Сегодня, у своего стеллажа с виниловыми дисками я хочу вас познакомить с очень редким и интересным музыкальными направлением. Такое, я уверен, многие никогда не слышали. В 1985-86 году я впервые услышал это с помощью румынского радио, которое могло себе позволить вольности. Чаушеску не очень- то прогибался под Брежневым и радио Бухареста нам южанам – молдаванам давало порционно, глотками «запахи» загнивающего Запада. Как сейчас помню, что пластинку с этими музыкальными искрами в то время нельзя было достать даже на Одесском толчке, где можно было купить атомную бомбу, но в разобранном состояние с инструкцией: «Сделай сам». Прошло много лет, забылось всё и быльём поросло. Недавно на канале «Mezzo» я увидел и услышал сборный концерт, который мне напомнил мою молодость и очарование музыкой. К сожалению, никаких фамилий и имён в передаче не указывали, титры пролетели мелкой крошкой, только запомнилось слово МАНУШ. А имея слово и Гугл в помощь, я скоро в сети «накопал» хороший материал с которым я хочу с вами поделиться. Речь сегодня пойдёт о редком явлении в музыкальной культуре: Джаз-мануш (jazz-manouche) — европейское направление джаза, известное также как цыганский джаз (gypsy-jazz) и цыганский свинг (gypsy-swing) соединяет в себе традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и свинг. Солирующим инструментом стиля джаз-мануш является, как правило, акустическая гитара. Помимо неё, сольным инструментом может выступать скрипка, также могут использоваться аккордеон и духовые инструменты: кларнет, саксофон и пр. Обычно в коллективах, исполняющих музыку этого стиля, отсутствуют ударные инструменты. Перкуссия реализована особой техникой игры на аккомпанирующей гитаре или гитарах. Исполнение ведущей партии, в частности гитарной, отличается быстротой и особыми подходами мелодическими и гармоническими к импровизации. Среди подходов необходимо отметить: цыганскую гамму — венгерский минор = дважды гармонический минор, комбинированный со вспомогательными тонами — мелодическим минором и скоростными квартовыми обыгрываниями аккордов, хроматизмами и т.д. Ритмом подчеркивается слабая доля, а сам ритмический рисунок свингуется.
Самым ярким представителем этого течения несомненно является The Lost Fingers - это канадская циганско- джазовая (jazz manouche) группа была основана в городе Квебек. Члены группы Alex Morissette (бэк вокал, дабл бас), Dr. Christian Roberge известен также как "DIRT" (основной вокал, гитара) и Byron "Maiden" Mikaloff (бэк вокал, гитара). Их дебютный альбом «Lost in the 80s» появился в 2008 году и получил платиновый сертификат за более чем 100 тысячные продажи в одном Квебеке за 12 недель после выпуска. Распространение за пределами Квебека началось 27 января 2009 года, после которого продажи выросли до 200 тысяч. Вдохновением для названия группы послужил цыганский джаз гитарист Django Reinhardt, который потерял 2 пальца при пожаре.А переводится название группы , как « Потерянные пальцы»
С какой скоростью и страстью ребята играют на струнных инструментах, что потерять пальцы не так уж мудрено.
В 2009 году группа была номинирована на две награды Juno Awards в категориях «Выбор фанатов» и «Альбом Года».
Везде, где проживали цыгане — в Европе, на Ближнем Востоке, Северной Африке или в Северной Индии они были широко известны как музыканты. Безусловно, что особенности национальной музыки, как правило оказывали влияние на мелодии отдельных исполнителей. Так, начавшись с Раджастана — с Северной Индии (откуда цыгане вышли), цыганская музыка приняла в себя традиции греков, арабов, персов, турок, славян, румын, германцев, итальянцев, французов и даже кельтов. Инструменты, которые использовали музыканты, были народными инструментами той страны, в которой проживали цыгане. «Фундаментом» рождавшихся музыкальных стилей, которые появлялись в той или иной местности, была индийская музыка — оттенок и форма музыки могли быть любыми, но именно индийская основа дала мелодиям совершенно неожиданные и интереснейшие со всех точек характерные черты. Тайны исполнительского мастерства передавались от отца к сыну. В наше время, не смотря на колоссальную доступность информации, большая часть музыкальных приемов цыганской музыки остается недоступной людям со стороны и является фамильными достояниями цыганских семей. Изначально, музыканты играли там, где собирался простой люд: ярмарки, рынки, городские площади. Естественно, наиболее востребованной была танцевальная музыка — успешен был тот музыкант, что заставлял плясать народ. Такая музыка должна быть искренней, обладать нужным темпом, быть одновременно простотой и красивой. Кланы, которые жили в Париже и на его предместьях в конце XIX начале ХХ веков, очень активно включали в свой репертуар стиль, так называемый Bal-musette — стиль популярного французского танца, появившегося в 1880 году в Париже и исполнявшегося на открытых уличных площадках. Цыганские музыканты того времени брали на вооружение этот стиль. Сейчас одной из основ стиля нынешнего джаз-мануша является именно вальс-Musette, пришедший из той эпохи. В Париже 20-х—30-х годов ХХ века было много предпосылок для рождения совершенно нового музыкального стиля. Первыми музыкантами, реализовавшими и донесшими до публики этот стиль стали Джанго Рейнхардт и братья Ферре. Стиль джаз-мануш развивался, приобретая новые черты, завоевывая огромную армию поклонников. Но в конце 40-х, с приходом бибопа и последующим бурным развитием различных стилей джаза, интерес к джаз-манушу был несколько утрачен. Этот стиль не только смог выжить, но и трансформировался в интереснейшее направление современного джаза, которое сочетает в себе традиционные и экспериментальные черты.
[показать]