Первоначально чайная церемония появилась как одна из форм практики медитации монахов-буддистов и стала неотъемлемым элементом японской культуры.
Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде.
По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая.
В целом действие чайной церемонии представляет собой специально организованную встречу хозяина - чайного мастера - и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая.
Чаепитие проводится в чайном домике на территории которого находится сад, куда гости могут переместиться в процессе церемонии.
Источник : http://vobche.livejournal.com/
В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак... В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны и кипарисы.
Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари.
Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося.
Он состоит из одной или нескольких комнат, в которые ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл - она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения.
В прошлом низкий вход давал ещё один эффект - самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога. Их встречает хозяин или хозяйка дома.
Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Весь процесс проходит в полном молчании.
[950x632]
Чай засыпается в керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены.
Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин готовит чай в отдельной чашке для каждого из гостей.
Непосредственно перед чаепитием подаются «омогаси» — сладости к чаю.
Омогаси предназначены не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать.
[629x950]
Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя).
Гость принимает чашу правой рукой и ставит её на левую ладонь. После первого глотка, чашу следует провернуть три раза "против часовой стрелки", а затем допить остатки чая.
Завершается процесс чаепития поднесением чаши к голове и поклоном.
Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах.
Затем хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению.
Некоторые церемонии продолжаются более 4-х часов. Но существует несколько различных сокращённых вариаций для ситуаций, когда проведение её в «классическом» варианте невозможно.