эти самые корни подтачивающему. Не матершинница ли белка преобразилась у Пушкина в учёного кота? Хотя, скорее, здесь обошлось без столь радикальных трансформаций и прообразом учёного кота стал отечественный кот Баюн (от баять – говорить, рассказывать; однокоренные слова «баюкать, убаюкивать», поэтому-то в сказке по мере приближения к коту персонажей охватывал глубокий сон).

Тридцать три подводных богатыря, со слов Царевны-лебеди, являются её родными братьями. В мировой культуре у них есть единственный аналог в древнегреческой мифологии – это дети Леды, рождённые ею от Зевса, принявшего облик лебедя: Елена Прекрасная и её два брата-близнеца Кастор и Поллукс. С определённой долей вероятности можно утверждать, что и главную героиню «Сказки о царе Салтане» звали Еленой Прекрасной. Нет, конечно, эта была не та Елена, что послужила когда-то причиной Троянской войны, но, однозначно, одна из реинкарнаций классического архетипа Прекрасной дамы. А правоту моей догадки я нашёл в сказке «Семь Симеонов – семь работников». Их злобный работодатель посылает семерых братьев именно за Еленой Прекрасной и именно на остров Буян. Так, что всё совпало – даже месяц под косой и звезда во лбу!

А что же Еленины братья и сколько их было на самом деле? Греки считали, что их двое, у Пушкина их число колеблется от 30 в «Руслане и Людмиле» до 33 в «Сказке о царе Салтане». Приготовьтесь узнать шокирующую правду: братьев у Елены было 34 и одним из них был – уберите детей! – Гвидон… Хотите доказательств? – их есть у меня. В народном варианте предания, ставшего основой пушкинской «Сказки о царе Салтане», царь Салтан выбирает в жёны младшую сестру не из-за того, что она похваляется родить ему сына – эка невидаль! – а потому, что она обещает, цитирую набросок Пушкина: «…что с первого года родит 33 сына». То есть за один заход берётся разродиться сразу тремя десятками пацанов – а это уже достойно царского внимания!

И надо отдать должное – слава вам, русские женщины! – обещание молодая Салтанова супруга сдержала и даже перевыполнила: «…с первой ночи она понесла… После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й (это был Гвидон) уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц». У Гвидона с Царевной-лебедь даже портретное сходство!

Однако, интриги недоброжелателей приводят к тому, что царицу и приплод решают утопить. Для этого делаются две бочки: в одну закатывают царицу с чудесным сыном, во вторую 33 остальных брата. Первую бочку море выбрасывает на берег, вторая тонет, но братья не гибнут – каким-то образом приспособившись к подводному существованию, это именно они будут выходить теперь на берег:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Кстати, по народной версии, дядька Черномор – довольно мерзкий старикашка, который несчастных братьев, как стадо на выпас, водит на сушу и жестоко загоняет их обратно в море.

Но, закончим разбор инцеста. Царевна-лебедь утверждает, что 33 богатыря – её братья:

«Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные,
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Но, и в той, и в другой версии мать Гвидона и 33 богатырей, постоянно была у нас на глазах и, ни с кем, кроме Салтана, в порочащих её связях замечена не была. Остаётся единственный вариант, при котором Царевна-лебедь может быть сестрой вышеназванным персонажам – она дочь Салтана от другой женщины.

Вот, добрались мы и до папы! В народном первоисточнике он фигурирует как «государь турецкий Султан Султанович», но это, несомненно, является позднейшей реминисценцией более архаичных образов. «Царство славного Салтана» расположено к востоку от острова Буяна:

…А теперь нам вышел срок
Едем прямо на восток.
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.

Происхождение его имени Демин В.Н. трактует от корней «сал/сол» - Солнце и «тан» - владыка, повелитель. Получается или «солнечный правитель» или «владыка солнечной земли», что весьма логично для царя восточных земель. А «солнечную землю» мы тоже упоминали – Подсолнечное царство (тот же корень «сол»!). Грекам она была известна, как родина солнечного бога Апполона, Гиперборея. Есть многочисленные её упоминания и в священных «Ведах». Согласно «Вишну-Пуранам», от старшего сына первопредка Ману Икшвана произошла царская Солнечная династия, из которой выйдут впоследствии главные герои индийских эпосов царевич Рама («Рамаяна») и царевичи Пандавы («Махабхарата»). А владения Солнечной династии лежали на Востоке – где же ещё им быть, как не в стороне восходящего Солнца?

[показать]

Царевич Рама (в центре) родственник нашего царя Салтана.

На востоке хранился в тайнике и меч-кладенец, который, по предсказанию должен был сыграть роковую роль в судьбе Черномора и его брата:

Я в чёрных книгах отыскал,
Что за восточными горами
На тихих моря берегах,
В глухом подвале под замками
Храниться меч – и что же? Страх!
Я разобрал во тьме волшебной,
Что волею судьбы враждебной
Сей меч известен будет нам;
Что нас он обоих погубит:
Мне бороду мою отрубит
Тебе главу…

В отличие от Кощея, Черномор проявил большую обеспокоенность такой ситуацией и попробовал мечом завладеть, однако, ни карлика-Черномора, ни его простоватого брата-великана это не спасло.

Что мы имеем?

Ну, а на нашей карте сказочных земель это выглядит следующим образом. В высоких широтах имеется архипелаг состоящий, как минимум, из двух крупных островов. Первый из них Буян, временно оккупированный силами тьмы. Он вытянут с севера на юг, самая северная его точка – мыс Лукоморье, совпадает с полюсом, так как через него проходит ось мира. К востоку от острова Буяна располагается другой остров. Его название мы не знаем, но знаем, что там расположено государственное образование солнцепоклонников Подсолнечное царство.

Эти сакральные территории являлись миру под разными именами Арктида, Арьяна Ваэджо, Гиперборея, Туле, острова Блаженных, Шветадвипа, Беловодье, земля Санникова… Координаты их неизвестны, но Пушкин там точно бывал… Да, и я там был… А ещё был каждый, кто хоть раз в жизни держал в руках самую мудрую книгу с простым названием «Русские народные сказки».

Орлов Владимир

Полностью статья сдесь:<a href="http://history-ryazan.ru/node/2270">История Рязанского края: Обратный билет</a>

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказка ложь да в ней намек...Сказка о царе Салтане | Большая_Я - Дневник Большая_Я | Лента друзей Большая_Я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»