Это цитата сообщения
Шальной_Ангел_13 Оригинальное сообщениеНекоторые секреты хохломской росписи.
Некоторые секреты хохломской росписи.
Хохломская роспись
Под
росписью масляными красками с термической обработкой обычно
подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только
красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно
пользоваться в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать к
столу салат, в хохломскую чашку положить горячую, с пылу, с жару,
рассыпчатую кашу, и ничего не сделается с деревянным изделием, не сойдет
с него лак, не повредится краска. Не случайно во все времена
существования поволжского промысла мастера, владеющие хитростями
изготовления столь прочной окраски, попадая в силу разных обстоятельств в
другие места, основывали там новые центры народного художественного
производства, изготавливая крашеные или, как тогда называли,
лакированные, лаковые изделия, и они всегда пользовались популярностью
среди местных жителей.
Так, в XVIII в. одним из
таких наиболее крупных центров русской народной живописи стал
горнозаводский Урал, в частности Нижний Тагил, где благодаря
потомственному умению переселившегося с Поволжья живописца Андрея
Худоярова был разработан и широко применялся особый, тагильский лак,
который за удивительную прозрачность назвали хрустальным. Этим лаком
покрывали преимущественно металлические изделия «с живописью», т. е.
подносы, свадебные сундуки, шкатулки, короба, бураки, на которых
художники писали сложные сюжетные композиции. Вряд ли такой лак мог
появиться на Урале, если бы не было его предшественника в Поволжье. Этот
же лак уральские мастера использовали в отделке традиционных русских
деревянных изделий — чашек, мисок, а также новых, ставших типичными для
местного быта предметов, как расписные сечки для рубки капусты или
расписные вальки для выколачивания, т. е. стирки, белья. Следует
заметить, что эти вещи у жителей горнозаводских поселков стали особыми
подарочными предметами, какими в русской деревне всегда были прялки.
В Зауралье, в глухих лесных селениях между Пышмой и Исетью,
в XIX в. появился токарный и красильный промысел. Изделия зауральских
мастеров — чаши и солоницы, поставки и миски — приобрели известность в
Сибири. Большие их партии продавались на сибирских ярмарках, где они не
уступали хохломским.
Однако искусство кистевой
росписи, развивавшееся в коренном поволжском промысле, было неповторимо.
Роспись в новых крестьянских центрах не могла с ней долго соперничать. И
не случайно, что эти небольшие очаги народного ремесла прекратили свое
существование, а искусство поволжской хохломы живет и развивается.
Подготовка
Сушка белой ложки, т. е. только что сделанного
полуфабриката, производится при температуре 22—28° в течение 3—4 дней.
После этого влажность древесины достигает очень небольшой величины (6—8%
). Если влажность окажется больше, то роспись будет
недоброкачественной, с пузырьками, разрывами лаковой поверхности.
Просушенные
ложки шпаклюют по старинке, вапом или специальными шпатлевками. Вап,
мелкозернистая отмученная глина, разводится в воде до густоты очень
мутной воды. Туда добавляют 25—50% мела. В раствор макают кусок
шерстяной ткани и обмазывают ею ложку. После просушки операцию
повторяют. Окончательная сушка длится 6—8 часов. Проще применять
шпатлевку из жидкого мучного клейстера.
Грунтуют
ложки маслом. Полотняной тканью, свернутой комком и намоченной в льняном
масле, смазывают ложку. Кладут ее на доску и через 40—50 минут обтирают
лоскутом, снимая излишки масла. Сушка после грунтовки производится в
сушильном шкафу при 40—50° в течение 4—6 часов. Высушенные ложки
охлаждают до комнатной температуры, после чего с их поверхности снимают
приставшие нитки, удаляют шероховатости, производя своеобразную
шлифовку.
Следующий ответственный процесс —
олифовка, или многократное покрытие ложки олифой. Окунув пальцы правой
руки в миску с олифой и обтерев их о левую руку, равномерно размазывают
ее по ладоням. Затем берут ложку и большими пальцами промазывают лунку, а
остальными — тыльную часть ложки, протирая ее так, как делают при
мытье. После сушки в течение 2—3 часов при температуре 22—25°, когда
олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще полностью не высохла, ложки
олифят второй раз, взяв олифы побольше, пожирнее. Если древесина, как
например осина, впитывает много масла, то процесс повторяют трижды, если
впитывает мало, то достаточно двух раз.
Когда вся
поверхность ложки приобретет равномерный блеск, ее можно лудить, т. е.
покрыть алюминиевым порошком. Перед этим ложки сушат при 45—55° в
течение 5—6 часов и остужают.
http://www.radosvet.net/file/images/3247-xoxlomskaya-rospis.html