• Авторизация


МОСКВА. ИСТОРИЯ ГОРОДА ч.28 БЕЛЫЙ ГОРОД (1 часть) 03-06-2020 17:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Larissa1425 Оригинальное сообщение

МОСКВА. ИСТОРИЯ ГОРОДА ч.28 БЕЛЫЙ ГОРОД (1 часть)

Исторический район Москвы - Белый город.jpg

И.К. Кондратьев БЕЛЫЙ ГОРОД Москва при своем основании заключалась в одном Кремле. Затем когда умножилось число жителей и город сделался столицей сперва княжества Московского, а потом и всего государства Российского, то обыватели начали строиться около Кремля, и это их поселение именовалось Посадом, из коего в 1534 году образовался описанный уже Китай-город. Но как и вне Китай-города было уже довольно много строений, то эти строения назывались московскими слободами, или загородьями, которые преимущественно образовались из разных предместий и дач, жалованных боярам царями. К царствованию Федора Ивановича, сына Ивана IV Васильевича Грозного, московские слободы, или загородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть загородий от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной и валом.

Работа началась в 1587 году и окончена в два года с небольшим. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена и вал начаты от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки, Мясницкой, Сретенки, Петровки, Тверской, Никитской, Арбата и Пречистенки, и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря1 стена упиралась в Москву-реку, где находились тогда громадные лесные склады. Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот:

Яузские, названные по реке Яузе; Покровские, названные так потому, что вели в село Покровское; Мясницкие, названные так потому, что здесь отведено было место под слободу мясников; Сретенские, названные по монастырю Сретенья иконы Божьей Матери; Петровские - по Петровскому монастырю; Тверские - по дороге, ведущей в Тверь; Никитские - по Никитскому монастырю; Арбатские - по улице Арбат2; Пречистенские - по улице Пречистенке. Все эти ворота, ведя в Белый город, были весьма сходны формой своей с воротами стены Китай-города. Ворот этих, как и самой стены, давно уже не существует, но места, где они находились, до сих пор сохраняют их название. Ворота стояли на границах улиц; они на ночь запирались железными затворами, и при них находились сторожа, называемые воротниками. Воротники жили у церкви Св. Пимена, за Новой слободой, почему и место до сих пор известно под названием Воротники. Стена Белого города существовала до времен императрицы Елизаветы Петровны и тогда, когда пришла в ветхость, сломана.

При императрице Екатерине II вал был заровнен и по направлению этого вала, составляющего предел Белого города, посажены были проспектом березы и образованы бульвары. Из них особенно был замечателен Тверской, простирающийся от Тверской улицы до Никитской. Это один из первых и длиннейших бульваров. Всех же бульваров было устроено одиннадцать. На месте же бывших ворот находятся теперь площади. Белый город - третья часть Москвы именовалась еще Царь-городом и Иван-городом, может быть, потому, что она ранее составляла собственность Ивана Грозного после разделения им Москвы на земщину и опричнину. Царь со своими избранными опричниками находился в этой части Москвы3, Иные полагают, что Белый город назван так по белым стенам, отделявшим его от Китай-города, или потому, что эти места "обеленные", т. е. свободные, не платившие городских податей. Последний остаток Белого города - башня у Арбатских ворот была сломана в 1792 году. Ворота эти богаты многими историческими преданиями.

Когда в 1440 году царь казанский Мегмет явился в Москву и стал жечь и грабить первопрестольную, а князь Василий Темный заперся в Кремле, тогда проживавший в Крестовоздвиженском монастыре схимник Владимир, в миру воин и царедворец великого князя Василия Темного по фамилии Ховрин, вооружив свою монастырскую братию, присоединился с ней к начальнику московских войск князю Юрию Патрикеевичу Литовскому, кинулся на врагов, которые заняты были грабежом в городе. Не ожидавшие такого отпора казанцы дрогнули и побежали. Ховрин с монахами и воинами полетел вдогонку за неприятелем, отбил у него заполоненных жен, дочерей и детей, а также бояр и граждан московских и, не вводя их в город, всех окропил святой водой на самом месте Арбатских ворот. Другой подобный случай у Арбатских ворот был во время междуцарствия, когда польские войска брали приступом Москву. У Арбатских ворот командовал отрядом мальтийский кавалер Новодворский. Отважный воин, с молодцами, с топорами в руках, вырубал тын полисада; работа шла быстро.

С нашей стороны, от Кремля, защищал Арбатские ворота храбрый окольничий Никита Васильевич Годунов. Раздосадованный враг начал действовать отчаянно; наконец, сделав пролом в предвратном городке, достиг было самих ворот - в это время Новодворский был тяжело ранен из мушкета. Его положили на носилки, богатая золотая одежда его обагрилась кровью, шишак со снопом перьев спал с головы и открыл мертвое лицо. Годунов кинулся со своими ратниками на врагов, и поляки хотя держались в том пункте до света, но, не получая подмоги, поскакали наутек. На колокольне церкви Бориса и Глеба ударил колокол, и Годунов пел с духовенством благодарственный молебен за одержанную победу.

В 1619 году к Арбатским воротам подступал и гетман Сагайдачный, но был отбит с уроном. У Арбатских ворот некогда стоял театр очень величественной постройки, напоминавший видом здание Петербургской биржи. Театр этот сгорел во время пожара 1812 года. Сама Арбатская площадь долго была почти непроходима от грязи и топей, и нередко можно было видеть, как бились лошади, вывозя из невылазной грязи тяжелую карету или колымагу. В Белом городе были следующие большие улицы: Чертольская (Пречистенская), Арбатская, Никитская, или Царицынская, Тверская, или Царская, Смоленская (этим именем назывались иногда Арбатская и Воздвиженская), Дмитровская, Рождественская, Сретенская, Покровская.

Из меньших упоминаются Малая Рождественская, Лубянская, Евиловская (Мясницкая), Знаменская, Кисловская, Житная (у Моисеевского монастыря, где Охотный ряд), Покровская, Малоросейка (Маросейка). Переулки: Крапивный, Богословский, Столешниковский, Косьмо-Демьянский, Хлыновский, Овражки, Газетный, Каладный, Малый Кисловский, Большой, Средний и Задний, Крестовоэдвиженский Большой и Малый, Знаменский Большой и Малый, Антиниевский Большой и Малый, Алексеевский, Рахмановский, Трубецкой, Козицкий, Салтыковский. Камергерский, Гнезненский Большой и Малый, Леонтьевский, Ржевский, Брюсовский, Долгоруковский, Шереметевский, Малый Воздвиженский, Знаменский, Лебяжий, Малый и Большой Алексеевский, Колымажный, Чернышевский и другие.

Названия улиц и переулков большей частью взяли свое начало от монастырей, церквей, имен знатных лиц, имевших на них свои дома, и от местного положения. Так, например, Петровка - от Петровского монастыря, Знаменка - от церкви Знамения, Моховая - от большого количества моха, произраставшего на берегу болотистой Неглинки, и т. д. При обнесении Белого города стеной в его черте было еще много пустопорожних мест. Из площадей известна Житная - в Охотном ряду, Конева - между Ильинскими и Варварскими воротами и другие. В нем были слободы: Стрелецкая, Барашевская, Казенная, Патриаршия, или Гавриловская (на Поганых, ныне Чистых, прудах), и другие. Кроме того, были подворья: Новинское - у Арбатских ворот, Спасо-Евфимиевское - на Ленивке, у больших конюшен, Горицкое Переславля-Залесского - на Никитской улице, Саввинское - на Тверской с четырьмя церквами, Суздальское - на Неглинной, Рязанское - у Никольских ворот, Тверское - на Сретенке, Псковское и Коломенское - на Мясниикой, Вятское, Болдинаи Ростовского Богоявленского монастыря- на Покровке, Новинского монастыря - в Гавриловской слободе, Сийского Антониева - на Кулижках. В Белом городе жило много бояр, имевших тут свои просторные дворы.

В Чертолье был двор князя Темкина-Ростовского; на Арбате - бояр Пушкиных, Романова, Прончищева, Плещеева; на Знаменке - князя Ивана Хованского, по прозванию Тараруй; на Никитской улице были дворы князей Федора Волхонского, Бориса Репнина и бояр Никиты Ивановича Романова, Нарышкиных и Глеба Морозова; на Тверской - Старый государев загородный двор с церковью Св. Дмитрия Солунского, дом князя Ромодановского; на Петровке, у Спаса в Копье, - князей Федора Долгорукого и Василия Лыкова. На Малой и Большой Рождественских улицах: князей Федора Оболенского, Григория Гагарина, Михаила Козловского, Андрея Сицкого, Семена Мосальского, Шелешпанских. На Сретенке: князей Дмитрия Пожарского, Ивана Хованского, стольника Василия Куракина, Семена Звенигородского, Бахтеярова, Ивана Хилкова, бояр Бориса Шереметева, Никона Бутурлина, Петра Головина, Максима Строганова. Близ Чистых прудов: князей Хилковых, Григория Гагарина, Ивана Мосальского, Василия Шелеховского, Петра Звенигородского, Петра и Михаила Барятинских, Никиты и Василия Волховских, Алексея Елецкого, Ивана и Льва Волхонских, Андрея Литвинова, боярина Василия Ляпунова. На Покровской улице: князей Петра Пронского, Алексея Сицкого, Алексея Мосальского, Семена и Федора Волхонских, Василия Тюменского, Никифора Мещерского, Федора Куракина, Федора Морткина, Семена Лыкова, Григория Бабичева, Андрея и Петра Строгановых и сибирского царевича Андрея Кучумова. Взглянем теперь на некоторые улицы Белого города. Одно из примечательных мест Москвы - Кузнецкий мост.

Древний народ московский назвал это место Неглинным верхом. Позднее Неглинный верх стал у москвичей прозываться Кузнецкой горой, потому что здесь ютился длинный ряд кузниц и убогих изб кузнецов с задворками, огородами и другими хозяйственными принадлежностями. Тут же были и две церкви: Св. Нила Столбенского и Св. Флора и Лавра. Близ последней церкви грозно высился со своими башнями Пушечный двор1. На этот двор приезжали цари смотреть, как лились пушки. В старину на Кузнецком мосту действительно существовал мост2. Мост этот был деревянный, очень плохой, но в царствование Елизаветы Петровны, в 1754 году, был выстроен каменный (через Неглинку). Строителем моста был князь Дмитрий Ухтомский. Мост был сломан после нашествия французов. Своей красотой и постройками Кузнецкий мост обязан поселившемуся здесь русскому боярину графу Ивану Ларионовичу Воронцову.

Тогда кузнецы здесь замолкли и вся Кузнецкая слобода поступила в его власть. Граф на Кузнецкой горе сразу построил шесть каменных домов и при них разбил английские и французские сады, накопал пруды, поставил оранжереи и прочие усадебные постройки. За графом потянулись и другие бояре, жившие тогда в Москве, и возле домов Воронцова быстро выстроились дома Бибиковых, Боборыкиных, князей Барятинских, графа Бутурлина, Волынского, пять домов князей Голицыных, четыре дома князей Долгоруких и еще несколько других. Незаметно в боярских домах открылись две немецкие лавочки с разными уборами и туалетными принадлежностями, к ним примкнул ряд еврейских лавочек, но их вскоре выселили из этой местности.

Впоследствии, уже во время французской революции, здесь открылось несколько французских модных лавок с разным заграничным товаром. Теперь говорят: "Ехать на Кузнецкий мост покупать товары", а в екатериненские времена говорили: "Ехать во французские лавки". Тут же были и небольшие сарептские лавки. Еще в XIX столетии на Кузнецком мосту происходили и веселые эпизоды карательного полицейского правосудия, и в такие часы сюда стекались толпы народа, чтобы посмотреть, как нарядные барышни в шляпках и шелковых платьях и франты в цимерманах на головах с метлами в руках мели тротуары: такими полицейскими исправительными мерами в то время наказывали нарушителей и нарушительниц общественного благочиния, а также и поклонников алкоголя. Один из домов графа Воронцова на Кузнецком мосту приобрела в начале XIX столетия богатая помещица Бекетова. Пасынок ее Платон Петрович Бекетов в одном из флигелей этого дома завел лучшую в то время типографию, а в другом флигеле открыл книжную лавку - сборный пункт всех московских писателей того времени. В 30-х годах XIX столетия все диковины домов, бывших Воронцова, не существовали - пруды и фонтаны иссякли, сады зачахли.

В одном из главных домов помещалась (с 1808 г.) Медико-хирургическая академия, а в помещении, где была типография Бекетова, стояли в анатомическом кабинете, страшно оскалив зубы, человеческие скелеты. Затем здесь находились университетские клиники3. Тверская улица носила прежде название Царской. Она тянется от Воскресенской площади до Земляного города, или до так называемых Старых Триумфальных ворот4. Когда не было шоссе, тогда прямо от Тверской улицы шла дорога на Тверь. Нужно было несколько дней, чтобы добраться до Твери, которая в пословице называется дверью Москвы: Город Тверь - В Москву дверь! По Воскресенской площади протекала речка Неглинная, через которую были перекинуты мосты: у Боровицких ворот - деревянный и каменные - у Воскресенских и Троицких. Накрыта сводами Неглинная только в 1821 году и выходит наружу из-под третьего Кремлевского сада, где впадает в Москву-реку. В Обжорном ряду, что выходит к Экзерциргаузу, были съестные лавки, в которых пища потреблялась простым народом тут же на месте; в харчевнях и пирожных народ толпился с утра до позднего вечера. Выносные очаги, стоявшие не только около Гостиного двора, но и в самих рядах, часто бывали причиной пожаров; так, в 1735 году от них едва не сгорел весь Гостиный двор.

В иных харчевнях печных труб не было, а дым выходил просто в окно. Моисеевская площадь получила название от Моисеевского женского монастыря, ставшего известным с XVI века. Монастырь этот назывался то "у Житной решетки" (по соседству с Житной площадью, бывшей около нынешнего Охотного ряда), то "у Богаделен" (от бывших здесь богаделен для престарелых и убогих). В 1710 году Моисеевский монастырь был отстроен вновь после пожара; в нем было тогда 99 сестер и настоятельница. Монастырь назывался еще "у Тверского кружала", находившегося на месте поздней Лоскутной гостиницы. Кружало это, или кабак, называлось "Каменный скачек", а рядом с ним помещались лавки, принадлежавшие Донскому Успенскому Предтеченскому монастырю и сдаваемые им в аренду. Моисеевский монастырь был упразднен в числе прочих манифестом императрицы Екатерины II от 12 февраля 1764 гола.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МОСКВА. ИСТОРИЯ ГОРОДА ч.28 БЕЛЫЙ ГОРОД (1 часть) | era300 - Дневник era300 | Лента друзей era300 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»