• Авторизация


Без заголовка 30-03-2012 04:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения PaniPolak Оригинальное сообщение

Муромское княжество и Касимовское «царство»

[290x174]
"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. «Был в Русской земле город, названием Му­ром…»

Иван Алексеевич Бунин. «Чистый понедельник»

Впервые Муром упоминается в летописи под 862 годом, но возник он зна­чительно раньше, как минимум, лет на триста. Возможно, он был «столицей» финского народа мурома. Да и потом он не раз становился столицей.

В 987 году великий киевский князь Владимир Святославич направил в Му­ром своего сына Глеба. Историк Василий Татищев пишет, что в X веке Муром относился к Ростовскому княжеству.

В Ростове номинально правил брат Глеба, Борис. Но так как Борис постоянно жил в Киеве с отцом, то Глеб Муромский осу­ществлял власть не только в своем уделе, но и в Ростове, то есть был правите­лем всей Северо-Восточной Руси – будущего ядра Российского государства.

Как мы уже писали, в 1015 году Глеб, как и Борис, были вероломно убиты сво­им сводным братом Святополком Ярополчичем Окаянным. Уже в 1071 году Глеб Муромский и Борис Ростовский были причислены к лику святых. Естест­венно, что особо их почитали в их уделах, Муроме и Ростове.

[242x208]
Между тем Муром недолго оставался под властью Ростова. В 1006 году произошло судьбоносное решение: креститель Руси Владимир Святославич за­ключил договор о мире и торговле с Волжской Булгарией. В 1097 году город стал столицей удельного Муромо-Рязанского княжества, отделившегося от Чер­нигова.

Увы, подчас мир бывает хуже войны. Пока финны охотились в дремучих лесах, до них никому и дела не было. А тут они начали торговать мехом, медом, воском и всем, чем бог послал. Горожане разбогатели на торговле и стали воз­буждать зависть соседей.

А поскольку с начала XI века Муром оказался на границе Киевской Руси, то на него стали совершать набеги «иностранцы» – кам­ские и волжские булгары, то есть татары. Особо болезненными были для му­ромцев набеги 1088 и 1189 года. Впрочем, от этих потрясений русско-финский Муром быстро оправился, а тут новая беда – монголы, а с ними и давние зави­стники-соседи – булгары.
[251x201]

На протяжении XIII века Муром трижды разрушался до основания – в 1239, 1281 и 1293 годах. Горожане прятались в лесах, возвращались на пепели­ще и возрождали Муром из небытия. Поэтому, несмотря на разрушения, Муром сохранял столичный статус до начала XV века, когда он был присоединен к Мос­ковскому княжеству.

И вновь Муром стал пограничным городом, но уже не Киев­ской Руси, а Руси Московской. Ныне Муром, что вполне логично, принадлежит к Владимирской области (Владимир от Мурома всего в 13 километрах). От домон­гольской архитектуры в Муроме, правда, ничего не сохранилось – самые ста­рые соборы датируются XVI веком. Да и как после монголов могло что-то сохра­ниться?!

[259x194]
Выше Мурома, над левым берегом Оки, стоит город Касимов. В древности он именовался Городцом-Мещерским. Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Князь расположил его в удачном месте: лес здесь отступает, а не­большое плодородное ополье издревле густо было застроено селами и городи­щами. Вот поэтому построенный суздальским князем Городец-Мещерский сразу стал во главе небольшой волости, а благодаря шедшему по Оке торговому пути начал процветать.

Согласно местному преданию, в Городце-Мещерском в 1263 году скончал­ся один из величайших наших правителей – Александр Невский. Возвращаясь из Орды, он почувствовал приближение смерти и принял схиму в Богоявлен­ском монастыре (ныне его, увы, уже нет, но еще в начале XX века этот мона­стырь – одна из величайших исторических и духовных ценностей России – еще существовал). Этому печальному событию посвящено стихотворение Майкова «В Городце в 1263 году»:

Тихо лампада над образом Спаса горит…

Князь неподвижен лежит…

Словно как свет над его просиял головой –

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

При этом в Касимове на Оке, то есть в самом центре России, стоит мусуль­манская мечеть с минаретом. Поясним, что мечеть – мусульманский храм, а на­звание происходит от арабского слова «масджид» – место поклонения; минарет – башня для призыва мусульман на молитву и название башни происходит от арабского «манн-ара» – маяк.

Касимовская мечеть, в том виде, в каком ее мож­но увидеть сегодня, не столь уж древнее сооружение – конца XVIII века, но сто­ит она на действительно древнем основании – XV века.Как же она тут оказа­лась? Очевидно, здесь кроется какая-то тайна. Да, тайна существует, но только для тех, кто не знает отечественной истории. Дело в том, что до XV века Каси­мов назывался, как мы уже сказали, Городцом. И было это владение Москвы.

В 1471 году великий московский князь Василий II Темный пожаловал этот свой город беглому казанскому царевичу Касиму. Так город получил свое вто­рое имя – Касимов и стал столицей русско-татарского «царства». Вообще, хан Касим-Трегуб – личность яркая, удивительная и оставившая по себе добрую па­мять в русской истории.

А потому о нем нужно рассказать подробнее, начав по­вествование следует с его отца, хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда (год рож­дения не известен, а убит он был своим старшим сыном в 1445 году). Все нача­лось с того, что Улу-Мухаммед был изгнан братом Кичимом и вынужден был в 1437 году искать убежища на Руси.

Но напрасно. Василий Темный послал про­тив хана войско во главе со своим дядей Шемякой. Улу-Мухаммед бой выиграл и ушел в Волжскую Булгарию, и на руинах Казани, разрушенной русскими в 1399 году, создал новый многонациональный город с тем же именем, столицу сильного Казанского ханства.

Что хорошо для татар – плохо для русских. Если бы Василий Темный про­явил больше мудрости, то Улу-Мухаммед – теперь могущественный казанский хан – не оказался бы в 1439 году у стен Москвы. Василий же, увы, бежал прочь, бросив столицу на произвол судьбы.

Хан простоял у стен города 10 дней, но ре­шил не штурмовать укреплений и тем самым сохранить войско. Он отступил к Коломне, которую сжег, а коломенцев, по большей части, увел в полон. Улу-Му­хаммеду понравился этот поход и он стал совершать набеги на Русь едва ли не ежегодно. Неизвестно, какие беды Руси еще принес бы Улу-Мухаммед, если бы его не зарезал собственный сын Мамутек.

Что плохо для татар, хорошо для русских. После того как царевич Маму­тек зарезал отца и младшего брата Юсуфа, два оставшихся в живых царевича, Касим и Якуб, бежали на Русь. Они объявились в Черкасской земле, а затем прибыли к Василию Темному и нанялись к нему на службу.

Великий князь их ус­луги принял и послал воевать против своего многострадального дяди Дмитрия Юрьевича. Татарские ханы воевали успешно и побеждали не только Шемяку, но и своих земляков: хана Сеид-Ахмеда и татарского военачальника Меулым-Берды.

Вскоре после этого Касим, прозванный Трегубом, получил от великого кня­зя в удел Городец-Мещерский на Оке. Таким образом, беглый татарский царе­вич стал основателем мини-государства, получившего название Касимовского «царства».

Но, очевидно, столь скромные владения его не устраивали, и Ка­сим-Трегуб охотно откликнулся, когда его позвали на ханский престол в Булга­рию. Но не тут-то было: на берегах Волги его встретил племянник Ибрагим, сын Мамутека-убийцы, и сила была на стороне действующего правителя Казанского ханства.

Вскоре после этого неудачного похода Трегуб скончался. Надо пони­мать, что не от полученных ран, а от огорчения. Между тем Касимовское «царст­во» не исчезло. В дальнейшем это мини-государство возглавляли татарские «цари», назначавшиеся из Москвы.

По замыслу великого князя, финно-угорский Касимов противостоял тюрк­ской Казани. Деньги правителям Касимова выплачивал Посольский приказ, также средства шли из рязанской казны.

Местное мордовское и мещерское на­селение платило касимовским ханам ясак, то есть дань. Касимовские царевичи, кроме того, получали натуральный оброк мёдом от бортников, кабацкие и тамо­женные сборы. Спустя двести лет после своего создания, в 1681 году, Касимов­ское «царство» было ликвидировано.

Зримая память об этом удивительном русско-татарско-финском государст­ве запечатлена в архитектуре города. Это не только минарет XV–XVIII веков и мавзолеи Шах-Али-хана и Авган-Мухаммед-Султана (соответственно – XVI и XVII веков), но и расположенные рядом с ними православные церкви – Богоявлен­ская, Никольская, Троицкая (все XVIII века) и Вознесенский собор (XIX века).

И еще одна тайна. Мало кто знает, что за алтарем Богоявленской (иначе Георгиевской) церкви, построенной в самом начале XVIII века на краю Касимова (там, где находился центр Городца-Мещерского), покоится самый остроумный человек петровской России – шут Иван Александрович Балакирев. Его похожде­ния описаны писателем Ксенофонтом Алексеевичем Полевым (1801–1867).

feren52
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Alex_Frederik_Corvis - Дневник Alex_Frederik_Corvus | Лента друзей Alex_Frederik_Corvis / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»