• Авторизация


"Доброе" искусство цирка 05-02-2013 03:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тигр растерзал дрессировщика Александра Криспина во время выступления
Дрессировщик Александр Криспин погиб во время представления в штате Сонора на северо-западе Мексики, когда прямо на арене на него напал тигр, сообщила в воскресенье полиция штата.
Трагедия произошла поздно вечером в субботу, когда цирк давал представление в городке Этчохоа, а Криспин находился на арене вместе с двумя тиграми. В какой-то момент одно из животных вышло из-под контроля и бросилось на артиста.

В течение нескольких минут тигр терзал еще живого дрессировщика, причем усилия коллег по труппе, пытавшихся ударами отогнать хищника, не увенчались успехом. Криспина успели доставить в госпиталь, где он скончался во время оказания медицинской помощи. О дальнейшей судьбе тигра пока не сообщается.

Криспин (35 лет), по данным местных СМИ, был уроженцем США. В Мексике он работал в труппе цирка Suarez.

А это случилось в 2010-м, в моём городе, во Львове.





Всё очень понятно. Это не первый случай бунта животного в цирке...
Не ходите в цирк, не спонсируйте жестокость!



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (79): вперёд» последняя»
Lynx_y 05-02-2013-08:25 удалить
Это все очень двусмысленно.
Первый ролик - это не дрессировщики, а неадекваты какие-то, видимо доморощенные "знатоки животных".
Дело в том, что цирк цирку рознь. НЕ стоит смотреть на ту кашу, что собрали во второй ролик, всегда бывали загоны и с людьми, и животными, и вообще.
Если сходить на представление хороших дрессировщиков, можно увидеть совсем другой подход: животных никогда не берут в цирк из природы, их растят с любовью и заботой, у многих хороших дрессировщиков крупные хищники бывают и дома. Это всего лишь подход. И любой мастер дрессуры знает, что риск вызван настроением животного, шумом, независимыми от него факторам, которые могут подтолкнуть циркового хищника на путь своих собратьев.
Если даже крупная собака в питомнике достаточно опасна для дрессировщика, то про цирк вообще стоит молчать. Равно как и про то, что иногда в домах к животным отношение хуже, чем в цирке)
Цирк цирку рознь. Отсталые страны во внимание не берем.
ТатаЛия 05-02-2013-14:49 удалить
кажется, речь не о профессионализме , а о природе цирка в целом - его жестокости ...
участвовать - не участвовать ...
Sudarshana 05-02-2013-15:20 удалить
Ответ на комментарий Lynx_y # Животные в цирке - абсолютное зло, без вариантов. Место зверей - в дикой природе, домашних животных - дома с человеком.
С детства не люблю цирк с дикими животными. Мне больно смотреть на любое дикое животное в неволе. Не люблю в зоопарки тоже! В детстве мне всегда "виделось" как я сижу в клетке, а на меня глазеют посетители! Дикое животное должно жить на воле - так сотворил Господь, а не в цирке, зоопарке или любой другой клетке! Это противоестественно!
nimbus 05-02-2013-20:51 удалить
Цирк дю Солей не использует животных в представлениях.
Ответ на комментарий Lynx_y # Lynx_y, простите, вас кто-то жестоко обманул.
Ответ на комментарий nimbus # nimbus, с этим никто не спорит, как раз об этом и речь.
LETTalisa 06-02-2013-00:12 удалить
Никогда не любила смотреть животных в цирке А вот если человека ,вытащить из привычной среды И заставлять прыгать с тумбы на тумбу через горящее кольцо Как думаете ,что будет...? Когда -нибудь он взбунтуется!!!и нападет на своих мучителей.
Ответ на комментарий LETTalisa # Люди почему-то почти никогда не пытаются поставить себя на место мучимого ими животного, более того, приводят кучу аргументов типа "В спорте и в балете люди тоже мучаются, работать тоже не всем нравится, и чё?" Так человека никто не заставляет это делать, а если он это делает, то по собственной воле. А животным это сто лет не надо, за них всё решили...
Lynx_y 06-02-2013-09:26 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # я в свое время и по роду деятельности прочла много литературы по этой тематике) и более чем тесно связана с зоозащитой, потому в курсе событий.
место животных в природе - когда они там родились. цирковые рождены в неволе.
Lynx_y 06-02-2013-09:32 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # Крупные хищники не делают ничего по принуждению. И уж тем более на постоянном страхе. Это нонсенс.
Есть такие вещи как дрессировка, условный и безусловный рефлексы и психология, доминантность.
Возьмем кошек и крокодилов. Кошки - одни из самых сложных в дрессировке животных. Крокодилы вообще практически не дрессируемы. То, что мы видим на сцене - результат долгих лет работы.
Например, если я пойду гулять с собакой с поводком, это не значит, что я ее буду им бить. Собака приучена, что хлопок по попе означает немедленное прекращение ее действия и слушается.
____
я уважаю ваше мнение.
и не говорю про зверинцы, особенно разъездные: кошмарное издевательство над животными, истязания и условия, за содержание в которых животных нужно их "дрессировщиков" просто убивать
Но хороший цирк и дрессура НИКОГДА не строиться на силовом подавлении воли животного.
Ответ на комментарий Lynx_y # Lynx_y, милочка, кому вы тут сказки рассказываете про "гуманную дрессуру" Так вот, дорогая моя, условные рефлексы вырабатываются наказанием за непослушание и наградой за выполнение. А вы тут демонстрируете полное незнание ни психологии животных, ни физиологии - ничего.

"Крупные хищники не делают ничего по принуждению. И уж тем более на постоянном страхе. Это нонсенс. " --- Милочка, нонсенс здест только то, что вы тут проповедуете.

Дело в том, что все цирковые трюки противоестественны для дикого животного, поэтому само, по доброй воле, или просто за лакомство оно никогда не будет их делать. Единственный способ заставить их подчиняться - это выработать в них страх перед наказанием, а также лишать пищи, чтобы ради заветного кусочка несчастное изголодавшееся животное было готово на все. В среде дрессировщиков есть высказывание, которое по понятной причине не выходит за пределы их круга: "Как заставить слона стоять на одной ноге? Надо отшибить остальные три".

И, как бы дико то ни звучало, это высказывание - не преувеличение. Например, чтобы заставить медведей ходить по проволоке, их избивают длинными металлическими прутьями до тех пор, пока они не начинают визжать от боли и обливаться кровью. Многие животные после этого бьются головой о стенку от невроза, а некоторые погибают.
Во время цирковых номеров со слонами дрессировщик всегда держит в руках стек, конец которого украшен цветком. Зрители видят только красивый внешне жест: укротитель изящно взмахивает рукой, и слон идет за цветком, куда надо. К несчастью для животных и зрителей и к счастью для дрессировщиков, под цветочком не виден острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Вот почему у цирковых слонов уши часто бывают разорваны. А, между прочим, уши у слона исключительно чувствительны к боли.


Танцевать твист медведей учат с помощью гвоздей: для этого берут две палки с торчащими остриями, подносят к медвежьим ляжкам и колотят попеременно туда-сюда, туда-сюда.

Иногда в цирке можно видеть такой номер: тигр прыгает на спину слону. Естественная потребность тигра в этом случае - вцепиться в спину слону. Поэтому, чтобы избежать такого хода событий, на спину слону одевают накидку с острейшими шипами, из-за чего тигр испытывает боль.
В США один журналист случайно стал свидетелем того, как дрессировали шимпанзе: "Его многократно ударяли дубинкой. Удары были слышны за пределами зала, где проходила тренировка, а вопли несчастного животного - на еще более далеком расстоянии".

Как показали наблюдения, почти половина кошачьих сопротивляются, когда настает их очередь идти на арену, и тогда их избивают.

Самочувствие животных, состояние их здоровья, отнюдь не всегда берется в расчет. Например, лошадь с пораненной ногой пришпоривают как можно сильнее и гонят по манежу с такой скоростью, чтобы не было заметно, как она хромает.
А с цирковыми голубями тем более не церемонятся. Есть такой трюк: на ружье садятся голуби, потом из него раздается выстрел, но птицы, как ни в чем не бывало, остаются сидеть на месте. Так вот, чтобы они не пугались выстрела, их просто-напросто оглушают. Постоянно стреляют рядом с ними, и несчастные теряют слух.
Как только у измученного животного появляется возможность дать отпор, оно это делает. И миф о его любви к своему дрессировщику рушится, как карточный домик. Так, слониха Флора покалечила аж двух своих дрессировщиков: одного во время представления, другого на репетиции. В Подмосковье два года подряд львы вырывались из шапито. В первый раз в Одинцове животное оторвало девушке руку, во второй раз в Сергиевом Посаде львы загрызли нескольких человек. В США слон поднял хоботом своего дрессировщика, а потом бросил его, чтобы наступить на него. Причем в это время на спине у животного катались двое детей.
Но самый жуткий случай произошел в Бразилии. Там во время представления лев растерзал 6-летнего ребенка.
Но во всех этих трагедиях животные - прежде всего жертвы, а не виноватые. Ведь они напали на людей из-за того, что человек заточил их в пожизненный плен, который усугублялся постоянными пытками.

А теперь вопрос: вы знаете, как всеми нами любимый дядя Юра Куклачёв приучает кошек не бояться оркестра? Нет?

Цитирую:

М.С.:Но ведь кошки не любят шума, а как же тогда обстоит дело с аплодисментами или с игрой оркестра в театре?


Ю.К.: Действительно такое бывает.Например, мой кот Кутька испугался своих первых аплодисментов. Пришлось начинать все с самого начала. Я решил не отступать. Прежде всего, нужно было приучить Кутьку к яркому свету, музыке и конечно к самому главному — аплодисментам. Я начал с того, что во время игры включал в комнате, магнитофон, и часто хлопал в ладоши. А затем смастерил миниатюрный домик , сажал туда Кутьку и во время представления относил его в оркестр . Дирижер часто подшучивал надо мною:
-Слушай, твой кот очень музыкальный. Кричит как раз в той тональности, в которой мы играем.
Кутька понял, что перекричать оркестр ему не удастся. Со временем он стал спокойно переносить даже барабанную дробь, от которой у него совсем недавно дыбом становилась шерсть.


Очень "гуманно", правда? И по бешеному желанию кота!
А теперь на минуточку вспомните, что уши кошки в 300 раз более чуткие, чем у человека, они способны уловить ультразвук и шорох мыши под землёй.
Какие же муки должен был чувствовать несчастный кот, сидя в оркестре и не имея возможности оттуда удрать... ВЫ считаете, что это ненасильственное обучение?
Вы просто не в теме. Либо лжёте. Себе или нам - не суть.
И попробуйте только сказать, что Куклачёв - не садист.

Добавлю, что львы и тигры ничуть не отличаются от домашних кошек. Только размерами и силой.
Ответ на комментарий Lynx_y # Lynx_y, а вот вам правда из первых уст:

Дрессировать кошек - преступление!

- И все-таки вы не захотели стать дрессировщиком из-за некоторой... негуманности этой профессии? Ведь мало кто захочет просто так покинуть свою маленькую мафию, в которой все на века вперед гарантировано и «схвачено»?
- Работа дрессировщика часто вызывает споры в нашем благородном семействе. Я пыталась отстаивать свою точку зрения на дрессуру. Но безуспешно. Мама меня пока не слышит.

- А в чем, собственно, предмет споров?
- В том, что любая дрессура - все равно насилие.

Я не люблю смотреть на дрессированных животных в цирке. Я не люблю зоопарки. Я не понимаю, как можно водить детей среди клеток с целью сделать их добрее. Не склеивается это у меня в голове. В нашей семье к животным - слепая любовь. Мы в своих представлениях без насилия и садизма добиваемся славных результатов. Только в помощниках у нас не слоны и не тигры, а другие, ненастоящие, существа. Дрессированные кошки вызывают у меня дрожь. Уж я-то знаю, как надо подавить кошку, чтобы заставить ее ходить на задних лапах.

- Ну, не у каждого животного характер сахарный. Я, например, слышала, что слоны - одни из самых злопамятных существ...
- Да, они очень злопамятны, если не понимают, за что их наказывают. Когда я еще работала в цирке, был такой случай. Рабочий, разносивший еду животным, прижег слонихе сигаретой кончик хобота.

А эта часть хобота у слонов очень чувствительна.

Они иголку могут хоботом поднять. Так вот, мы никак не могли понять, что со слонихой происходит: только голос обидчика заслышит, поднимает дикий крик, ногами топает. Рабочий тогда сознался, что между ними произошло. Мы испугались за его жизнь, ему пришлось уволиться.

Сколько бы времени ни прошло, такую обиду слон не забудет и человека жизни лишит.

- Вот, допустим, редактор после выхода каждого номера газеты разборку полетов устраивает. А у дрессировщиков с подопечными «совещания» бывают?
- Несведущего человека это может шокировать.

Разборки бывают очень жестокими. Наказывать животное надо сразу, потому что через час медведь уже не поймет, за что дрессировщик лупит его по морде.

- А вы со своими слонихами тоже... дрались?
- Я на них воздействовала эмоционально, поскольку сама человек заводной. Влетаю в слоновник сразу после представления и ору: «Девки! Бездельницы! Работать не хотите!» И эти две махины закрывали морды ушами и стыдливо отворачивались. Потом они забивались в угол и начинали попискивать в ожидании, когда же я уйду...

- Я ни за что не поверю, что все дрессировщики воздействуют на своих питомцев голосом.
- И правильно сделаете! Самое уязвимое место у слона - кончики ушей. Если вы приходите в цирк или в зоопарк и видите слона с разорванными ушами, значит, ему рвали ухо багром. Проткнули и дернули.

- А правда, что перед аттракционами животных морят голодом, чтобы заставить работать на сцене?
- Это единственный способ их расшевелить. Кто ж сытый работать будет? Но после представления всех кормят.

- А ваша семья не обидится на вас за то, что вы раскрываете некоторые тайны их «кухни»?
- Каждый имеет право высказывать собственное мнение. Надеюсь, родственники меня поймут.

Кстати, во многих европейских цирках уже исключили из программ аттракционы с животными.

Меня радует, что кто-то еще мыслит так же, как я.

Анна Амелькина, «КП»

Комсомольская правда", 23 апреля 2002



Будут ещё возражения?
Доклад директора ветеринарного госпиталя
(ООО «Ветеринарная медицина»)
Заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010

Основа дрессуры - насилие

Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.
В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.
Считается, что существует несколько принципов дрессировки: 1) болевой, рассчитанный на запугивание зверя; 2) поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного; 3) комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.
Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.
Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?


Плохие условия содержания животных в цирках.

Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.
Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.
Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому "ткачеству". В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких "прикованных" рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями.
Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка "Фауна" российской государственной компании "Росгосцирк", гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников - отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных - свиней и пони - хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк - это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.


Нападение на людей – естественная реакция животных.

Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».


Так-то. Сами дрессировщики не скрывают своих методов. Вот и не надо трындеть о гуманности. Только силой и только насилием дрессируются и вырабатываются рефлексы. ТОЛЬКО.
Часть I. Цирк: на арене - идиллия, за кулисами - жестокость

"ЗНАЕТЕ, как принудить медведя танцевать твист? Меня научил талантливый дрессировщик Михаил Симонов. Это делается при помощи гвоздей: берешь две палки с торчащими остриями, подносишь к медвежьим ляжкам и начинаешь попеременно колотить его - туда-сюда, туда-сюда. И одновременно идет прикормка. Сюжетная дрессура мягче, там нет большой физической нагрузки и, значит, большого насилия. Зато попробуйте заставить зверя сделать крест на акробатических кольцах! А ведь заставляли".

"Я так хочу, не умирая, умереть!
Устал я на манежном ринге драться.
Избитый дрессировщиком медведь,
Живу и думаю:
....как с ним мне рассчитаться?"

ЭТИ стихи дрессировщик Владимир Дерябкин написал в Уссурийске в 1982 году. Сегодня Дерябкин - создатель и директор первого в России частного музея фонографов и граммофонов, поэт, литератор и исполнитель собственных песен. А когда-то у него было 10 медведей. Это был и цирк, и театр. Он назывался "Медвежий театр миниатюр". Медведи Дерябкина были барменами, автослесарями, моряками, космонавтами, влюбленными, путешественниками. На время представления они как бы становились людьми. И в этом заключался секрет обаяния дерябкинских цирковых новелл... Ни одного из медведей не осталось в живых. А сам артист уже 10 лет не выходит на манеж - он завязал с дрессурой. Я спросил: "Почему?" - "Потому что это варварский жанр. Дрессировщики всегда скрывали изнанку своей профессии от зрителей. Я расскажу вам то, о чем больше никто не расскажет".

Живой реквизит

- ПРАВДА о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными. Поэтому посвященные молчат. Даже если кто-то из артистов решится на откровения, его сразу остановят коллеги и отомстят.

Я любил свою профессию и благодарен ей, несмотря ни на что. Только жалею, что в свое время не получил звания заслуженного артиста как клоун. Потому что теперь вижу: в дрессуре не может быть званий. "Лауреат премии по жестокости" - так, что ли?

- Но ваши сценки из "Медвежьего театра" оставляли у зрителей ощущение чего-то доброго, светлого. Людям они очень нравились.

- Так ведь жестокость была не на арене, а за кулисами. У меня был трюк, который взрывал аплодисментами любой зал, - когда медведь падал перед моей партнершей Людой на колени, сжимая в лапах сердце из папье-маше. Со стороны все выглядело эффектно и мило. Но на репетициях со зверем "разговор" другой. Я видел, как медведя просто убивали за то, что он отказывался исполнять трюк. Нервы у дрессировщика не выдерживают, он срывается - и все, пошли побои! Картина, которую никогда не забуду, - сапоги дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью. Так беспощадно били зверя... И не только во время репетиций, порой и на глазах у зрителей тоже. Однажды известный дрессировщик во время представления в приволжском городке так приложил пантеру, что она упала на барьер манежа и билась в судорогах. Я сам невольно сделал медведя калекой - я, Владимир Дерябкин! Ударил в сердцах, а у бедняги потом образовалось бельмо на глазу. И до сих пор передо мной стоит эта картина.

- Но дрессировщики уверяют, что между ними и хищниками существуют особые, почти родственные отношения. Один питерский укротитель сказал: "Медведи - мои дети. Я их жалею и воспитываю".

- Ну да, дети... Мы на этих "детях" делали деньги. Вкусно ели, красиво одевались, ложились в чистую постель, а они сидели за решеткой. И до сих пор в России медведей, точно уголовников, перевозят все в тех же тесных, постылых клетках. Потому что для дрессировщика звери - всего лишь живой реквизит.

Я помню трюк "Скрещенные руки" - слон протягивает ногу, тигр кладет на нее лапу, сверху сам дрессировщик кладет ладонь. Как бы символика дружбы между зверем и укротителем. На самом деле - ложь. За этой лирикой скрывается насилие. Попробуйте навязать такое рукопожатие заклятым врагам. Они согласятся, если только вы окружите их смертоносным оружием. "Или вы протянете руки, или мы вас всех троих уложим!" И протягивают. Но, как только вы уберете оружие, они тут же вцепятся друг другу в глотки.

Не верьте поцелуям дрессировщика со зверем. На арене укротитель может подойти ко льву, потрепать по гриве, даже чмокнуть в морду. А за кулисами возьмет в руки палку.

Вы, наверное, замечали, что каждый дрессировщик слонов во время представления держит в руке кожаный стек. Конец стека украшен цветком. Укротитель подходит к животному, изящно взмахивает рукой, и слон, будто бы повинуясь цветку, послушно идет, куда нужно. Но никто из зрителей не знает, что под прекрасной розой скрыт острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Так происходит в цирках всего мира.


Ужас вернулся

ЗНАМЕНИТЫЙ русский дрессировщик как-то по телевизору рассказал очень лиричную историю про тигрицу, будто бы умершую от тоски по своему властителю. Сюжет такой: однажды этот человек закончил гастроли в южном городе и уехал в командировку. И вдруг ему звонят из цирка: "Тигрица лежит неподвижно, отказывается есть, слабо реагирует на свет". Не задумываясь, он бросил все и вернулся. Услышав шаги, тигрица привстала на лапах, подползла к прутьям, как бы прощаясь, из последних сил лизнула ему руку... и умерла. А мне стало смешно и грустно. Я представил совсем другую сцену: тигрица блаженно лежит в клетке. Она знает, что хозяина нет, и ей так хорошо, что ничего не хочется, даже есть. А тот свет, на который она щурится, - он не настоящий, солнечный, а электрический. Она думает: "Мне больше ничего не надо. Только бы он не приезжал подольше, только бы не шпынял ранним утром палкой в бок". Но вдруг открывается дверь зверинца. Тигрица видит дрессировщика и не может поверить: "Неужели это он? Неужели он вернулся?!" И умирает - но не от тоски, а от разрыва сердца.

Владимир КОЖЕМЯКИН
Фото Рейтер
"Аргументы и факты" http://www.aif.ru/
№ 48 (1153) от 27 ноября 2002 г., http://gazeta.aif.ru/online/aif/1153/25_01
Известный дрессировщик раскрывает тайны жестокого обращения с животными.

В ПРОШЛОМ номере "АиФ" мы опубликовали первую часть материала о "теневой" стороне профессии укротителя: оказывается, дрессировщики не только ухаживают за цирковыми зверями, но и бьют их, морят голодом, заставляют идти на унижения - лишь бы слон или тигр выполнил трюк, за который будут рукоплескать зрители. Рассказать всю правду об изнанке этого жанра решился известный дрессировщик Владимир ДЕРЯБКИН - создатель и руководитель труппы "Медвежий театр миниатюр". Он не смог вынести жестокости дрессуры и ушел с манежа. Он нашел в себе мужество честно сказать о том, что в действительности происходит за цирковыми кулисами - не только в России, но и во всем мире.

- ДРЕССИРОВЩИКИ дают понять зрителям, что цирковые звери - тоже артисты, и после трюка звери кланяются, им аплодируют.

- Момент, когда зверь делает "комплимент", - тоже насилие, огромное унижение и обман. Представьте: тебя бьют, а ты должен целовать ноги. Цирковые животные, конечно, тоже артисты. Но артисты поневоле! Помните трюк, когда на ствол ружья, которое держит дрессировщик, садились голуби, ружье громко стреляло, а голуби не взлетали и оставались спокойно сидеть? Вот вы привяжите обычных голубей за лапки к ружью и выстрелите. Что от них останется? Помрут от испуга.

- Как же приучили цирковых голубей?

- Постепенно. Стреляли рядом, глушили, глушили, пока голуби не привыкли. Или не оглохли. У меня тоже был трюк с голубями, когда птицы садились на голову медведю, прямо на шерсть, не прикрытую ничем, и он их не трогал. Зрители хлопали. А у бедного медведя только одно было на уме: как бы этих птичек схавать! Но он знал, что если хоть одну тронет, то его будут молотить за кулисами... Такая вот лирика. А чтобы медведь стал танцевать? Дети смеются, радуются, но никто не знает жестокости этого трюка. Или заставьте тигра прыгнуть на спину слону. Слонам в таких случаях делают специальные кожаные накидки с шипами у шеи, чтобы хищник не вцепился.

Пинок мишке

- КОГДА вы решили расстаться с дрессурой?

- На гастролях в Новой Зеландии. На репетиции медвежонок бросился мне под ноги, и я его пнул. Не сильно, он был еще совсем маленький. Но мишке хватило - он кубарем отлетел в сторону. А из зала за этим наблюдал незнакомый мне человек. Увидев пинок, он мрачно покачал головой. Оказалось, это был представитель "Гринписа". И буквально на следующий день нашему цирку устроили такую выволочку! Полиция всех нас допрашивала по одному. А когда в другой раз дрессировщик оставил цирковых собак на ночь под дождем, наш импресарио замучился летать на суды, которые за этим последовали.

А еще раз всю несправедливость дрессуры я понял, наблюдая на гастролях за нашими наездниками. У них была лошадь с израненной ногой. Она едва ходила и сильно прихрамывала. И вот на ней, на этой хромой лошади, работали! Пришпоривали посильнее и гнали по манежу на скорости, чтобы не было заметно, как она хромает. Потом прятали от чужих глаз в закутке и снова выводили на манеж. И не жалели - после травмы лошадь все равно шла под списание.

- Ваши медведи тоже уходили под списание?

- Когда я решил уйти, встал вопрос: куда медведей? У меня их оставалось шестеро. И в цирках, и в зоопарке - везде мишек хватает. Выхода не было. Рано утром их увезли ассистенты. На следующий день моих зверей не стало. И это медведи-артисты, которым рукоплескали, от которых зрители получали огромное удовольствие, - они все так закончат...

- Правда ли, что укротитель среди своих хищников - как вожак стаи?

- Вожак он только до тех пор, пока у него в руке стек. Закон здесь только один - страх. Хотя я слышал о дрессировщике Николае Павленко, который будто бы вообще обходится без стека.

- Какие еще есть методы наказания, кроме побоев?

- Голод. Зверя не кормят два-три дня, пока он не станет делать то, что требуется.

- А после представления, когда укротители выводят своих питомцев к зрителям и те позируют для фотосъемки, все выглядит так мирно...

- Эта идиллия может плохо кончиться. Обезьяну на руки людям сажать! Ну собачку там, ежа... Но как знать, что на уме у обезьяны?

- Но рядом же дрессировщик страхует.

- А что он с ней, договорился? "Ты, Мань, смотри мне, не вздумай!" Это же зверь - с клыками, когтями.

- В дельфинарии дрессировщик зовет детей сняться вместе с морским котиком. И при этом предлагает для большего эффекта положить руку на нос зверю.

- А если беда? Кто оплатит больничную койку? Дрессировщик сознательно рискует здоровьем детей, чтобы заработать, и не может этого не знать.

Удар на удар

- А ЕСТЬ вообще добрые дрессировщики?

- А добрые тюремщики, палачи? Давайте говорить прямо: с рождением дрессировщика рождается и жестокость. Как только ты взял медвежонка, посадил в клетку, вывел на манеж - все, это уже катастрофа для животного. Да и для человека тоже, если у него есть душа.

- Значит, у циркового зверя нет шансов на иную жизнь?

- Шанс только один: перед смертью рассчитаться с дрессировщиком за все. И укротитель знает: в отличие от тигра, льва, леопарда, которым нужны какие-то секунды, чтобы приготовиться к броску, медведь бросается без предупреждения. Он бьет головой в ноги человеку, подсекает лапами его за пятки и заламывает. Всю жизнь он терпеливо ждет своего момента, и, когда это мгновение настает, уговоры уже бесполезны.

- А если это случилось во время представления? Зрители же смотрят.

- Ну что же, что смотрят. Все знают, что наказание на манеже сразу же отталкивает зрителя от дрессировщика. Особенно если это случается в какой-то сценке, где медведь играет роль. Но вот он кинулся, и на его бросок нужно ответить ударом. Если этого не сделать, последует новый бросок, не сегодня, так завтра. Или ты его, или он тебя. По-другому не бывает.

Я любил своих медведей, но они меня - нет. Мы жили в вечном взаимном подозрении. Я ни секунды им не доверял. Поэтому и ушел с манежа без единой царапины.

С последним медведем у Дерябкина вышло так: один из них напоследок решил "рассчитаться". Это произошло в подвале, где 20-летний сын дрессировщика Володя держал взрослого медведя. Скоро они должны были отправиться на гастроли. В тот вечер в подвал зашла жена Дерябкина Люда - его партнерша по трюкам, которой когда-то медведь вручал на арене свое бутафорское сердце. Семилетний Фрол неожиданно бросился на нее и повалил на пол. Сыну едва удалось отбить мать и предотвратить трагедию. Красавица Людмила вернулась домой вся в крови. А наутро в подвале прозвучали два выстрела.

"Не думал, что закончу свою цирковую жизнь именно так, - сказал об этом Дерябкин. - Один из десяти в самом деле мог рассчитаться. Фрол ошибся - напал сначала на женщину. Если бы Вова был под медведем, Люда ничего не смогла бы сделать. Бог спас".
Владимир КОЖЕМЯКИН, Санкт-Петербург
Фото ИТАР-ТАСС, Рейтер
"Аргументы и факты" http://www.aif.ru/
№ 49 (1154) от 4 декабря 2002 г.№ за 2002 г. http://gazeta.aif.ru/online/aif/1154/27_01

НЕ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЖЕСТОКОСТЬ К ЖИВОТНЫМ - НЕ ХОДИТЕ В ЦИРК!
Ответ на комментарий Lynx_y # Пардон, вас снова обманули. Животных для цирка как берут в зоопарках, так и отлавливают в природе, убив мать. И если ваш аргумент "Давайте тогда всех выпустим на волю, пусть умирают без заботы" - это НЕ аргумент зоозащитника. Вернее, аргумент НЕ зоозащитника.
Lynx_y 07-02-2013-06:40 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # я дрессирую голодну собаку. Это не значит, что она не ела пять суток и жила в клетке на улице. ) Тот же "ужас" обучения, который вы приводите в такие яркие, и по вашему мнению, абсолютно верные примеры, показывает ваше незнание дела: ребенока маленький кричит в темноте, его приучают, показывая, что ничего нет страшного) Так давайте всех матерей на кол! они мучают детей! (вот ваша логика)
Цитировать АИФ (желтая пресса), отдельные истории жестокости... ненаучно. Человеческий фактор есть везде. отменять из-за него цирки хорошие (давайте и питомники туда же, и заповедники небольшие, чего уж) - это глупо. Максимализм. И "милочкой" будете тетушек на лавочке кликать
Lynx_y 07-02-2013-06:41 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # про "выпустим на волю" вы где прочли?:) снова ваша больная фантазия?:) в тексте такого нет.. так-с... о, в подтексте тоже! требую фактов
Lynx_y 07-02-2013-06:42 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # Комсомолку забыли процитировать))))) и сайты с "новостями" о трагедиях и открытиях
Ответ на комментарий Lynx_y # Ааах, вы "дрессируете" - ну тогда с вами разговор короткий, до вас ничего не дойдёт, как ни корячься. А уж взгляд на воспитание ребенка, кричащего в темноте - блин, слов нет. Да, это садизм - оставить ребёнка кричать в темноте. Ни одна мать у приматов не бросает малыша, наоборот, возьмёт на руки, прижмёт к себе. Но вы уже себя охарактеризовали. Вы "дрессируете". А если не верите АИФу, позвоните Терезе Дуровой и сами возьмите у неё интервью. "Дрессировщица", ...
Ответ на комментарий Lynx_y # Всё с вами ясно.
Ответ на комментарий Lynx_y # Фактов - целая тема. А переход на "диагнозы" - это тоже любимый приём "царя природы". Но никак не зоозащитника.
Lynx_y 07-02-2013-07:32 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # пручают не значит бросают) значит показывают, что в темноте не страшно, ходят вместе, укладывают спать при уменьшении света. Мои двое привыкли отлично :Р ваши, видать, спят с иллюминацией =) а профаны,вроде вас, всегда орут: "Волк, волк", особенно когда видели его только в книжке на картинке. Соболезную вам
Lynx_y 07-02-2013-07:33 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # кстати, про матерей у приматов, зоолог вы наш самоучка) когда детеныщ боится воды, например, то мать спокойно купает его, не слушая воплей а приматы макают своих куда более грубо, чем вам кажется. Учите мат.часть.
Ответ на комментарий Lynx_y # Чтобы в темноте было нестрашно, ребёнок должен чувсвовать маму. Мои слава богу выросли с уверенностью, что им не скажут "Поорёшь и перестанешь". Бинго. Это значит, что у вас кончились всякие аргументы. Вы проиграли спор, дае не попытавшись его начать. Поздравляю.
Ответ на комментарий Lynx_y # Lynx_y, советую вам последовать собственному совету для начала и изучить вопрос не поверху.
Lynx_y 07-02-2013-07:39 удалить
Ответ на комментарий Рената_Бедро # да ладно вам, барышня)))))
Ответ на комментарий Lynx_y # Угу, аргументы закончились? Хотя походу их и не было, кроме общепринятых сказочек о "гуманности" цирка.
Бандитос 07-02-2013-08:39 удалить
Ответ на комментарий Татьяна_Влади # человек тоже животное

давайте всех выпустим!


Комментарии (79): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Доброе" искусство цирка | Ветеринарный_кабинет - Дневник Ветеринарный_кабинет | Лента друзей Ветеринарный_кабинет / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»