Это цитата сообщения
PaniPolak Оригинальное сообщениеМуромское княжество и Касимовское «царство»
[290x174]
"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. «Был в Русской земле город, названием Муром…»
Иван Алексеевич Бунин. «Чистый понедельник»
Впервые Муром упоминается в летописи под 862 годом, но возник он значительно раньше, как минимум, лет на триста. Возможно, он был «столицей» финского народа мурома. Да и потом он не раз становился столицей.
В 987 году великий киевский князь Владимир Святославич направил в Муром своего сына Глеба. Историк Василий Татищев пишет, что в X веке Муром относился к Ростовскому княжеству.
В Ростове номинально правил брат Глеба, Борис. Но так как Борис постоянно жил в Киеве с отцом, то Глеб Муромский осуществлял власть не только в своем уделе, но и в Ростове, то есть был правителем всей Северо-Восточной Руси – будущего ядра Российского государства.
Как мы уже писали, в 1015 году Глеб, как и Борис, были вероломно убиты своим сводным братом Святополком Ярополчичем Окаянным. Уже в 1071 году Глеб Муромский и Борис Ростовский были причислены к лику святых. Естественно, что особо их почитали в их уделах, Муроме и Ростове.
[242x208]
Между тем Муром недолго оставался под властью Ростова. В 1006 году произошло судьбоносное решение: креститель Руси Владимир Святославич заключил договор о мире и торговле с Волжской Булгарией. В 1097 году город стал столицей удельного Муромо-Рязанского княжества, отделившегося от Чернигова.
Увы, подчас мир бывает хуже войны. Пока финны охотились в дремучих лесах, до них никому и дела не было. А тут они начали торговать мехом, медом, воском и всем, чем бог послал. Горожане разбогатели на торговле и стали возбуждать зависть соседей.
А поскольку с начала XI века Муром оказался на границе Киевской Руси, то на него стали совершать набеги «иностранцы» – камские и волжские булгары, то есть татары. Особо болезненными были для муромцев набеги 1088 и 1189 года. Впрочем, от этих потрясений русско-финский Муром быстро оправился, а тут новая беда – монголы, а с ними и давние завистники-соседи – булгары.
[251x201]
На протяжении XIII века Муром трижды разрушался до основания – в 1239, 1281 и 1293 годах. Горожане прятались в лесах, возвращались на пепелище и возрождали Муром из небытия. Поэтому, несмотря на разрушения, Муром сохранял столичный статус до начала XV века, когда он был присоединен к Московскому княжеству.
И вновь Муром стал пограничным городом, но уже не Киевской Руси, а Руси Московской. Ныне Муром, что вполне логично, принадлежит к Владимирской области (Владимир от Мурома всего в 13 километрах). От домонгольской архитектуры в Муроме, правда, ничего не сохранилось – самые старые соборы датируются XVI веком. Да и как после монголов могло что-то сохраниться?!
[259x194]
Выше Мурома, над левым берегом Оки, стоит город Касимов. В древности он именовался Городцом-Мещерским. Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Князь расположил его в удачном месте: лес здесь отступает, а небольшое плодородное ополье издревле густо было застроено селами и городищами. Вот поэтому построенный суздальским князем Городец-Мещерский сразу стал во главе небольшой волости, а благодаря шедшему по Оке торговому пути начал процветать.
Согласно местному преданию, в Городце-Мещерском в 1263 году скончался один из величайших наших правителей – Александр Невский. Возвращаясь из Орды, он почувствовал приближение смерти и принял схиму в Богоявленском монастыре (ныне его, увы, уже нет, но еще в начале XX века этот монастырь – одна из величайших исторических и духовных ценностей России – еще существовал). Этому печальному событию посвящено стихотворение Майкова «В Городце в 1263 году»:
Тихо лампада над образом Спаса горит…
Князь неподвижен лежит…
Словно как свет над его просиял головой –
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»
При этом в Касимове на Оке, то есть в самом центре России, стоит мусульманская мечеть с минаретом. Поясним, что мечеть – мусульманский храм, а название происходит от арабского слова «масджид» – место поклонения; минарет – башня для призыва мусульман на молитву и название башни происходит от арабского «манн-ара» – маяк.
Касимовская мечеть, в том виде, в каком ее можно увидеть сегодня, не столь уж древнее сооружение – конца XVIII века, но стоит она на действительно древнем основании – XV века.Как же она тут оказалась? Очевидно, здесь кроется какая-то тайна. Да, тайна существует, но только для тех, кто не знает отечественной истории. Дело в том, что до XV века Касимов назывался, как мы уже сказали, Городцом. И было это владение Москвы.
В 1471 году великий московский князь Василий II Темный пожаловал этот свой город беглому казанскому царевичу Касиму. Так город получил свое второе имя – Касимов и стал столицей русско-татарского «царства». Вообще, хан Касим-Трегуб – личность яркая, удивительная и оставившая по себе добрую память в русской истории.
А потому о нем нужно рассказать подробнее, начав повествование следует с его отца, хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда (год рождения не известен, а убит он был своим старшим сыном в 1445 году). Все началось с того, что Улу-Мухаммед был изгнан братом Кичимом и вынужден был в 1437 году искать убежища на Руси.
Но напрасно. Василий Темный послал против хана войско во главе со своим дядей Шемякой. Улу-Мухаммед бой выиграл и ушел в Волжскую Булгарию, и на руинах Казани, разрушенной русскими в 1399 году, создал новый многонациональный город с тем же именем, столицу сильного Казанского ханства.
Что хорошо для татар – плохо для русских. Если бы Василий Темный проявил больше мудрости, то Улу-Мухаммед – теперь могущественный казанский хан – не оказался бы в 1439 году у стен Москвы. Василий же, увы, бежал прочь, бросив столицу на произвол судьбы.
Хан простоял у стен города 10 дней, но решил не штурмовать укреплений и тем самым сохранить войско. Он отступил к Коломне, которую сжег, а коломенцев, по большей части, увел в полон. Улу-Мухаммеду понравился этот поход и он стал совершать набеги на Русь едва ли не ежегодно. Неизвестно, какие беды Руси еще принес бы Улу-Мухаммед, если бы его не зарезал собственный сын Мамутек.
Что плохо для татар, хорошо для русских. После того как царевич Мамутек зарезал отца и младшего брата Юсуфа, два оставшихся в живых царевича, Касим и Якуб, бежали на Русь. Они объявились в Черкасской земле, а затем прибыли к Василию Темному и нанялись к нему на службу.
Великий князь их услуги принял и послал воевать против своего многострадального дяди Дмитрия Юрьевича. Татарские ханы воевали успешно и побеждали не только Шемяку, но и своих земляков: хана Сеид-Ахмеда и татарского военачальника Меулым-Берды.
Вскоре после этого Касим, прозванный Трегубом, получил от великого князя в удел Городец-Мещерский на Оке. Таким образом, беглый татарский царевич стал основателем мини-государства, получившего название Касимовского «царства».
Но, очевидно, столь скромные владения его не устраивали, и Касим-Трегуб охотно откликнулся, когда его позвали на ханский престол в Булгарию. Но не тут-то было: на берегах Волги его встретил племянник Ибрагим, сын Мамутека-убийцы, и сила была на стороне действующего правителя Казанского ханства.
Вскоре после этого неудачного похода Трегуб скончался. Надо понимать, что не от полученных ран, а от огорчения. Между тем Касимовское «царство» не исчезло. В дальнейшем это мини-государство возглавляли татарские «цари», назначавшиеся из Москвы.
По замыслу великого князя, финно-угорский Касимов противостоял тюркской Казани. Деньги правителям Касимова выплачивал Посольский приказ, также средства шли из рязанской казны.
Местное мордовское и мещерское население платило касимовским ханам ясак, то есть дань. Касимовские царевичи, кроме того, получали натуральный оброк мёдом от бортников, кабацкие и таможенные сборы. Спустя двести лет после своего создания, в 1681 году, Касимовское «царство» было ликвидировано.
Зримая память об этом удивительном русско-татарско-финском государстве запечатлена в архитектуре города. Это не только минарет XV–XVIII веков и мавзолеи Шах-Али-хана и Авган-Мухаммед-Султана (соответственно – XVI и XVII веков), но и расположенные рядом с ними православные церкви – Богоявленская, Никольская, Троицкая (все XVIII века) и Вознесенский собор (XIX века).
И еще одна тайна. Мало кто знает, что за алтарем Богоявленской (иначе Георгиевской) церкви, построенной в самом начале XVIII века на краю Касимова (там, где находился центр Городца-Мещерского), покоится самый остроумный человек петровской России – шут Иван Александрович Балакирев. Его похождения описаны писателем Ксенофонтом Алексеевичем Полевым (1801–1867).
feren52