Сохранённые материалы с сайта :
Итак, вы считаете, что созрели для собственного бизнеса. Или – пока так не считаете, но ведь зачем-то начали читать эту статью? Значит, шанс стать бизнесменом у вас уже есть. «Путь в тысячу ли начинается с одного шага», как говорил Лао Цзы. Открыв эту статью, вы сделали такой шаг. На остальные шаги – хватит? В этой статье я разберу пять правил, которые вы обязательно должны учесть перед началом бизнеса.
Итак, с чего начинается любой бизнес? Ни за что не угадаете… С желания, разумеется! Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Если вы хотите только улучшить свое материальное положение, то отсюда еще не следует однозначно, что вам нужен бизнес. Например, любой из «челноков» на рынке – бизнесмен, как и бабушки, которые торгуют семечками. Но одно это не делает человека богатым. С другой стороны, работая по найму можно получать очень хорошую зарплату. Один мой знакомый, молодой человек, имеет в месяц зарплату в 180 тысяч рублей. Да еще командировки заграничные, дорогие отели, служебный автомобиль… Нужен ли ему собственный бизнес, с его головной болью и рисками? Боюсь, что нет. Попробуйте сделать карьеру в крупной корпорации. Первое правило, которое нужно твердо запомнить: «Между богатством и собственным бизнесом не стоит знак равенства».
Еще не раздумали? Тогда продолжим. Существует жестокая статистика, которая утверждает, что две трети компаний закрываются в первый год работы, из тех, кто остался – за следующий год закрывается две трети. То есть, шансы выжить через два года – лишь у 10% фирм. Конечно, есть фирмы, которые открываются лишь для того, чтобы тут же закрыться. Еще одна статистика: прежде чем найти прибыльное дело, попробовать придется в среднем пять-семь раз. Будьте готовы к неоднократным поражениям. Хуже то, что наиболее прибыльные проекты связаны с нешуточным риском. Меньше риска – меньше маржа. Второе правило: «Своё дело – всегда риск, но отнюдь не всегда успех».
Если еще не испугались, то нужно определиться с проектом. Главное в проекте – идея. Любой успешный бизнес – всегда идея, отличающая его от других. Конечно, можно открыть киоск на остановке и торговать, как сотни других, шоколадками и пивом, но так успеха в жизни не добьешься. Нельзя в бизнесе идти в хвосте! Если вы видите инновацию, которая может принести деньги – цепляйтесь за нее. Изучайте ее, исследуйте! Хороший совет: инновация в вашем городе – это иногда то, что в другом городе – уже давно известное дело. Почти все новое – это забытое старое (или просто малоизвестное). Изучайте бизнес в других городах (странах), особое внимание уделяйте тому, что в вашем городе еще нет. Это даже проще, ведь идея уже доказала право на существование. Нет интересной идеи – даже и не суйтесь. Идейные конкуренты вас просто слопают. Третье правило: «Успешный бизнес – всегда инновация!»
Если вы думаете, что я вас отговариваю, то считаете так зря. Подслащу пилюлю. Есть мнение, что для своего дела всегда нужен хороший стартовый капитал. В большинстве случаев это не так. Если, конечно, вы хотите открыть ресторан – да, деньги нужны и немалые. Но начинать с ресторана я бы вам не посоветовал. Большинство же всемирно известных бизнесов стартовало буквально с копеек. Примеры: Microsoft, Macintosh, Coca-Cola, Kodak, Google и множество других. Если вы начинаете правильный бизнес, то он начинает довольно скоро кормить себя сам. Ваша задача – продержаться небольшой период времени, месяца два-три, на голодном пайке. Как правило, через квартал уже будет известно, есть ли перспектива, и стоит ли продолжать дело, или надо его прикрывать. Четвертое правило: «Для стартового бизнеса денег нужно минимально, вложенных усилий – максимально».
Ну, ежели обстоятельства сложились таким образом, что деньги вам нужны – их всегда можно найти. Стандартная схема поиска – FFF (Family, friends, fools), то есть родственники, друзья или дураки. Последних у нас в стране огромное количество, не верите – спросите у Мавроди. Если никто из FFF не клюнул, может быть, вы ошибаетесь? Если друзья не хотят просто ссудить денег – предложите им совместное дело. Если и так тоже не получилось, я бы на вашем месте задумался о том, нужен ли вам бизнес вообще. Но, исключения бывают. Если считаете себя гением – возьмите в банке кредит, сейчас это проще простого. Только кредит нужно брать правильный. Это означает, что платить вы должны не аннуитентно (помесячно), а в конце периода. Помесячно платятся лишь проценты, причем эффективная ставка не должна быть выше 20%. Такие кредиты есть (хотя взять их непросто), спрашивайте в банках. Можно еще выиграть городской или региональный конкурс и получить солидный транш от властей. Но тут нужно умение писать бизнес-планы, а оно не каждому под силу. Можно прийти просто к богатому предпринимателю с идеей инвестирования, у меня знакомый так получил кучу денег и успешно работает второй год. Хотя идею вашу могут и перехватить, я предупреждал о риске – помните? Пятое правило: «Если деньги на бизнес нужны – они обязательно найдутся!»
Всё, что вы прочитали, должно помочь вам просто определиться, стоит ли соваться в бизнес. Понятно, что это лирика, но лирика необходимая. В свое время меня тоже мучили сомнения, и я сделал свой выбор. Ушел с хорошей зарплаты в неизвестность рынка. Но – получилось! Не сразу, конечно, первые три проекта пришлось закрыть или оставить до лучших времен. Но знаю одно, теперь работа по найму – не для меня. Даже за большие деньги.
И, наконец, самое главное… Удачи вам в бизнесе!
В первой части статьи «
Как начать свое дело?» я говорил о пяти простых правилах, которые помогают решить, нужен ли вам собственный бизнес. Самое важное в бизнесе – это всегда идея, инновация. Как и где найти бизнес-идею, об этом мы поговорим в этот раз.
Идея в бизнесе, это совсем не то же, что, например идея в философии. Бизнес-идея – это направление движения. В конце этого направления должно горделиво возвышаться то, что называется «Миссия фирмы». Скажем, идея Генри Форда о конвейере и миссия «Каждому американцу – личный автомобиль». Идея Дж.Истмана (Кодак) о сухой фотопластине и миссия «Фотография – доступная всем». Чем выше и благороднее миссия фирмы – тем больше шансов на достижение успеха в долгосрочной перспективе.
Как найти идею? Довольно просто. Бизнес-идея всегда связана с какой-то проблемой и является решением для нее. А миссия – идеальное (глобальное) решение данной проблемы. То есть: вначале найдите проблему у людей, помогите им ее решить – они вам за это заплатят. Вот суть вообще любого бизнеса в одном предложении.
Иногда «бизнесмены» сами и создают проблему, а потом услужливо готовы оказать помощь (рэкет, например). Иногда вам предлагают ложное решение проблемы. Типичный пример – некоторые шампуни от перхоти. Известно, что перхоть – это симптом грибкового заболевания. Вместо лечения предлагается
каждый день использовать шампуни с отшелушивающим эффектом. Перестал использовать шампунь – перхоть появилась снова. Клиент, что называется, «на игле». Так или иначе, правильная последовательность выглядит так:
проблема – идея решения – план реализации – реализация решения.
Найти проблему уже куда проще, чем идею. Проблемы – они на поверхности. Нерешенные проблемы (типа лекарства от СПИДа) найти просто, но решение – сложно. Если найдете решение такой проблемы – сказочно разбогатеете! Но можно и по-другому. В наш безумный век достаточно предложить решение проблемы «
с экономией» по сравнению с уже имеющимися на рынке решениями. Экономией времени, денег, нервов, усилий… За экономию ресурсов – люди вам заплатят. Сеть бистро, платежные автоматы, доставка всего-всего на дом, заказ всего-всего по телефону-Интернету – бизнесы на экономии времени. Time is money, как говорится. Скидки, распродажи, дисконтные системы – экономия денег. Адвокатские конторы, страховой бизнес, налоговый консалтинг – экономия нервов.
| Пирамида потребностей А.Маслоу |
Хорошим инструментом является пирамида потребностей А.Маслоу. В пирамиде построчно определены потребности людей, или, другими словами, их насущные проблемы. Используем мы эту пирамиду довольно оригинально: высота строки в пирамиде – это средний доход от одного клиента, ширина строки – объем рынка (количество потенциальных клиентов). Речь идет о примерном процентном соотношении. Если ваш бизнес эксплуатирует самую нижнюю ступень потребностей (физиологические: пища, сон, секс, одежда, и т.п.) – вы можете рассчитывать на широкий рынок, но относительно небольшие наценки, ведь и конкурентов много. А вот в верхней части пирамиды (самовыражение) бизнес еще только-только нарождается. Пример: смотрели фильм «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром? Много ли у нас подобных клубов, где учат танцевать, петь, рисовать не детей, а взрослых? Потребность в самовыражении есть у всех. Если ваш бизнес захватывает две строки пирамиды и более – вы можете рассчитывать на устойчивые прибыли.
Сразу хочу разочаровать, даже самая отличная идея еще не гарантирует успешности бизнеса. Все дело в реализации. Во-первых, некоторые замечательные идеи реализовать нельзя по причине дороговизны, некоторые – по причине того, что это кому-то влиятельному не понравится (читай – если он на этом сам «греется»), некоторые – просто потому, что не в то время и не в том месте вы их воплощаете. Или – просто не так. За последние пять лет я с двойственным чувством наблюдаю, как два десятка моих идей были воплощены кем-то и довольно удачно. Почему не мной? Не было денег, времени, желания, а у кого-то все это нашлось. В Рунете, кстати, есть ряд сайтов, которые битком набиты именно идеями с примерами реализации. Ищите и обрящете.
На закуску интересные направления, на которые стоит обратить внимание:
Вендинг (торговые и платежные автоматы), чем выше аренда и з/п в вашем регионе – тем этот бизнес интереснее. Это современный и быстрорастущий сектор.
Некоммерческие организации (спортивные клубы, различные кружки по интересам и т.п., хотя организации некоммерческие – зарабатывать на них можно очень хорошо).
Бизнес на любых мелких бытовых услугах. Или на тех, кто такие услуги оказывает. Фирма «Муж на час» – хороший пример.
Любые виды бизнеса, связанные с обработкой информации. Справочные службы с доступом по телефону/Интернету. Консалтинг всех видов (налоговый, экономический, юридический, психотерапевтический). Информация всегда стоит дорого.
Сезонный бизнес. Изготовление подарков из конфет к Новому году легко приносит 100 тыс. рублей в месяц, летом продажа мороженого и прохладительных напитков в нужных местах (пляжи, парки) – 150% прибыли и более.
Религиозные организации. О, эти зарабатывают просто огромные деньги! Организуйте свою секту, если не боитесь Страшного суда. Это шутка.
Интернет-проекты. Интернет – отличная площадка для старта! Сайт «Школа Жизни» – чем не пример? В США семь лет назад был просто бешеный взлет «доткомов»! Правда, кризис пережили далеко не все, но я надеюсь, вы не забыли формулу выживаемости бизнеса? Только 10% фирм существуют через два года после старта.
Итак, вы увидели проблему, готовы предложить оригинальное решение. Как понять, найдет ли эта идея своего покупателя? Нужно составить бизнес-план! На этапе бизнес-плана многие идеи отметаются, как нереализуемые или малодоходные. Но это уже тема следующей части.
Будьте находчивы! И удачи вам в бизнесе!
Как начать своё дело? Пишем бизнес-план. (Часть третья)
Необходимой деталью любого бизнеса является бизнес-план (БП).
Словарь по экономике и финансам уверяет нас, что «Бизнес-план – подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которых должно достичь предприятие. Для новых предприятий БП является обязательным документом, помогающим мобилизовать капитал или получить кредит. Обычно БП содержит:
– показатели движения наличности и объемов производства с разбивкой по месяцам на первые два года и более агрегированные показатели на последующие годы;
– описание стратегии и тактики, которые руководство собирается использовать для достижения плановых показателей».
Можно ли обойтись без такого плана? Отвечу вопросом на вопрос – а можно ли построить здание без проекта? Наверно можно, если вы гениальный архитектор. Но вот долго ли оно простоит…
Надеюсь, вас не напугало наукообразное определение БП. Если вам не нужен БП для банков (а написать такой, да еще получить по нему деньги без опыта вы все одно не сможете), то БП для себя сделать – это несложно. Представим себе первую часть БП в виде таблицы, куда вначале занесем наши расходы, а после – доходы.
Расходы и доходы сильно зависят от рода деятельности, давайте для примера возьмем небольшую консалтинговую фирму, где вы будете учить других, как им строить свой бизнес, ну или еще чему-то, что вы хорошо знаете. Расходы считаем отдельно постоянные и переменные, к последним относятся расходы на открытие фирмы. Сразу четко определите, какую сумму вы готовы инвестировать. И еще вы четко должны прописать – чем вы лучше конкурентов, почему пойдут именно к вам, а не к ним (конкуренты в большинстве случаев уже работают), какую рекламу будете использовать, какие шаги предпримете для развития бизнеса и т.п. Это будет ваша вторая часть БП.
Расходы первого месяца: регистрация предприятия – 200$, открытие банковского счета – 20$, касса (не всегда нужна, но потребуется если будете работать с физлицами) – 700$, офисная техника (недорогие компьютер, принтер, факс, модем) – 1000$, офисная мебель (недорогая, на одного) – 200$, офис (начнем с маленького – 15 кв.м) – 300$ за следующий месяц (в Москве умножайте цену на 10 (20, 30…50) в зависимости от крутизны и расположения), модульная реклама в газете – 200$, добавим разные непредвиденные расходы в размере 80$ и зарплату себе любимому хотя бы 300$, и получим – 3000$. Ваши доходы будут равны нулю, поскольку пока вы регистрируете фирму, ищете офис, закупаете технику и мебель – месяц-то и пройдет.
Расходы второго месяца: канцтовары – 20$, реклама на следующий месяц – 200$, зарплату себе 300$, офис – 300$, телефон и электроэнергия – 30$, непредвиденные расходы – 50$. Итого 700$, ваша задача-минимум их за месяц заработать, т.е. примерно по 35$ в день.
Планировать доходы намного сложнее, чем расходы. Ориентируйтесь на сложившиеся на рынке цены, причем учтите, что ваши цены должны быть чуть ниже их – вы отвоевываете себе место под солнцем. Или ваши услуги за те же деньги должны быть лучше. Самая большая и самая распространенная ошибка – не переоценивайте свои доходы! Лучше сразу режьте их на 50%, и на столько же поднимайте расходы. Это лекарство от оптимистов, а пессимисты редко идут в новый бизнес, с его-то рисками. Да, и еще не забудьте про налоги. В нашем случае будет идеальна схема: упрощенная система налогообложения – 6% от доходов.
На третий месяц (раньше или позже) вы придете к тому, что надо уже брать сотрудников. Ваши расходы составят те же 700$, плюс расходы на поиск сотрудника (секретарь, консультант) 200$, компьютер – 600$, мебель – 200$. Итого 1700$ (не считая налогов). Сколько вы заработаете? Хороший вопрос. Если сможете закрыть эти расходы – отлично! Если нет – на страшно, главное, чтобы вы не выходили по инвестициям за пределы той суммы, которую отложили на бизнес в самом начале. Если денег много – можно позволить себе сразу взять персонал, и не одного человека, а побольше. Минимальные расходы на каждого – мы просчитывали. Если в деньгах вы ограничены – придется вначале зарабатывать деньги самому, а уж из заработанных средств инвестировать. Второй путь длиннее, зато надежнее и менее затратный. Меньше риск, но меньше и прибыль. Решать вам.
В следующий месяц к вашим расходам (700$) добавляется зарплата сотрудника и новые налоги, конечно! Ну и так далее. Лучше сразу расписать в какой месяц кого вы будете брать. Скажем, в моем бизнес-плане на первые полгода были расписаны должности с зарплатами, каждый месяц приходил новый сотрудник. Через семь месяцев был набран основной штат. За тот же срок к первоначальному офису в 18 кв.м. добавился еще один в 52 кв.м., проведена компьютерная сеть, поставлена мини-АТС, три новых телефонных линии, хороший ремонт в каждом офисе… Причем никаких инвестиций, кроме первоначальных я не делал – все расходы были реинвестициями доходов. А начальные мои инвестиции были даже меньше, чем я расписал вам в начале статьи.
Выходит, что для того чтобы создать маленькое предприятие (на одного человека!), работающее в сфере услуг, нужно не менее 4000-5000$ иметь. Это чтобы гарантировать себя от рисков, если первое время будете без клиентуры. Если таких денег нет – попробуйте занять у друзей, а лучше возьмите их в долю. Правда, если бизнес не пойдет – можете и друзей потерять… А вы как думали? Риски-то не только финансовые бывают.
Однако случается так, что люди стартуют вовсе со смехотворных сумм – 500$ на всё про всё. И достигают успеха! Не верите? В следующей статье я докажу вам, что это – реально!
Удачи вам в бизнесе!
На успешный бизнес всегда смотришь с небольшой завистью, надо же, у него получилось, а у меня? Чем я хуже? Ответ напрашивается сам: да ничем ты не хуже! Просто он решился, а ты нет.
Я написал эту историю в поддержку тех, кто имеет все данные для ведения бизнеса, кроме одного и самого главного – решимости начать. Это будет не моя история, но она стоит того, чтобы вы о ней узнали. Может быть, статья вас подвигнет наконец-то начать собственное дело.
Три с половиной года назад я познакомился с одним человеком. Зовут его Константин. Он и есть герой моей статьи. Обстоятельства знакомства описывать не буду – к статье это отношения не имеет. Тогда Константин работал охранником на одном из рынков города, но эта работа, конечно, его не могла удовлетворить. Ни зарплатой, ни условиями труда. Его жена боялась занять в долг 100 долларов – чем отдавать потом? Я поговорил с Константином, предложил ему попробовать себя менеджером по продажам в нашей фирме. Но из охранников идти в торговцы – довольно сложно. Тем не менее, желание повысить свой уровень жизни у Константина было…
Константин решил заняться тем, что хорошо знает, а именно – охраной. Денег на бизнес не было совсем. Регистрационные документы для его ЧОПа я набирал и печатал на своем компьютере – у него не было денег на компьютер. И на офис денег тоже не было, он обосновался в самом отдаленном месте города в подвале училища. Зато почти бесплатно. В итоге на открытие бизнеса ушли какие-то сущие копейки, в основном – на регистрацию фирмы.
Прошло три года. Константин купил себе хорошую трехкомнатную квартиру в хорошем районе, обставил ее дорогой мебелью, меняет уже вторую машину. Сегодня он планирует открыть школу для охранников, инвестиции его не пугают. Он многого добился в жизни, преуспевающий и не бедный человек. И это всего за три года. Что же он такого сделал в этом бизнесе? В чем было его преимущество перед конкурентами? Как он смог добиться успеха?
Все просто, очень просто. В тот момент ЧОПы охраняли только бизнесменов. Но поскольку лихие 90-е годы уже закончились, необходимость в вооруженной охране среднего бизнеса понемногу отпала. С этой задачей вполне справлялись органы правопорядка. Вчерашние бандиты надели строгие костюмы и пересели в депутатские кресла. Константин решил не идти проторенной дорогой, где уже все схвачено конкурентами, а заниматься охраной школьных учреждений. Их тогда под охрану никто не брал – много не платят, навара никакого. Потому вначале бизнес шел не шатко и не валко. Но если вы помните, именно три года назад случилось некоторое событие, всколыхнувшее не только Россию, а весь мир. Беслан, сентябрь 2004. Трагедия, унесшая жизни многих детей. Разумеется, все родители были готовы платить деньги за охрану своих чад. Константин оказался просто завален заказами! В нашем городе более 50 школ охраняют сотрудники его фирмы. А потом, в охране нуждаются не только школы, а и училища, институты, больницы. И бизнес стал расти…
Если вкратце, успех этого бизнеса предопределили два фактора:
1) Нахождение свободной ниши рынка и закрепление в ней.
2) Событие, превратившее эту нишу в инвестиционно-привлекательную.
Такого же рода эффект был с бизнесом других знакомых, которые занимались продажей и установкой домофонов. После трагических событий в Москве в августе 1999 года (взрывы многоэтажных домов) их продажи увеличились многократно.
Только умоляю, не нужно мне говорить, что я призываю наживаться на боли и страданиях других людей! Конечно, нет! Тот, кто захватил и продает спасательные круги на тонущем корабле – не бизнесмен, а подлец. Но тот, кто начинает изготавливать и продавать средства спасения, предусматривая повышение спроса после гибели корабля – как раз бизнесмен. Нужно отделять в себе человеческое сострадание к жертвам от логики бизнеса. Для обычного человека события могут быть тревожными или радостными, трагическими или приятными. А для бизнесмена любое событие как направление ветра. Сменился ветер – переставляем паруса, ветра нет – гребём на веслах. Но двигаемся, не стоим на месте!
Мы с вами живем в нестабильном мире. Счастливые и безмятежные брежневские времена, когда слово «терроризм» ассоциировалось с чем-то происходящем на Ближнем Востоке – канули в Лету. Напряженность на планете усиливается, возможно, мы стоим уже на пороге войны культур или цивилизаций. Вопросы безопасности жизни и имущества в такое сложное время выходят на первый план. Это значит, что бизнес в страховой сфере и сфере безопасности имеет хорошие перспективы.
Успехов вам! И берегите себя!