В связи с тем, что город , наконец, отреставрировал 2-ю часть проспекта Агмашенебели, некогда бывшего центральной улицей немецкого поселения, посыпались интересные статьи об истории создания "немецкого Тифлиса". Кроме того, в будущем году исполняется ровно 200 лет, как немцы поселились в Грузии, и эта круглая дата отмечается всевозможными мероприятиями.
Скажу вам не таясь, я не ровно дышу по поводу немецкой части моего города. И ведь немцы строили у нас не только во время своего добровольного переселения на новые земли. Пленные , после 2-й мировой, отстроили здесь целые кварталы, добротность этих построек всем известна, поэтому х не трогают, стараясь вписать в новые архитектурные планы. Привлекательны они и материалом - кирпич, сохраняющий тепло и радующий глаз, и скромными украшательствами, и большими красивыми окнами и подъездными дверями. Улицы, построенные немцами, - все прямые, четко обозначенные , пересекающиеся по прямым углам, так что нет нужды петлять и находиться в замешательстве откуда пришел и куда идешь, как, например, у нас в Сололаки или Абанотубани, в старинных тбилисских кварталах. И еще один момент. Люблю рассматривать старые фотографии и потом, прогуливаясь по улицам, выискивать остатки былой роскоши и с сравнивать с тем, что было.) (Следующим постом опубликую фотографии реабилитированного проспекта)
Немецкая колония в Тбилиси составляла 30 семей. В сущности, земля, которую им выделили здесь, была пригородом, этот район не входил в состав города. Причины их появления в Грузии давно известны: тяжелое экономическое положение и религиозная принадлежность швабов, отдалившихся от лютеранской церкви, заставили их согласиться на приглашение русского царя переехать в Рос. империю. Лидеры новой секты утверждали, что второе пришествие Христа состоится именно в Закавказье, и называли этот регион Палестиной.
Александр 1 был очень увлечен идеями сектантов-швабов, видимо, не без практичного интереса. Цель его была - заселение и развитие пустующих после долгих и тяжелых войн новых земель империи. В связи с этим, он пригласил швабов переселиться в Закавказье и издал манифест, по которому оделял переселенцев всевозможными привилегиями: передача земли в собственность, беспроцентные кредиты, освобождение от налогов на 10 лет, автономия, свобода вероисповедания, освобождение от воинской обязанности.
21 сентября 1817 г. 181 семья вюртенбергских швабов прибыла в Тбилиси. Их перевезлив окрестности деревни Сартичала, недалеко от Тбилиси (сейчас - 15 мин. езды на маршрутке) - ..там они основали первую колонию в Закавказье. В честь принцессы Марии Федоровны поселение назвали Мариенфельд. Через 2 месяца 2-я группа колонистов основала новое поселение, названное Элизабетталь, в честь императрицы Елизаветы Алексеевны. Это село Асурети, о котором я писала, пошарьте в блоге. )) и потом в течение 2 лет швабы устраивают еще несколько колоний : Катаринфильд в Болниси, .Петерсдорф недалеко от Мариенфильда в Сартичала, Нои Тфлис в Тбилиси (нынешние проспект Амашенебели, лощадь Марджанишвили и близлежащие улицы) и Алексадерсдорф (теперь это пр. Церетели, улицы Агладзе, Самтредия и Цкалтубская). Во второй половине 19 в. недалеко от Сухуми построились еще колонии: Ноидорф (Ахалсопели), Гнаденберг (с. Дзигута) и Линдау (с. Линдава).
В общей сложности, немецких поселений к концу 20 века было больше 20-ти.
[700x372]
Поселения немецких колонистов в Грузии.
АЛЕКСАНДЕРСДОРФ
Как уже було сказано, колония Александерсдорф расположилась в районе Дидубе. (станция м Церетели). Этот тбилисский район тоже был пригородом в те времена. И немцы занялись сельским хозяйством
Александерсдорф и Нои Тифлис на карте Грузии
Немецкий путешественник Эдуард Аихвальд, посетивший Александерсдорф, писал, что колонисты занимаются выращиванием картофеля, производством мяса и молочных продуктов и поставкой своей продукции в Тбилиси. К слову сказать, в тот период тбилисцы питались в основном овечьим мясом и пили бычье молоко, картофель не был популярен.Так что, немцы предложили новые вкусные и качественные продукты.
[558x263]
Александерсдорф. Тбилисская панорама.
НОИ ТИФЛИС
Нои Тифлис, или Новый Тифлис, появился наместе деревни Кукия (сейчас так называется тбилисский район, чуть выше немецкого Тифлиса, т.е. пропекта Агмашенебели). В отличие от дидубийского поселения, где немцы занимались сельским хозяйством, в Кукия расположились ремесленники, которым выделили небольшие участки земли вокруг домов. Немцы открыли множество контор, ателье и мастерских. Например, в кон. 19 в. некая семья Майеров владела магазином ритуальной услуг. Семейный бизнес заключался в изготовлении итуальных аксессуаров, которые продавались в магазине на первом этаже их жилого дома. Эта же семья владела аптекой и торговым домом.
[700x470]
Винный магазин Туниепа "Кахетинские вина"
Архитектурный стиль 2-х тифлисских колоний был одинаков - дома были, в основном, одноэтажные с высоким чердаком.
[700x450]
Михайловский проспект. Гостиница "Мадера"
В Новом Тифлисе в садах при домах росли фруктовые деревья и виноград, высаживались цветы. Между двумя рядами домов проходила широкая прямая дорога. вначале ее называли Кукийской, а в 1899 году она стала Михайловским проспектом. Параллельные улицы выше и ниже проспекта были соединены между собой узкими переулками. .И надо сказать, что и сейчас в планировке той части города учитывается схема немецкого поселения.
ВЕРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
В первые годы своего проживания в Грузии у немцев, несмотря на льготы и покровительство императора, все же были проблемы: им трудно было приспособиться к климату, их косили эпидемии и неурожайные годы. Император, воспользовавшись их сложным положением, вдруг поменял политику в религии и по "просьбе" генерала Ермолова назначил пастора. В 1823 г. один проезжий из Базеля миссионер, Август Дитрих, составил религиозный проект для колонистов, проект был впоследствии утвержден евангелистской лютеранской церковью России и в 1827 г. у грузинских немцев появился обер-пастор. Да, так было легче следить и управлять колонистами.
В 1830 г. императором было выделено до 28 тысяч рублей на строительство церквей в пяти немецких колониях. При церквях были организованы школы, в котшорых вплоть до 70-х гг 1 в. обучение шло на немецком языке.
"Немец поменьше съест, поменьше выпьет, вытерпит и голод и жажду, но для образования своего ребенка отложит тяжким трудом добытый грош. Потому что знает, что без образования ребенок не вырастет человеком. Немцы впереди всех по чтению и письму, среди 4-х немцев, только один не образован. Учение, образование, знание для немца - первейшая необходимость. Так что он будет экономить на всем, лишь бы собрать достаточно денег для обучения детей." - Писал с восхищением Илья Чавчавадзе.
в Ноу Тифлисе, на сегодняшней пл. Марджанишвили, в 1894 г. немцы начали строить лютеранскую кирху, церковь св. Петра и Павла (поэтому ул. .марджанишвили долгое время, да и сейчас старожилы, называли Кирочной), строительство закончено было через 3 года. Проект сооружения в неоготическом стиле принадлежал немецкому архитектору Леопольду Билфельду. Забавно звучит, но ему же принадлежит проект грузинской церкви Кашвети на пр. Руставели. )
Немцы организовали "Всекавказское немецкое общество" , целью которого было создание в Закавказье немецкой автономной области. Здание комитета общества находилось на Михайловском проспекте в 373-м номере. кроме того функционировал "Немецкий национальный союз", сейчас это здание на пр. Агмашенебели под номером 108 (бывала в нем , симпатично)))))) Союз защищал интересы грузинских немцев, и выбранному комисару союза подчинялось население.
[517x700]
Лютеранская церковь Петра и Павла
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 30-е гг советское правительство начало ущемлять права немцев. В 33-ем была закрыта лютеранская церковь., убили пастора Мейера. В 42-м , в начале войны, немцев переселили в Казахстан и Сибирь. В колониях оставили только женщин, которые были из смешанных семей. Кирху после войны разрушили руками пленных немцев, а на ее месте построили жилой дом.
[260x377]
[462x700]
Огромное количество немцев погибло. В Грузии к началу войны проживало около 28 000, и только маленькая часть из них вернулась в родные места.
Лютеранская церковь отстроена была только после развала сов. союза. (В моем блоге вы можете найти фотографии новой церкви и рассказы о праздниках) Эта церковь стоит на ул. Гранели, - если кто ориентируется в нашем городе, то церковь стоит позади памятника Горького, - на земле заброшенного кладбища немецких колонистов. Церковь смогли построить только после образования немецкого общества "Айнунг" , в 1999 году, и называется она церковью Примирения.
Немецкий дом на ул. Агладзе
НЕМЕЦКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕГОДНЯ
Дидубийские немецкие строения все еще стоят на улицах Цкалтубской, Самтредской и ул. Агладзе. Но они буквально рассыпаются на глазах.
В Нои Тифлисе практически все здания сохранены. К сожалению, идентифицировать их трудновато, потому что они перестраивались, без изменений остались только первые этажи и подвалы. Реставрация и восстановление домов связаны с большими финансовыми затратами, на данном этапе все работы проводятся только грузинской стороной. Желательно, конечно, чтобы к этому подключились немецкий и грузинский фонды и другие организации. Для нас немецкое наследие имеет большое значение. Все это надо беречь, хранить и изучать.
[700x525]
Пр. Агмашенебели, 108
[700x525]
Пр. Агмашенебели, 109, на фасаде доска с надписью о происхождении названия "Нои Тфлис"
[700x525]
Ул. Цкалтубская
[700x525]
Ул. Джавахишвили
[700x525]
Мемориальная доска жилого дома на месте лютеранской церкви
[700x568]
Михайловский проспект
[700x218]
Вид на Александерсдорф (слева) и Нои Тифлис. Если приглядеться, можно увидеть кирху Петра и Павла.
[700x326]
Нои Тифлис и его сады и кирха на схеме Тбилиси 1913 года
[700x378]
Перспективный план Немецкого Тифлиса на правой стороне Куры
[700x389]
Михайловский проспект
[700x338]
Кирха
[700x525]
Жилой дом на перекрестке проспекта Агмашенебели и ул. Марджанишвили, где стояла лютеранская кирха