Вкратце о принципах раги, индийской классической музыки. С минимальным использованием терминов на хинди)
Речь пойдёт о классической музыке северной индии.Многие любят слушать индийские раги, но мало кто у нас понимает по каким принципам развивается их исполнение.
Зная же эти принципы, можно получить от исполнения раги ещё большее эстетическое удовольствие. Хотя конечно же иногда приятно просто закрыть глаза и отпустив ум погрузиться в медитацию.
Солирующие инструменты в индийской классической музыке это( наиболее распространённые) : ситар, сарод, бансури, сантур, вокал...
Аккомпанирующие ударные инструменты : табла, пакавадж.
С ситаром знакомы все, а вот сарод знают меньше, хотя он наряду с ситаром один из самых важных инструментов в индийской музыке.Очень часто можно услышать вопрос :"А что делает человек с каким-то инструментом на заднем плане?"
Как например девушка в этом видео , где солирует сантур :
Девушка играет на тампуре, это аккомпанирующий инструмент.Она перебирает струны создавая непрекращающийся фон,богатый обертонами. Основной функцией тампуры является постоянное звучание основного тона на протяжении всей композиции для того,чтобы как исполнитель ,так и слушатель всегда имели ощущение этого базового тона раги. Часто вокалисты аккомпанирует сами себе на тампуре.
Иногда музыканты используют электронный прибор, который заменяет тампуру,но он конечно не способен создать такую палитру обертонов как "живая" тампура.
Рага всегда начинается с интродукции, вступления, в котором солист показывает лад и важные ноты и мотивы раги.
Сначала он играет вне ритма. Затем начинает играть более ритмичные пассажи. Всё это импровизация.После вступления солист играет композицию, вступает аккомпанирующий ударный инструмент, к примеру табла. Композиция играется в одном из талов. Тал соответствует западному понятию "музыкальный размер", как например 4/4 или 3/4. В индийской музыке самый распространённый размер 16/4 или тин-тал.
После того как солист показывает композицию он начинает импровизировать ,время от времени возвращаясь к мотивам из композиции.
Очень часто можно видеть как солист и таблист довольно смотрят друг на друга и иногда ещё и приговаривают "киа ба те"(что значит "прекрасно" или "как хорошо говоришь").
Это происходит когда они вместе приходят в сильную долю такта после красиво сыгранной импровизации.
Концерты индийской классической музыки как правило проходят по такой программе:
1 часть: рага, продолжительностью от 20 мин. до 2 часов
2 часть: дхун, это жанр классической музыки, основаный на мелодии народной или популярной песни, тема с импровизацией, лёгкий жанр, "на закуску")))
Пример дхуна в исполнении Харипрасада Чаурасии:
Обычно в начале концерта обьявляют какая рага будет исполняться и в каких размерах(талах) будет играться композиция и импровизация.
Сжатое определение раги, которое дал Рави Шанкар: "Рага является определенной, научно обоснованной,тонкой эстетической мелодической формой, представленной рядом тонов в пределах октавы;каждая рага отлична от другой и обладает своей особенной последовательностью тонов, числом тонов, восходящим и нисходящим порядком их движения, особо акцентируемыми тонами,звуками различной протяженности, характерными фразами и преобладающим настроением.Это - мелодическая основа индийской классической музыки, на которой музыкант импровизирует в любом стиле любое по длительности время и в любом темпе как соло, так и в сопровождении ударных инструментов, и она может стать основой для множества музыкальных произведений (песен или инструментальных композиций)."Исходное сообщение Ruhsal здорово! спасибо за статью!Спасибо)Сам знаю:))) Специально избегал терминов , чтоб попроще было)можно дополнить? сильная доля тала, в которую приходят музыканты, называется САМ
Исходное сообщение Basim пока читал и слушал, все внутри перестроилось и стало легким, умиротворенным. Спасибо за настроение:) я рад. а тебе спасибо за дропбокс, у тебя в посте увидел и себе установил, очень удобно)![]()