М.С.:Но ведь кошки не любят шума, а как же тогда обстоит дело с аплодисментами или с игрой оркестра в театре?
Ю.К.: Действительно такое бывает.Например, мой кот Кутька испугался своих первых аплодисментов. Пришлось начинать все с самого начала. Я решил не отступать. Прежде всего, нужно было приучить Кутьку к яркому свету, музыке и конечно к самому главному — аплодисментам. Я начал с того, что во время игры включал в комнате, магнитофон, и часто хлопал в ладоши. А затем смастерил миниатюрный домик , сажал туда Кутьку и во время представления относил его в оркестр . Дирижер часто подшучивал надо мною:
-Слушай, твой кот очень музыкальный. Кричит как раз в той тональности, в которой мы играем.
Кутька понял, что перекричать оркестр ему не удастся. Со временем он стал спокойно переносить даже барабанную дробь, от которой у него совсем недавно дыбом становилась шерсть.
Дрессировать кошек - преступление!
- И все-таки вы не захотели стать дрессировщиком из-за некоторой... негуманности этой профессии? Ведь мало кто захочет просто так покинуть свою маленькую мафию, в которой все на века вперед гарантировано и «схвачено»?
- Работа дрессировщика часто вызывает споры в нашем благородном семействе. Я пыталась отстаивать свою точку зрения на дрессуру. Но безуспешно. Мама меня пока не слышит.
- А в чем, собственно, предмет споров?
- В том, что любая дрессура - все равно насилие.
Я не люблю смотреть на дрессированных животных в цирке. Я не люблю зоопарки. Я не понимаю, как можно водить детей среди клеток с целью сделать их добрее. Не склеивается это у меня в голове. В нашей семье к животным - слепая любовь. Мы в своих представлениях без насилия и садизма добиваемся славных результатов. Только в помощниках у нас не слоны и не тигры, а другие, ненастоящие, существа. Дрессированные кошки вызывают у меня дрожь. Уж я-то знаю, как надо подавить кошку, чтобы заставить ее ходить на задних лапах.
- Ну, не у каждого животного характер сахарный. Я, например, слышала, что слоны - одни из самых злопамятных существ...
- Да, они очень злопамятны, если не понимают, за что их наказывают. Когда я еще работала в цирке, был такой случай. Рабочий, разносивший еду животным, прижег слонихе сигаретой кончик хобота.
А эта часть хобота у слонов очень чувствительна.
Они иголку могут хоботом поднять. Так вот, мы никак не могли понять, что со слонихой происходит: только голос обидчика заслышит, поднимает дикий крик, ногами топает. Рабочий тогда сознался, что между ними произошло. Мы испугались за его жизнь, ему пришлось уволиться.
Сколько бы времени ни прошло, такую обиду слон не забудет и человека жизни лишит.
- Вот, допустим, редактор после выхода каждого номера газеты разборку полетов устраивает. А у дрессировщиков с подопечными «совещания» бывают?
- Несведущего человека это может шокировать.
Разборки бывают очень жестокими. Наказывать животное надо сразу, потому что через час медведь уже не поймет, за что дрессировщик лупит его по морде.
- А вы со своими слонихами тоже... дрались?
- Я на них воздействовала эмоционально, поскольку сама человек заводной. Влетаю в слоновник сразу после представления и ору: «Девки! Бездельницы! Работать не хотите!» И эти две махины закрывали морды ушами и стыдливо отворачивались. Потом они забивались в угол и начинали попискивать в ожидании, когда же я уйду...
- Я ни за что не поверю, что все дрессировщики воздействуют на своих питомцев голосом.
- И правильно сделаете! Самое уязвимое место у слона - кончики ушей. Если вы приходите в цирк или в зоопарк и видите слона с разорванными ушами, значит, ему рвали ухо багром. Проткнули и дернули.
- А правда, что перед аттракционами животных морят голодом, чтобы заставить работать на сцене?
- Это единственный способ их расшевелить. Кто ж сытый работать будет? Но после представления всех кормят.
- А ваша семья не обидится на вас за то, что вы раскрываете некоторые тайны их «кухни»?
- Каждый имеет право высказывать собственное мнение. Надеюсь, родственники меня поймут.
Кстати, во многих европейских цирках уже исключили из программ аттракционы с животными.
Меня радует, что кто-то еще мыслит так же, как я.
Анна Амелькина, «КП»
Комсомольская правда", 23 апреля 2002
Основа дрессуры - насилие
Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.
В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.
Считается, что существует несколько принципов дрессировки: 1) болевой, рассчитанный на запугивание зверя; 2) поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного; 3) комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.
Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.
Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?
Плохие условия содержания животных в цирках.
Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.
Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.
Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому "ткачеству". В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких "прикованных" рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями.
Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка "Фауна" российской государственной компании "Росгосцирк", гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников - отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных - свиней и пони - хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк - это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.
Нападение на людей – естественная реакция животных.
Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».